Рейтинг@Mail.ru
Атака "третьего фронта": история первого плаката Великой Отечественной - РИА Новости, 17.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Атака «третьего фронта»:

история первого плаката Великой Отечественной войны

Во второй день Великой Отечественной войны — 23 июня 1941 года — на улицах советских городов появился первый агитационный плакат, призывающий дать отпор фашистам. Об истории этого экспоната и важности «третьего фронта» для СССР рассказали в Музее современной истории России.

Яркое изображение бронированной каракатицы в форме свастики, запустившей когтистое щупальце за красную линию границы и придавленной к земле красным прикладом, с лозунгом «Бей фашистского гада!» появилось, когда большинство жителей Советского Союза еще не успело осознать происходящее.

Первый плакат Великой Отечественной войны был творением молодого художника Алексея Кокорекина. Столь быстрая художественная реакция была крайне важна: необходимо было собрать волю потрясенного населения в кулак, а растерянность людей обратить в ненависть к врагу.

Более известные нам плакаты горожане увидели только 24 июня. Среди них творение Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», на котором советский воин протыкает штыком Гитлера, изображенного в виде нечисти. Позже этот шедевр вошел в символическую десятку лучших плакатов Великой Отечественной.

 

 

Плакат Кокорекина Алексея Алексеевича (1906-1959) Бей фашистского гада!. 1941 год
Плакат Кокорекина Алексея Алексеевича (1906-1959) "Бей фашистского гада!". 1941 год

Самый известный агитационный рисунок появился в июле 1941 года — «Родина-мать зовет!» Ираклия Тоидзе. По воспоминаниям сына художника, автор плаката любил творчество Андрея Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твое прорыдать…» Возможно, именно они вдохновили автора на создание столь яркого образа.

«Третий фронт»

Агитплакаты всегда сопровождали советского человека, были неотъемлемой иллюстрацией жизни и руководством к действию. Простые, но яркие образы рассказывали о необходимости получить образование, способах хранить деньги, пользе или вреде продуктов, рекламировали газировку.

Для их создания требовалось довольно много времени: утвердить эскиз, отгравировать на печатном цилиндре и только после этого распечатать. Поэтому скорость появления первого плаката Великой Отечественной войны показывает, насколько важным для руководства СССР было мобилизовать людей как можно быстрее.

1 / 2
Плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе (1902-1985) "Родина-Мать зовет!" 1941 год

Во время войны плакаты не только вдохновляли на борьбу с врагом, но и были источником необходимых знаний: как распознавать вражеские самолеты, тушить зажигательные бомбы, оказывать первую помощь при ранениях. Поэтому плакаты военного времени и называли «третьим фронтом». Они били точно в цель, формировали общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага. Они объединяли людей, вызывая необходимые эмоции: гнев, ярость, ненависть.

Сегодня плакаты времен Великой Отечественной войны — лишь символы ушедшей эпохи. А тогда это был главный способ поддержать военный запал, направить все силы и ресурсы на битву, объяснить, как вести себя в военное время.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала