https://ria.ru/20191104/1560490682.html
Украли или подменили: мистическая судьба Казанской иконы Богоматери
Украли или подменили: мистическая судьба Казанской иконы Богоматери - РИА Новости, 03.03.2020
Украли или подменили: мистическая судьба Казанской иконы Богоматери
В День народного единства россияне вспоминают освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году. У праздника есть не только исторический, но и религиозный РИА Новости, 03.03.2020
2019-11-04T08:00
2019-11-04T08:00
2020-03-03T17:10
религия
общество
праздник казанской иконы божией матери
казань
москва
иоанн павел ii (кароль войтыла)
дмитрий пожарский
петр i
https://cdnn21.img.ria.ru/images/147253/77/1472537720_0:160:3076:1890_1920x0_80_0_0_554bfb6ca7ea681e5c0ab34aaaba933e.jpg
МОСКВА, 4 ноя — РИА Новости, Антон Скрипунов. В День народного единства россияне вспоминают освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году. У праздника есть не только исторический, но и религиозный смысл. Православные четвертого ноября молитвенно отмечают спасение страны благодаря помощи Божией Матери через Казанскую икону. Этот образ очень популярен у верующих, но никто не знает, где находится оригинал. О мистическом исчезновении главной русской святыни и версиях ее местонахождения — в материале РИА Новости.Громкое преступлениеРанним утром 29 июня 1904 года жителей Казани объял настоящий ужас. Возле местного Богородицкого монастыря, где, как считается, хранился подлинник Казанской иконы, собралась толпа горожан — одни навзрыд плакали, другие кричали что есть силы: "Украли Божью Матушку! Украли!""Горькие слезы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех, кто слушал подробности этого печального события в жизни монастыря и православной Казани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю. Никто не верил, чтобы похищение не раскрылось", — писал один из очевидцев.Из уст в уста передавались свидетельства прихожан: 25, 26 и 27 июня у иконы часами стоял коренастый мужичок с черной бородой. Вел себя он странно: постоянно озирался, будто бы опасался чего-то. Но монахиням не было никакого дела до подозрительного типа, ведь в эти дни в монастырь привезли чудотворную икону Богоматери "Смоленская". Ее, как и Казанскую, выставили в центре храма. В честь святынь в монастыре совершались длительные службы, после которых насельницы обители сразу шли спать.Первым подозреваемым стал ночной сторож монастыря Федор Захаров: именно он заявил, что четверо неизвестных схватили и заперли его в подвале под храмом. "В момент насилия Захаров, по его словам, хотел крикнуть, но злоумышленники зажимали ему горло, угрожая револьверами и ножами, которыми они были вооружены, чем и лишили его возможности поднять тревогу в монастыре", — отмечалось в полицейском отчете. Однако когда вместо полицейских за расследование взялись первоклассные жандармы, прекрасно знавшие, кто есть кто в криминальном мире, то выяснилось, что икону украл предводитель одной из местных шаек, которого звали то ли Стоян, то ли Варфоломей Чайкин — настоящее имя не установлено до сих пор. А его подельниками были трое известных в городе карманников. Следователи обыскали дом Чайкина, найдя в печи остатки изрубленной ризы и несколько камушков, похожих на те, что были на окладе Казанской иконы. После этого они пустились на поиски преступника. Нашли и арестовали Чайкина с товарищами довольно быстро: расследование громкого дела взял на карандаш лично император Николай II."Пустим храм на воздух"Но поимка воров не успокоила жителей Казани. Те были ошарашены не только пропажей реликвии, но и озвученной правоохранителями версией о ее дальнейшей судьбе: злоумышленники разрубили икону и сожгли.Никто не хотел верить, что величайшую русскую святыню постигла именно такая участь. По городу поползли слухи, что икону выкрали старообрядцы, потом начали винить в пропаже евреев, потом — и вовсе говорить, что она чудесным образом была взята обратно на небо. Ведь точно так же, неизвестно откуда, икона появилась в Казани в 1579 году. Винили в утрате святыни и Богородицкий монастырь, построенный на месте чудесного обретения образа в XVI веке. Особо отчаявшиеся угрожали его сестрам страшной расправой."Уведомляю вас, батюшка, что в самом непродолжительном времени ваш монастырь будет взорван, ибо все мины ужи заложены и как бы не пострадали люди, позаботьтесь (об их безопасности. — Прим. ред.), да и сами поберегитись. Монашек же стоит пустить на воздух. Ничто и никто их не спасет, потому что проводники к минам заложены аккуратно. Хорошо будет, если под взрыв попадет Архиерей Димитрий; но об этом мы позаботимся — и угостим его на славу", — говорилось в одном из присланных в обитель анонимных писем.Горожане неспроста не поверили официальной версии следствия: прихожане монастыря утверждали, что каждый вечер игуменья обители прятала Казанскую икону в тайник, а на ее место клала точную копию."Вообще, по всей России было распространено множество точных списков этой иконы. Поэтому версии о дальнейшей судьбе подлинника могут быть совершенно разными", — отмечает в беседе с РИА Новости заведующий кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета ПСТГУ священник Александр Щелкачев."Оригинал может храниться в Москве"А версий о судьбе иконы очень много. По одной из них, в 1904 году Чайкин украл копию, а подлинник так и хранился в Богородицком монастыре Казани вплоть до конца 1917 года. Большевики во время разграбления монастыря унесли икону с собой. Что с ней произошло дальше — неизвестно.В 90-е годы XX века на основе этой версии появился миф, будто бы икону перепрятали чекисты, а во время войны с ней, по личной инициативе Сталина, совершали облет линии фронта.По другой версии, икону спасли врангелевцы, вывезшие реликвию на Запад. В 1960-м прихожане Русской православной церкви за границей пытались купить у некоего английского коллекционера "древнюю Казанскую икону Богоматери, которая во многом походила на подлинную". Есть еще предположение, что Казанская икона каким-то образом оказалась у католиков. В 2004 году представитель Святого Престола вручил Русской православной церкви образ Богоматери, хранившийся в личных покоях папы Иоанна Павла II. "Ватиканская икона" хранится в казанском Богородицком монастыре и официально считается точной копией, созданной в конце XVIII века. Наряду с ней в России пребывают еще два более древних списка: в Казанском соборе Санкт-Петербурга и одноименном храме на Красной площади в Москве.Эти два образа были созданы по приказу Иоанна Грозного сразу же после чудесного обретения оригинала. И это наводит некоторых историков на мысль: а может, один из них и есть тот самый подлинник?"Вообще, никто не проверял, где находится подлинник, а где — его два списка", — подчеркивает отец Александр Щелкачев.Ведь доподлинно известно, что Казанская икона была знаменем войска Дмитрия Пожарского. Перед самым штурмом захваченной поляками Москвы он приказал всем воинам постоянно молиться перед чудотворным образом. А когда столица российского государства была освобождена, горожане и все воинство прошли крестным ходом с иконой на Лобное место, благодаря Божию Матерь за помощь стране и ее народу. Возможно, оригинал так и не был возвращен в Казань.А в 1709 году накануне Полтавской битвы перед Казанским образом молился Петр I. Именно после победы над шведами в этом сражении в Санкт-Петербург перевезли один из древних списков этой иконы. А может быть, и оригинал."Кроме Казани, Москвы или Петербурга, оригинальный образ нигде больше не мог находиться. Поэтому следует провести экспертизу хранящихся там икон Казанской Богоматери", — подытоживает священник.
https://ria.ru/20190921/1558943006.html
казань
москва
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/147253/77/1472537720_173:0:2904:2048_1920x0_80_0_0_9c346bad65f6caeb9a8e4a3acc571c35.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, праздник казанской иконы божией матери , казань, москва, иоанн павел ii (кароль войтыла), дмитрий пожарский, петр i, день народного единства, аналитика - религия и мировоззрение, россия
Религия, Общество, Праздник Казанской иконы Божией Матери , Казань, Москва, Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), Дмитрий Пожарский, Петр I, День народного единства, Аналитика - Религия и мировоззрение, Россия
МОСКВА, 4 ноя — РИА Новости, Антон Скрипунов. В День народного единства россияне вспоминают освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году. У праздника есть не только исторический, но и религиозный смысл. Православные четвертого ноября молитвенно отмечают спасение страны благодаря помощи Божией Матери через Казанскую икону. Этот образ очень популярен у верующих, но никто не знает, где находится оригинал. О мистическом исчезновении главной русской святыни и версиях ее местонахождения — в материале РИА Новости.
Ранним утром 29 июня 1904 года жителей Казани объял настоящий ужас. Возле местного Богородицкого монастыря, где, как считается, хранился подлинник Казанской иконы, собралась толпа горожан — одни навзрыд плакали, другие кричали что есть силы: "Украли Божью Матушку! Украли!"
"Горькие слезы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех, кто слушал подробности этого печального события в жизни монастыря и православной Казани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю. Никто не верил, чтобы похищение не раскрылось", — писал один из очевидцев.
Из уст в уста передавались свидетельства прихожан: 25, 26 и 27 июня у иконы часами стоял коренастый мужичок с черной бородой. Вел себя он странно: постоянно озирался, будто бы опасался чего-то. Но монахиням не было никакого дела до подозрительного типа, ведь в эти дни в монастырь привезли чудотворную икону Богоматери "Смоленская". Ее, как и Казанскую, выставили в центре храма. В честь святынь в монастыре совершались длительные службы, после которых насельницы обители сразу шли спать.
Первым подозреваемым стал ночной сторож монастыря Федор Захаров: именно он заявил, что четверо неизвестных схватили и заперли его в подвале под храмом.
"В момент насилия Захаров, по его словам, хотел крикнуть, но злоумышленники зажимали ему горло, угрожая револьверами и ножами, которыми они были вооружены, чем и лишили его возможности поднять тревогу в монастыре", — отмечалось в полицейском отчете.
Однако когда вместо полицейских за расследование взялись первоклассные жандармы, прекрасно знавшие, кто есть кто в криминальном мире, то выяснилось, что икону украл предводитель одной из местных шаек, которого звали то ли Стоян, то ли Варфоломей Чайкин — настоящее имя не установлено до сих пор. А его подельниками были трое известных в городе карманников.
Следователи обыскали дом Чайкина, найдя в печи остатки изрубленной ризы и несколько камушков, похожих на те, что были на окладе Казанской иконы. После этого они пустились на поиски преступника. Нашли и арестовали Чайкина с товарищами довольно быстро: расследование громкого дела взял на карандаш лично император Николай II.
Но поимка воров не успокоила жителей Казани. Те были ошарашены не только пропажей реликвии, но и озвученной правоохранителями версией о ее дальнейшей судьбе: злоумышленники разрубили икону и сожгли.
Никто не хотел верить, что величайшую русскую святыню постигла именно такая участь. По городу поползли слухи, что икону выкрали старообрядцы, потом начали винить в пропаже евреев, потом — и вовсе говорить, что она чудесным образом была взята обратно на небо. Ведь точно так же, неизвестно откуда, икона появилась в Казани в 1579 году.
Винили в утрате святыни и Богородицкий монастырь, построенный на месте чудесного обретения образа в XVI веке. Особо отчаявшиеся угрожали его сестрам страшной расправой.
"Уведомляю вас, батюшка, что в самом непродолжительном времени ваш монастырь будет взорван, ибо все мины ужи заложены и как бы не пострадали люди, позаботьтесь (об их безопасности. — Прим. ред.), да и сами поберегитись. Монашек же стоит пустить на воздух. Ничто и никто их не спасет, потому что проводники к минам заложены аккуратно. Хорошо будет, если под взрыв попадет Архиерей Димитрий; но об этом мы позаботимся — и угостим его на славу", — говорилось в одном из присланных в обитель анонимных писем.
Горожане неспроста не поверили официальной версии следствия: прихожане монастыря утверждали, что каждый вечер игуменья обители прятала Казанскую икону в тайник, а на ее место клала точную копию.
"Вообще, по всей России было распространено множество точных списков этой иконы. Поэтому версии о дальнейшей судьбе подлинника могут быть совершенно разными", — отмечает в беседе с РИА Новости заведующий кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета ПСТГУ священник Александр Щелкачев.
"Оригинал может храниться в Москве"
А версий о судьбе иконы очень много. По одной из них, в 1904 году Чайкин украл копию, а подлинник так и хранился в Богородицком монастыре Казани вплоть до конца 1917 года. Большевики во время разграбления монастыря унесли икону с собой. Что с ней произошло дальше — неизвестно.
В 90-е годы XX века на основе этой версии появился миф, будто бы икону перепрятали чекисты, а во время войны с ней, по личной инициативе Сталина, совершали облет линии фронта.
По другой версии, икону спасли врангелевцы, вывезшие реликвию на Запад. В 1960-м прихожане Русской православной церкви за границей пытались купить у некоего английского коллекционера "древнюю Казанскую икону Богоматери, которая во многом походила на подлинную".
Есть еще предположение, что Казанская икона каким-то образом оказалась у католиков. В 2004 году представитель Святого Престола вручил Русской православной церкви образ Богоматери, хранившийся в личных покоях папы Иоанна Павла II.
"Ватиканская икона" хранится в казанском Богородицком монастыре и официально считается точной копией, созданной в конце XVIII века. Наряду с ней в России пребывают еще два более древних списка: в Казанском соборе Санкт-Петербурга и одноименном храме на Красной площади в Москве.
Эти два образа были созданы по приказу Иоанна Грозного сразу же после чудесного обретения оригинала. И это наводит некоторых историков на мысль: а может, один из них и есть тот самый подлинник?
"Вообще, никто не проверял, где находится подлинник, а где — его два списка", — подчеркивает отец Александр Щелкачев.
Ведь доподлинно известно, что Казанская икона была знаменем войска Дмитрия Пожарского. Перед самым штурмом захваченной поляками Москвы он приказал всем воинам постоянно молиться перед чудотворным образом. А когда столица российского государства была освобождена, горожане и все воинство прошли крестным ходом с иконой на Лобное место, благодаря Божию Матерь за помощь стране и ее народу. Возможно, оригинал так и не был возвращен в Казань.
А в 1709 году накануне Полтавской битвы перед Казанским образом молился Петр I. Именно после победы над шведами в этом сражении в Санкт-Петербург перевезли один из древних списков этой иконы. А может быть, и оригинал.
"Кроме Казани, Москвы или Петербурга, оригинальный образ нигде больше не мог находиться. Поэтому следует провести экспертизу хранящихся там икон Казанской Богоматери", — подытоживает священник.