Атака «третьего фронта»:
история первого плаката Великой Отечественной войны
Во второй день Великой Отечественной войны — 23 июня 1941 года — на улицах советских городов появился первый агитационный плакат, призывающий дать отпор фашистам. Об истории этого экспоната и важности «третьего фронта» для СССР рассказали в Музее современной истории России.
Яркое изображение бронированной каракатицы в форме свастики, запустившей когтистое щупальце за красную линию границы и придавленной к земле красным прикладом, с лозунгом «Бей фашистского гада!» появилось, когда большинство жителей Советского Союза еще не успело осознать происходящее.
Первый плакат Великой Отечественной войны был творением молодого художника Алексея Кокорекина. Столь быстрая художественная реакция была крайне важна: необходимо было собрать волю потрясенного населения в кулак, а растерянность людей обратить в ненависть к врагу.
Более известные нам плакаты горожане увидели только 24 июня. Среди них творение Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», на котором советский воин протыкает штыком Гитлера, изображенного в виде нечисти. Позже этот шедевр вошел в символическую десятку лучших плакатов Великой Отечественной.
Самый известный агитационный рисунок появился в июле 1941 года — «Родина-мать зовет!» Ираклия Тоидзе. По воспоминаниям сына художника, автор плаката любил творчество Андрея Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твое прорыдать…» Возможно, именно они вдохновили автора на создание столь яркого образа.
«Третий фронт»
Агитплакаты всегда сопровождали советского человека, были неотъемлемой иллюстрацией жизни и руководством к действию. Простые, но яркие образы рассказывали о необходимости получить образование, способах хранить деньги, пользе или вреде продуктов, рекламировали газировку.
Для их создания требовалось довольно много времени: утвердить эскиз, отгравировать на печатном цилиндре и только после этого распечатать. Поэтому скорость появления первого плаката Великой Отечественной войны показывает, насколько важным для руководства СССР было мобилизовать людей как можно быстрее.
Во время войны плакаты не только вдохновляли на борьбу с врагом, но и были источником необходимых знаний: как распознавать вражеские самолеты, тушить зажигательные бомбы, оказывать первую помощь при ранениях. Поэтому плакаты военного времени и называли «третьим фронтом». Они били точно в цель, формировали общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага. Они объединяли людей, вызывая необходимые эмоции: гнев, ярость, ненависть.
Сегодня плакаты времен Великой Отечественной войны — лишь символы ушедшей эпохи. А тогда это был главный способ поддержать военный запал, направить все силы и ресурсы на битву, объяснить, как вести себя в военное время.
К 75-летию Победы Музей современной истории России и МИА «Россия сегодня» запустили проект «АртеФАКТ Войны», в рамках которого рассказывают о самых интересных экспонатах и судьбах людей, которые прячутся за ними.
Музей современной истории России — один из самых крупных музеев новейшей истории в мире. Экспозиция музея отражает события отечественной истории со второй половины XIX века до наших дней. Музей расположен в самом центре столицы, на Тверской улице, в здании, которое является архитектурным памятником русского классицизма конца XVIII века.
МИА «Россия сегодня» — международная медиагруппа, миссией которой является оперативное и взвешенное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, Спорт РИА Новости , Недвижимость РИА Новости, «Прайм», Рейтинг РИА Новости, ИноСМИ. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik.