https://ria.ru/20191106/1560588669.html
Связанные одной нефтью: Минск готовит Украине топливный кризис
Связанные одной нефтью: Минск готовит Украине топливный кризис - РИА Новости, 06.11.2019
Связанные одной нефтью: Минск готовит Украине топливный кризис
Украине может грозить острый кризис на топливном рынке. Причина — августовский запрет на импорт солярки из России. В результате главным поставщиком... РИА Новости, 06.11.2019
2019-11-06T08:00:00+03:00
2019-11-06T08:00:00+03:00
2019-11-06T09:23:00+03:00
экономика
украина
белоруссия
владимир зеленский
дт (дизельное топливо)
александр лукашенко
белнефтехим
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155278/57/1552785725_0:202:3072:1930_1920x0_80_0_0_b4ed0cec1227799ec211b7d376e72223.jpg
МОСКВА, 6 ноя — РИА Новости, Максим Рубченко. Украине может грозить острый кризис на топливном рынке. Причина — августовский запрет на импорт солярки из России. В результате главным поставщиком нефтепродуктов в страну стала Белоруссия. О том, как Киев оказался заложником экономических отношений Москвы и Минска, — в материале РИА Новости.Опустевшая трубаНесколько месяцев назад правительство Украины объявило об импортной пошлине на дизельное топливо, поступающее по трубопроводу "Прикарпатзападтранс". Объяснили это большим объемом поставок: поскольку российское топливо "из трубы" было самым дешевым, его доля на внутреннем рынке достигла 45%.Киевские власти хотели избавиться от топливной зависимости. "Россияне начали нас пугать тем, что введут санкции, — цитирует портал 112.ua чиновника президентской администрации. — Появилось требование о специальных разрешениях на поставку энергоносителей. Одним словом, было решено, что 45% — это перебор в поставках страны, которая к нам недружественна".В команде Зеленского прекрасно понимали, что в результате цены на украинских автозаправках резко вырастут. Поэтому пошлину ввели только после второго тура президентских выборов, который состоялся 22 июля.С сентября поставки по трубопроводу "Прикарпатзападтранс" прекратились, дизтопливо на АЗС начало быстро дорожать, за ним потянулись бензин и автогаз. Однако после скачка цен на 20% розничный рынок стабилизировался."Единственным логичным объяснением такой стабильности могут быть тайные договоренности между правительством и ведущими компаниями, имеющими значительную рыночную власть", — уверен директор украинского НТЦ "Психея" Сергей Сапегин.То же, но дорожеОт полноценного топливного кризиса Украину спасла Белоруссия. В конце августа Владимир Зеленский провел телефонные переговоры с Александром Лукашенко, после чего в Минск вылетела украинская правительственная делегация. В итоге белорусский лидер не только согласился увеличить поставки нефтепродуктов, но и отложил закрытие Мозырского НПЗ на плановый ремонт."Укргаздобыча" и "Белнефтхим" заключили контракт на дополнительную поставку 20 тысяч тонн дизтоплива в месяц до конца года.Стоит отметить, что резонансное решение украинского правительства о возобновлении импорта российской электроэнергии тоже стало следствием перекрытия "Прикарпатзападтранса": Киев таким образом снизил потребности в дизельном топливе теплоэлектростанций страны.Все выглядит так, будто правительство Украины успешно решило сложнейшую задачу: добилось топливной независимости от России, не обрушив при этом внутренний рынок. Но это только на первый взгляд.Если в первом полугодии главным поставщиком нефтепродуктов на украинский рынок была Россия, то сегодня абсолютный лидер — Белоруссия, чья доля в импорте дизтоплива уже превысила 50% и продолжает расти."Белоруссия производит нефтепродукты из российской нефти. То есть от российской зависимости украинский рынок топлива не избавился, но за счет удорожания логистики стал получать дизтопливо с большей себестоимостью", — констатирует Сергей Сапегин.Двойная зависимостьПо сути, теперь Украина зависит не только от России, но и от российско-белорусских торговых отношений. И это грозит Киеву большими проблемами.Дело в том, что в 2020 году российская нефть для белорусских НПЗ может существенно подорожать. "На 17,7 доллара за тонну", — предупредила в конце октября заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Светлана Гурина. Это связано с выполняемым Россией налоговым маневром."Об этом уже не раз говорилось: налоговый маневр ведет к снижению таможенной пошлины и, как следствие, удорожанию нефти для Белорусии, — отметила Гурина. — Сейчас белорусские НПЗ работают в условиях первого этапа налогового маневра. И если раньше нефть для них стоила около 50% от мировой цены, то сегодня уже близка к 80%".По ее словам, после второго этапа налогового маневра стоимость российской нефти для белорусов практически сравняется с мировой, так что "Белнефтехим" готовится закупать нефть и у других стран. "Рассматриваем возможность поставки сырья из стран СНГ, Ближнего Востока, Африки до наших НПЗ как через украинские порты, так и через порты Прибалтики", — сообщила Светлана Гурина, подчеркнув, что "по мере сближения цены на российскую нефть с мировой ценой привлекательность альтернативных поставок будет возрастать".Напомним, что еще в сентябре президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о перспективе полного отказа от российской нефти за счет закупок у Ирана, США, Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратов.В октябре от политических деклараций Минск перешел к конкретным действиям: во время визита Лукашенко в Казахстан 25 октября были согласованы основные параметры сделки по поставкам казахстанской нефти в Белоруссию. Речь идет об объемах от одного миллиона до 3,5 миллиона тонн в год.Однако любая альтернатива обходится Минску дороже из-за транспортных расходов. По оценкам экспертов, даже за тонну казахской нефти белорусским НПЗ придется платить на 30-35 долларов больше. Не говоря уже о саудовской или американской.Значит, себестоимость белорусских нефтепродуктов в следующем году заметно увеличится и особенно пострадает от этого основной импортер — Украина. Подорожание топлива всегда сказывается на цене практически всех товаров и услуг. Так что страну может ждать очередной виток инфляции.Между тем, по информации 112.ua, украинское правительство не планирует отменять спецпошлину на трубопроводное дизельное топливо. Мало того, в Киеве обсуждаются повышенные импортные тарифы и на поставки российской солярки по железной дороге.
https://ria.ru/20190710/1556360242.html
https://ria.ru/20190427/1553097273.html
https://ria.ru/20191105/1560476415.html
украина
белоруссия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155278/57/1552785725_101:0:2833:2048_1920x0_80_0_0_f2097c15b5412a4d65f5c3227e14b54f.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
экономика, украина, белоруссия, владимир зеленский, дт (дизельное топливо), александр лукашенко, белнефтехим
Экономика, Украина, Белоруссия, Владимир Зеленский, ДТ (дизельное топливо), Александр Лукашенко, Белнефтехим
МОСКВА, 6 ноя — РИА Новости, Максим Рубченко. Украине может грозить острый кризис на топливном рынке. Причина — августовский запрет на импорт солярки из России. В результате главным поставщиком нефтепродуктов в страну стала Белоруссия. О том, как Киев оказался заложником экономических отношений Москвы и Минска, — в материале РИА Новости.
Несколько месяцев назад правительство Украины объявило об импортной пошлине на дизельное топливо, поступающее по трубопроводу "Прикарпатзападтранс". Объяснили это большим объемом поставок: поскольку российское топливо "из трубы" было самым дешевым, его доля на внутреннем рынке достигла 45%.
Киевские власти хотели избавиться от топливной зависимости. "Россияне начали нас пугать тем, что введут санкции, — цитирует портал 112.ua чиновника президентской администрации. — Появилось требование о специальных разрешениях на поставку энергоносителей. Одним словом, было решено, что 45% — это перебор в поставках страны, которая к нам недружественна".
В команде Зеленского прекрасно понимали, что в результате цены на украинских автозаправках резко вырастут. Поэтому пошлину ввели только после второго тура президентских выборов, который состоялся 22 июля.
С сентября поставки по трубопроводу "Прикарпатзападтранс" прекратились, дизтопливо на АЗС начало быстро дорожать, за ним потянулись бензин и автогаз. Однако после скачка цен на 20% розничный рынок стабилизировался.
"Единственным логичным объяснением такой стабильности могут быть тайные договоренности между правительством и ведущими компаниями, имеющими значительную рыночную власть", — уверен директор украинского НТЦ "Психея" Сергей Сапегин.
От полноценного топливного кризиса Украину спасла Белоруссия. В конце августа Владимир Зеленский провел телефонные переговоры с Александром Лукашенко, после чего в Минск вылетела украинская правительственная делегация. В итоге белорусский лидер не только согласился увеличить поставки нефтепродуктов, но и отложил закрытие Мозырского НПЗ на плановый ремонт.
"Укргаздобыча" и "Белнефтхим" заключили контракт на дополнительную поставку 20 тысяч тонн дизтоплива в месяц до конца года.
Стоит отметить, что резонансное решение украинского правительства о возобновлении импорта российской электроэнергии тоже стало следствием перекрытия "Прикарпатзападтранса": Киев таким образом снизил потребности в дизельном топливе теплоэлектростанций страны.
Все выглядит так, будто правительство Украины успешно решило сложнейшую задачу: добилось топливной независимости от России, не обрушив при этом внутренний рынок. Но это только на первый взгляд.
Если в первом полугодии главным поставщиком нефтепродуктов на украинский рынок была Россия, то сегодня абсолютный лидер — Белоруссия, чья доля в импорте дизтоплива уже превысила 50% и продолжает расти.
"Белоруссия производит нефтепродукты из российской нефти. То есть от российской зависимости украинский рынок топлива не избавился, но за счет удорожания логистики стал получать дизтопливо с большей себестоимостью", — констатирует Сергей Сапегин.
По сути, теперь Украина зависит не только от России, но и от российско-белорусских торговых отношений. И это грозит Киеву большими проблемами.
Дело в том, что в 2020 году российская нефть для белорусских НПЗ может существенно подорожать. "На 17,7 доллара за тонну", — предупредила в конце октября заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Светлана Гурина. Это связано с выполняемым Россией налоговым маневром.
"Об этом уже не раз говорилось: налоговый маневр ведет к снижению таможенной пошлины и, как следствие, удорожанию нефти для Белорусии, — отметила Гурина. — Сейчас белорусские НПЗ работают в условиях первого этапа налогового маневра. И если раньше нефть для них стоила около 50% от мировой цены, то сегодня уже близка к 80%".
По ее словам, после второго этапа налогового маневра стоимость российской нефти для белорусов практически сравняется с мировой, так что "Белнефтехим" готовится закупать нефть и у других стран. "Рассматриваем возможность поставки сырья из стран СНГ, Ближнего Востока, Африки до наших НПЗ как через украинские порты, так и через порты Прибалтики", — сообщила Светлана Гурина, подчеркнув, что "по мере сближения цены на российскую нефть с мировой ценой привлекательность альтернативных поставок будет возрастать".
Напомним, что еще в сентябре президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о перспективе полного отказа от российской нефти за счет закупок у Ирана, США, Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратов.
В октябре от политических деклараций Минск перешел к конкретным действиям: во время визита Лукашенко в Казахстан 25 октября были согласованы основные параметры сделки по поставкам казахстанской нефти в Белоруссию. Речь идет об объемах от одного миллиона до 3,5 миллиона тонн в год.
Однако любая альтернатива обходится Минску дороже из-за транспортных расходов. По оценкам экспертов, даже за тонну казахской нефти белорусским НПЗ придется платить на 30-35 долларов больше. Не говоря уже о саудовской или американской.
Значит, себестоимость белорусских нефтепродуктов в следующем году заметно увеличится и особенно пострадает от этого основной импортер — Украина. Подорожание топлива всегда сказывается на цене практически всех товаров и услуг. Так что страну может ждать очередной виток инфляции.
Между тем, по информации 112.ua, украинское правительство не планирует отменять спецпошлину на трубопроводное дизельное топливо. Мало того, в Киеве обсуждаются повышенные импортные тарифы и на поставки российской солярки по железной дороге.