Рейтинг@Mail.ru
Теперь у нас есть кино: как в Саудовской Аравии учатся развлекаться - РИА Новости, 22.11.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Теперь у нас есть кино:

как в Саудовской Аравии учатся развлекаться

Анна Кочарова

Кинопоказы, театральные постановки и музеи — все эти развлечения заново открывают для себя многие жители Саудовской Аравии, страны, которая  до недавних пор считалась одной из самых закрытых в мире. Поэтому столь популярным стал в королевстве открывшийся недавно Центр мировой культуры Абдул-Азиза — суперсовременный комплекс, построенный по проекту известного норвежского архитектурного бюро.

Корреспондент РИА Новости Анна Кочарова отправилась на берег Персидского залива — в город Дахран, где расположен центр.

Здание Центра мировой культуры короля Абдул-Азиза  (ITHRA) находится в отдалении от центра города. Напоминает оно огромные камни в пустыне: пять гигантских «валунов», покрытых металлическими трубами, переливаются днем на солнце и отражают свет фонарей в темноте. Вокруг разбита огромная  клумба с растениями из разных регионов страны. Вечером на центральную башню проецируются абстрактные орнаменты, красиво подсвечивается современная архитектура небольшой мечети и витражи соседнего корпуса для инженерных выставок.

«Наш культурный центр — это первое подобное заведение. Посетители получают особый опыт, и многое тут для них становится открытием. Люди ходят в мечети, могут проводить какое-то время на пляже, посещать торговые центры. В стране, конечно, есть несколько музеев. Но поход в музей — далеко не то, что в первую очередь приходит людям в голову, когда они думают, где провести время», — рассказывает директор ITHRA Фатима Аль-Рашид.

1 / 2
Центр мировой культуры короля Абдул-Азиза вечером

Официально центр открылся в июне 2018 года. Его сразу же назвали архитектурным чудом XXI века. К концу 2019 года число посетителей ITHRA должно достигнуть миллиона человек.

Чудо, построенное обычными людьми

Фатима с удовольствием показывает огромное здание, общая площадь которого составляет около 80 тысяч квадратных метров. Но на поверхности – лишь треть строения, остальное  спрятано под землей. Между металлическими трубами на фасаде, которые так удивительно мерцают на солнце, и основными стенами оставлен зазор, благодаря  чему стены не так сильно нагреваются. Общая длина труб составляет 350 километров - расстояние от Дахрана до столицы страны Эр-Рияда. Всего их 75 тысяч и каждая – со своим углом изгиба.

«Наш центр сделали обычные люди, которые работали с нами и были уверены, что мы создаем чудо, – не без гордости подмечает Фатима. – В проекте участвовали семь стран: Германия, Австрия, Чехия, Норвегия, Великобритания, Италия, Саудовская Аравия. Материал мог прийти из одной страны, потом он шел на обработку в другую, инженерные работы – в третьей и так далее. Сотни часов мы потратили на то, чтобы это все разработать. Но всего лишь по 12 минут уходило на то, чтобы закрепить каждую трубу».

В представлении европейца, приехавшего в Саудовскую Аравию впервые, Фатима – нетипичная восточная женщина. Она возглавляет крупнейшую культурную организацию в стране, ходит преимущественно в светлой одежде, хотя и покрывает голову. Архитектор и дизайнер, Фатима работала в крупнейшей нефтяной компании Saudi Aramco, когда ей предложили заняться созданием центра. 

Дальше она сама контролировала все этапы строительства – от объявления архитектурного конкурса, в котором в итоге победило норвежское бюро Snøhetta (Cнёхетта) до строительных работ и внутреннего дизайна. 

«На улице у нас обычно очень жарко и светит яркое солнце, – рассказывает Фатима, показывая входную зону центра. – Но здесь вы попадаете в пространство с приглушенным светом, это переход из одного состояния в другое. Люди чувствуют, что их ждет что-то необычное. Мы не просто старались искать новые формы и сочетать интересные материалы, а стремились создать дизайн, который будет выражать новый опыт, который посетители здесь могут получить».

На первом этаже Фатима демонстрирует стену, выполненную в традиционной глинобитной технике. Для ее создания использовался песок из котлована. Стена практически всегда холодная, к ней приятно прикасаться, как и ко многим другим поверхностям в Центре. Чем больше Фатима рассказывает об идеях, заложенных в дизайне здания, тем яснее становится: здесь нет ничего случайного, и именно поэтому в этом пространстве так комфортно находиться.

Знания и впечатления

Из большого фойе пути расходятся в разные стороны. Эскалатор привозит на второй этаж – в библиотеку: белый интерьер, потолок, отделанный металлическими пластинами по мотивам традиционной мозаики, полки с книгами, их здесь более 250 тысяч. На стеллажах стоят, в том числе, и переводы Толстого, Гоголя, Шолохова и Достоевского. «Дядюшкин сон» Достоевского проиллюстрирован почему-то портретом композитора Мусоргского – видимо, именно так, по мысли художника, и должен выглядеть герой русской литературы. Проход из главного холла вниз ведет в музеи. Их здесь сейчас три: современного и исламского искусства, а также естественной истории.

1 / 3
Инсталляция из железных бочек в музее современного искусства в Центре мировой культуры имени короля Абдулазиза в Дахране

Абстрактное искусство оказалось близко местным художникам, и оно здесь активно развивается. В этом году Саудовская Аравия впервые организовала свой национальный павильон на Венецианской биеннале. Работы Захры Аль-Гамби, которая представляла королевство на этой самой престижной международной выставке современного искусства, есть и здесь, в ITHRA. 

Кроме того, в июне этого года саудовские художницы участвовали в выставке "Искусственный интеллект и диалог культур", которая прошла в Эрмитаже при поддержке Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).

Да и здесь, в центре уже собирается большая коллекция произведений: работы из ткани по мотивам старинных вышивок, инсталляции из бочек из-под нефтепродуктов, панно из типичных для местного климата колючек.

В галерее исламского искусства проходит временная выставка из Лос-Анджелеса – у центра пока нет своей коллекции исламского искусства, которую можно было представить. Зато есть спасенная деревянная расписная традиционная комната из Дамаска. Дом, в котором она находилась, собирались снести, в этом месте планировалось построить новую дорогу. Прекрасно сохранившаяся комната была целиком перевезена в Центр, и теперь каждый желающий может рассмотреть витиеватую роспись.

Третья галерея – естественной истории – разработка международной команды дизайнеров с использованием всех современных интерактивных технологий. По словам куратора музейного направления ITHRA Лайлы Аль-Фаддах – это одно из самых любимых мест детей с родителями, приходящих в центр.

О природе полуострова здесь рассказано наглядно и удивительно: можно разгонять руками рыб в океане, перелистывать почти что волшебную интерактивную книгу. И, кажется, авторы проекта точно понимали, что такой музей важно сделать не просто дорого и современно, а еще интересно и со смыслом.

Кино и театр

Полтора года назад в Саудовской Аравии разрешили не только садиться за руль женщинам, но и официально показывать кино. Впрочем, сказать, что раньше саудовцы не смотрели фильмов, было бы преувеличением.

Из Дахрана всего полчаса на машине до Бахрейна, где кино крутили всегда, да и билеты на сеансы там по-прежнему дешевле. Но в Центре мировой культуры короля Абдул-Азиза есть, конечно же, свой кинозал. Большой, с цветными креслами и потолком, на котором мягким светом по настроению переливаются цветные лампочки. 

Компьютерный инженер Маджед Самман занимается в центре развитием кино- и театрального направлений. Он пришел работать сюда потому, что хотел быть частью тех больших перемен, которые сейчас происходят в стране. 

Маджед делится своими впечатлениями от европейских и русских фильмов, восхищается Тарковским и Михалковым и с увлечением рассказывает о том, как в Саудовской Аравии сейчас учатся снимать кино. «У нас кино сейчас развивается благодаря смартфонам. Люди снимают видео, сами дома монтируют и выкладывают на ютьюб».

«У них есть истории, но они не знают, как лучше их рассказать зрителю. Опять же по интернету изучают то, как нужно снимать и монтировать. Так что в сети мы получаем сотни роликов, конечно, не все они удачные, но есть очень интересные», – говорит Маджед.

Кинопоказ в Центре мировой культуры короля Абдул-Азиза
Кинопоказ в Центре мировой культуры короля Абдул-Азиза

В ITHRA Маджед создал киноклуб, куда приглашает всех желающих. Начинали с 20 человек, а сейчас уже порядка 90. Привозят фильмы, приглашают авторов, обсуждают.

«В нашем клубе мы учим снимать правильно, – рассказывает Маджед. – Объясняем, что такое сценарий, как его нужно писать. Говорим об основах киномастерства. О том, что нужны звукоинженеры, операторы ... Для этого приглашаем профессионалов из-за рубежа или сами отправляем наших слушателей за границу на курсы. Например, в этом году в июле пятеро человек в течение двух недель учились в летней киношколе в Британском институте кино (BFI) в Лондоне. А потом их отвезли на Pinewood Studio, где снимались фильмы про Джеймса Бонда и Гарри Поттера, и они почувствовали эту удивительную атмосферу».

В марте этого года в Центре прошел первый фестиваль саудовского кино, на котором в  течение 6 дней показывали саудовские фильмы и иностранные ленты. «Нам прислали 100 фильмов, из них порядка 60 были неплохими. Но мы стараемся поднять уровень», – делится куратор.

Вместе с Маджедом в центре работает ливанский антрепренер и театральный режиссер Али Карам. Кстати, помимо кинозала, здесь есть большой театрально-концертный зал на 900 мест.

«В России у вас многовековая театральная традиция, а мы только «открыли эту дверь», – говорит Али и признается, что просто обожает русскую культуру. – Здесь, безусловно, существуют народный танец, музыка. Но если говорить о театре, о том, что мы вкладываем в понятие театральное и исполнительское искусство – здесь это все в новинку. Но с момента открытия центра мы показали 35 шоу, и у нас не было никаких проблем в смысле противоречия местным традициям. Весь вопрос в том, что вы показываете. Нам важно добиться того, чтобы поход на театральные спектакли стал для публики привычкой».

За полтора года работы в  ITHRA прошло около 50 выступлений, приезжали музыканты из Австрии, Великобритании и Индии, свое «Снежное шоу» привозил Слава Полунин – очевидцы говорят, что искусственный снег в конце представления вызывал особый восторг у публики.

Кстати, открывало центр выступление оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Концерт состоялся при поддержке Российского фонда прямых инвестиций. Огромные ресурсы и возможности центра позволяют делать многое. В большом зале здесь уже прошли выставки рисунков и чертежей Леонардо да Винчи и работ Мунка.

1 / 3
Выступление театрального коллектива в Центре мировой культуры короля Абдул-Азиза

«Люди реагировали по-разному, – делится куратор Фарах Абушулейх. – Я бы выделила два типа зрителей. Одни прекрасно знали, кто такой Эдвард Мунк, и они были очень рады приезду такой выставки. Второй тип – это те, кто не знал ничего. Они спрашивали, в чем ценность той или иной работы, говорили «я тоже так могу». На самом деле, они и были нашей целевой аудиторией». «У нас была большая образовательная программа, благодаря чему мы «переводили» картины на язык, понятный нашим зрителям».

Учеба через игру

В октябре в Центре прошел второй фестиваль Tanween, который должен стать ежегодным. Главная тема этого года – познание мира через игру. Куратор фестиваля Роберт Фрит, в прошлом сотрудник Британского музея и аукционного дома Christie's, живет с семьей в Саудовской Аравии уже четыре года. Он наслаждается местным климатом, отсутствием дождей и главное – работой. Роберт возглавляет в ITHRA лабораторию идей и курирует фестиваль.

Посетители около арт-объекта в Центре мировой культуры имени короля Абдулазиза в Дахране
Посетители около арт-объекта в Центре мировой культуры имени короля Абдулазиза в Дахране

«На фестивале мы хотели понять, как разные направления человеческой деятельности могут менять нашу жизнь. Например, у нас была встреча с клоунессой, которая рассказывала о своих благотворительных выступлениях в лагерях беженцев. У нас был космонавт из Японии, который рассказывал, как выглядит Аравийский полуостров из космоса, – говорит Роберт. – Одним из самых интригующих событий фестиваля стал проект из Германии «Ужин в темноте», в ходе которого зрячие люди могут почувствовать, как живут те, кто лишен возможности видеть».

Фестиваль во многом продолжает идеи лаборатории, которую курирует Роберт. «В Idea Lab мы помогаем людям воплощать свои задумки, развивать навыки, создавать механизмы», – рассказывает Роберт. «Приходят люди разных профессий, есть архитекторы, начинающие бизнесмены, те, кто хочет запустить социальный проект или те, кому просто нравится что-то создавать своими руками».

«Например, наш слушатель Якуб в итоге сделал в местном торговом центре небольшую творческую лабораторию для детей и родителей. Начал он с того, что создавал у нас что-то для своих детей, а потом это выросло в большую историю. Так что мы видим, как наши идеи постепенно начинают развиваться», – делится куратор.

В огромном фойе Центра размером с футбольное поле почти всегда есть посетители. Утром, конечно, меньше, а вот вечером здесь многолюдно, настолько, что в канун выходного на въезде образовывается настоящая пробка.

После шести, когда спадает жара, жители Дахрана едут сюда целыми семьями, чтобы провести вечер. Для местных жителей Центр мировой культуры – это новый опыт. Для туристов – новая достопримечательность, еще один повод приехать в Саудовскую Аравию.

 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала