Дорогой мой туризм
Куда и зачем едут те, кому открыт мир
Наталия Белякова
Невероятно, но факт: индустрия роскоши в туризме становится преемником гармоничного развития территорий. У «тяжелого люкса» средства были всегда, а теперь появилось и желание. Желание «зазеленеть»: выбирать дозаторы вместо одноразовых упаковок — стать социально ответственным. Или нанимать персонал из местных, менять мир вокруг — показывать туристам неприукрашенную действительность.
Звериный оскал капитализма остался в прошлом. Туда же отправились жесткие авторские и бренд-концепты глобальных сетей, а также прочая агрессивная статусность. В настоящем и будущем — есть наконец запрос на подлинную уникальность.
Вдали от обезумевшей толпы
Сегодня люкс чутко избавляется от всего, что стало уж слишком походить на масс-маркет. Смартфоны? Рутина, вызывающая к тому же зависимость. Но возможность побыть в тишине теперь можно купить!
![Смартфон Смартфон](https://cdnn21.img.ria.ru/images/154990/08/1549900863_0:0:3071:2048_900x0_80_0_0_097e45b258cb56bf70b0d99eeb7fd496.jpg)
Например, швейцарские отельеры, принимающие гостей далеко не в глубинке, предлагают номера со стенами, глушащими любой сигнал. Роскошные пятизвездочные отели? Накопить и позволить себе такой отдых теперь могут многие.
![Номер в Atlantis Hotel, остров Санья, Китай Номер в Atlantis Hotel, остров Санья, Китай](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155987/86/1559878655_0:0:3072:2048_900x0_80_0_0_73dd0eb5431f94a6c8b4643f2c79c19e.jpg)
С прошлого года, по данным тревел-агрегаторов, начался бум спроса на необычные отели — в бывших крепостях или на дне моря. Один из хитов, к примеру, — стеклянная капсула, буквально прикрученная к склону горы в Перуанских Андах. В ней можно только лежать или сидеть (кстати, душа в номере нет).
![Вид из космоса на Анды Вид из космоса на Анды](https://cdnn21.img.ria.ru/images/100804/44/1008044438_0:0:1600:1067_900x0_80_0_0_581b49ca6c1a50b6e0cac61ed72d1936.jpg)
Классические дорогие направления? Но с некоторых пор даже на Мальдивы летают лоукостеры.
И — новая роскошь: первопроходство или его имитация. Начинаешь понимать случайно встреченную туристку из Германии, которая мечтала испытать на себе температуру минус 50 градусов Цельсия и проехала ради этого всю Якутию. Пронизывающее до костей счастье настигло ее у Ленских столбов.
То, что труднодоступно и малоисследованно, дорого не только из-за стоимости перелетов и наземной логистики. Это модно у тех, кто попробовал все или почти все. И они готовы платить.
Ручная работа
Отрасль туризма и гостеприимства сориентировалась быстро. Если в цене глубокое погружение в новую среду до степени растворения, то сохранение разнообразия превратилось в задачу индустрии.
![Арктический архипелаг Земля Франца-Иосифа Арктический архипелаг Земля Франца-Иосифа](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155794/98/1557949891_0:0:3072:2048_900x0_80_0_0_6daf82a5c686b055d24909eb746e0771.jpg)
Аутентичных сокровищ, ради которых есть смысл завести джет и отправиться в полет, все меньше.
В недалеком будущем еще придется поискать тот ледник, куда пассажиров лайнера смогут высадить ради незабываемого селфи. Или найти настоящего алтайского шамана, разводящего тучи руками в районе Шамбалы.
![Шаман ожидает восхода солнца во время великого камлания к 9-летию тэнгрианского общества Дух медведя и 90-летнему юбилею образования Тувинской народной республики Шаман ожидает восхода солнца во время великого камлания к 9-летию тэнгрианского общества Дух медведя и 90-летнему юбилею образования Тувинской народной республики](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151270/41/1512704137_0:0:3016:2048_900x0_80_0_0_06beccbcbb40ceef5b8953f3c22537f6.jpg)
Некоторые локации уже успешно продвигают себя под девизом: «Торопись — завтра будет поздно!».
Раньше ситуацию еще можно было как-то поправить театрализацией: показать сарафаны — казаков — ручных медведей. Но фейк неумолимо падает в цене: нужна аутентичность.
![Конноспортивные состязания в станице Старочеркасской Ростовской области Конноспортивные состязания в станице Старочеркасской Ростовской области](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155885/52/1558855254_0:0:2866:2048_900x0_80_0_0_379d34d68a6df1b7d643bb944c8b2518.jpg)
За настоящими казаками — в Ростовскую область. За медведями — в пермскую тайгу. За этническими мотивами в одежде — в мастерские маленьких городов около Ярославля.
Любовь к ближнему
Новый люкс — то, что можно попробовать только лично и только в определенном месте. С учетом развития сетей доставки — манго зимой стало нормой. А вот замерзнувший буквально на лету чукотский чир (пресноводная рыба), из которого через час получается лучшая строганина, — это труднодоступное и оттого более желанное удовольствие.
Употребление исключительно местных продуктов (для этого даже есть отдельный термин — локаворство) развивает регионы. Так, состоятельные японские туристы отказываются от тура, если во Владивостоке им не гарантируют встречи с крабом в самых разных гастрономических интерпретациях.
Влезть в душу… и остаться в сердце
Главная надежда индустрии туристического люкса — впечатления. Бескровная и оглушающая своим эффектом революция в люксе уже произошла. По данным Euromonitor International, почти 60 процентов хай-нетов (потребителей с активами на сумму свыше миллиона долларов) уже сегодня тратят на впечатления больше, чем на вещи. Рядовой потребитель лишь подбирается к этому уровню осознанности со своими 47 процентами.
![Виллы для туристов на рифе Мальдивского архипелага. Виллы для туристов на рифе Мальдивского архипелага.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155988/03/1559880349_0:0:3014:2047_900x0_80_0_0_b2a98c43658e5f4f72d014c736b8d005.jpg)
Устойчивость в отношении люкса — не просто глобальный стратегический концепт, но и тактика выживания в новой среде. Ведь потребитель изменчив как никогда. Во-первых, благодаря владельцам IT-единорогов (компании-стартапы рыночной ценой больше миллиарда долларов) и блогерам-миллионникам средний возраст потребителя люкса существенно снизился.
![Столбы выветривания (Большие манзские болваны) на плато Маньпупунёр Столбы выветривания (Большие манзские болваны) на плато Маньпупунёр](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155988/24/1559882418_0:0:3082:2048_900x0_80_0_0_f846c3a64a69c60dffbf2bd3fa0dec67.jpg)
По данным Bain & Company, более десяти процентов нынешних хай-нетов относятся к поколению Z (те, кто родился примерно после 1995 года). А когда, как не в 20 лет, есть физические силы и задор взбираться на плато Путорана или на Маньпупунер?
Во-вторых, поколение, выросшее под мантру об ответственности бизнеса, входит в возраст активного потребления люкса с собственной философией. К отказу от пластиковых коктейльных трубочек добавляются новые сценарии, например zero-waste-туризм (поездки по принципу безотходной технологии).
![Чивита-ди-Баньореджо, Лацио, Италия
Чивита-ди-Баньореджо, Лацио, Италия](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155988/16/1559881619_0:0:3072:2048_900x0_80_0_0_9a695f72602edad1dc22a5fcf9d92187.jpg)
Экономика впечатлений — конечно, залог устойчивости люкса как на традиционных европейских, так и на быстрорастущих арабских и азиатских рынках. Тот же Дубай — кстати, слезающий с нефтяной иглы и начинающий зарабатывать на девелопменте и туризме, — одной рукой вырыл очередное чудо света (трехкилометровый канал через всю столицу эмирата), а другой зазывает в историко-этнографическую деревню в районе Шиндага. Где туристам можно даже сыграть бедуинскую свадьбу.
![Мост толерантности в Дубае Мост толерантности в Дубае](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155988/16/1559881653_0:0:1080:1350_900x0_80_0_0_683a094bcba309fd05582bbfd650616b.jpg)
Если аутентичности в песках сохранилось мало, то ее надо представить в форме, вызывающей доверие.
Припадая к корням, экономика богатых завоевывает симпатии потребителя и создает новые ниши — даже в мире без люксовых брендов.