https://ria.ru/20191009/1559558652.html
"Там просто не выживали": что осталось от "русской Атлантиды"
"Там просто не выживали": что осталось от "русской Атлантиды" - РИА Новости, 15.03.2021
"Там просто не выживали": что осталось от "русской Атлантиды"
Молога давно значит гораздо больше, чем просто название города. Это собирательное имя для всех ушедших под воду Рыбинского водохранилища деревень и поселений... РИА Новости, 15.03.2021
2019-10-09T08:00
2019-10-09T08:00
2021-03-15T14:20
религия
общество
рыбинск
москва
возрождение
аналитика - религия и мировоззрение
россия
религия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/137124/10/1371241020_0:225:2730:1761_1920x0_80_0_0_e61c79506f1dbdb45a6749e0376bbee6.jpg
МОСКВА, 9 окт — РИА Новости, Алексей Михеев, Дарья Ганиева. Молога давно значит гораздо больше, чем просто название города. Это собирательное имя для всех ушедших под воду Рыбинского водохранилища деревень и поселений. Вместе с домами были затоплены десятки храмов и монастырей, в спешке "соцсоревнования" зачастую их даже не разрушали. О том, как неравнодушные люди пытаются вернуть жизнь на берега рукотворного моря — в материале РИА Новости.Вещий сонДеревня Артемьево на пути из Ярославля в Рыбинск, что в 13 километрах от старинного Тутаева, столетиями была просто точкой на карте. Но уже 12 лет сюда приезжают туристы и паломники — посмотреть на церковь Рождества Христова, построенную простой деревенской женщиной Зоей Поповой. В этом году ей исполнился 81 год. В Артемьево они с мужем переехали "на свежий воздух" — у пенсионерки астма. И там ей однажды приснился сон, который резко изменил ее жизнь."Вроде бы вышла рано утром корову подоить, поднимаю голову, а тут стоит белоснежный храм, и от куполов — как на Пасху! — лучи в небо. Я говорю: "Господи!" И просыпаюсь. После этого решила: надо строить храм", — рассказывает Зоя. Родилась она в Мологе — городе, известном с XI века. Он полностью ушел под воду в 1940 году — в результате строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. В стране тогда решили создать одно из самых больших рукотворных морей, перекрыв плотинами Шексну и Волгу. Семья Поповых погрузила на плот дом, "сложенный, как клетку", и навсегда покинула родные места. В Рыбинском музее есть документы, свидетельствующие: многие из стариков уезжать отказались, заперлись в своих домах и утонули вместе со всеми старинными усадьбами, храмами и монастырями.Вот и приснившаяся церковь напомнила Зое о тех святынях и людях, рядом с которыми она росла в Мологе.Когда пенсионерка сказала, что начинает строить храм в Артемьеве, муж, дочь и внуки сначала ушам не поверили. Но во всем поддержали. Пожертвования Попова собирала семь лет — вышло чуть больше семи тысяч рублей. Архитектор согласился сделать проект бесплатно. Потом с деньгами непосредственно на возведение здания помогли и московские меценаты."Никогда такого не видел"Но стройка поначалу не двигалась — рабочие обманули. Муж Зои Александровны слег с инсультом от переживаний. Тогда бабушка решила сама стать прорабом — и храм, на который семь лет собирали деньги, вырос всего за семь месяцев. Фундамент Зоя отделала сама — средства выручила, продав всех своих трех коров.Настоятелем храма стал отец Дмитрий Воронов. Сам он из Москвы и говорит: немало ездил по России, но таких примеров возведения церкви еще не видел."Чтобы человек сам брался, не меценатствующий, не бизнесмен — такого не знаю. Это вообще не совсем обычный, не простой приходской храм. Сюда приезжают те, кто ищет особой молитвы", — отмечает священник. Фактически церковь Рождества Христова в Артемьеве стала памятью об ушедших под воду святынях Мологи. Сейчас в деревне живет меньше шестидесяти человек, и здесь нет даже воды. Внутри церковной ограды бабушка Зоя вырыла единственный на всю округу колодец. Останавливаться в своих созидательных порывах она не собирается — на очереди строительство дома для паломников, которых с каждым годом в Артемьеве становится все больше.Финская глушьИзвестный миссионер иеромонах Димитрий (Першин) вместе с молодежью из "Братства православных следопытов" в 2012 году оказался в Максатихе — небольшом поселке в Тверской области на реке Мологе. Там путешественники, по словам отца Димитрия, обнаружили полуразрушенный храм Успения Пресвятой Богородицы и его настоятеля — отца Виталия Мартынюка, "пытавшегося изменить реальность к лучшему"."Меня поразило, что он сумел как-то так все сделать, что в Максатиху стали приезжать помогать люди со всей России. Кто на неделю, кто на месяц, кто на сезон. Своими руками самые обычные люди без всякого пафоса и рекламы расчищали эти завалы", — вспоминает священнослужитель. Максатиха — старое карельское торговое поселение, православный храм стоит тут издревле. "И в этом храме, и в его настоятеле — образ Мологи. Вместе с батюшкой, который готов всем помочь, это образ дополняют дети и взрослые, всем миром воссоздающие то, что разрушили большевики", — отмечает миссионер.Русь неуходящаяБольшевики действительно разрушили целый мир. Советские власти даже не успели расчистить территорию под гигантское водохранилище. А это ведь само по себе страшно: на пространстве в несколько раз больше Москвы надо было уничтожить абсолютно все — снести здания, вырубить деревья. Один из самых печальных символов "русской Атлантиды" — выступающая из центра водохранилища колокольня в Калязине.По воспоминаниям иеромонаха Димитрия, в конце 1980-х годов даже земли вокруг Рыбинского "моря" являли собой очень печальное зрелище "Руси уходящей". "Исчезали целые пласты истории. Это были деревни, населенные людьми, так и не создавшими семей, мужиками, оставшимися без жен, потому что женщины там просто не выживали — так тяжело было вести хозяйство. Это были люди, доживавшие свой век без всякой мотивации к созиданию", — вспоминает собеседник агентства. "Можно ли сказать, что Церковь сейчас помогает все это поправить?" — спрашиваю я. "Церковь — это же в первую очередь люди. Помните, как говорят: храм не в бревнах, а в ребрах. Люди, открывающие для себя Евангелие, встречающие Бога, потом начинают потихонечку, по крупинке поднимать землю Русскую. С тихой молитвой, незаметно для телекамер. На них — вся надежда наша", — заключает иеромонах.
https://ria.ru/20180502/1519754511.html
рыбинск
москва
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/137124/10/1371241020_0:0:2730:2048_1920x0_80_0_0_ec7c380a66c54333581ffc9158ccf8f3.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, рыбинск, москва, возрождение, аналитика - религия и мировоззрение, россия, религия
Религия, Общество, Рыбинск, Москва, Возрождение, Аналитика - Религия и мировоззрение, Россия, Религия
МОСКВА, 9 окт — РИА Новости, Алексей Михеев, Дарья Ганиева. Молога давно значит гораздо больше, чем просто название города. Это собирательное имя для всех ушедших под воду Рыбинского водохранилища деревень и поселений. Вместе с домами были затоплены десятки храмов и монастырей, в спешке "соцсоревнования" зачастую их даже не разрушали. О том, как неравнодушные люди пытаются вернуть жизнь на берега рукотворного моря — в материале РИА Новости.
Деревня Артемьево на пути из Ярославля в Рыбинск, что в 13 километрах от старинного Тутаева, столетиями была просто точкой на карте. Но уже 12 лет сюда приезжают туристы и паломники — посмотреть на церковь Рождества Христова, построенную простой деревенской женщиной Зоей Поповой. В этом году ей исполнился 81 год. В Артемьево они с мужем переехали "на свежий воздух" — у пенсионерки астма. И там ей однажды приснился сон, который резко изменил ее жизнь.
"Вроде бы вышла рано утром корову подоить, поднимаю голову, а тут стоит белоснежный храм, и от куполов — как на Пасху! — лучи в небо. Я говорю: "Господи!" И просыпаюсь. После этого решила: надо строить храм", — рассказывает Зоя.
Родилась она в Мологе — городе, известном с XI века. Он полностью ушел под воду в 1940 году — в результате строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. В стране тогда решили создать одно из самых больших рукотворных морей, перекрыв плотинами Шексну и Волгу. Семья Поповых погрузила на плот дом, "сложенный, как клетку", и навсегда покинула родные места. В Рыбинском музее есть документы, свидетельствующие: многие из стариков уезжать отказались, заперлись в своих домах и утонули вместе со всеми старинными усадьбами, храмами и монастырями.
Вот и приснившаяся церковь напомнила Зое о тех святынях и людях, рядом с которыми она росла в Мологе.
Когда пенсионерка сказала, что начинает строить храм в Артемьеве, муж, дочь и внуки сначала ушам не поверили. Но во всем поддержали. Пожертвования Попова собирала семь лет — вышло чуть больше семи тысяч рублей. Архитектор согласился сделать проект бесплатно. Потом с деньгами непосредственно на возведение здания помогли и московские меценаты.
"Никогда такого не видел"
Но стройка поначалу не двигалась — рабочие обманули. Муж Зои Александровны слег с инсультом от переживаний. Тогда бабушка решила сама стать прорабом — и храм, на который семь лет собирали деньги, вырос всего за семь месяцев. Фундамент Зоя отделала сама — средства выручила, продав всех своих трех коров.
Настоятелем храма стал отец Дмитрий Воронов. Сам он из Москвы и говорит: немало ездил по России, но таких примеров возведения церкви еще не видел.
"Чтобы человек сам брался, не меценатствующий, не бизнесмен — такого не знаю. Это вообще не совсем обычный, не простой приходской храм. Сюда приезжают те, кто ищет особой молитвы", — отмечает священник. Фактически церковь Рождества Христова в Артемьеве стала памятью об ушедших под воду святынях Мологи.
Сейчас в деревне живет меньше шестидесяти человек, и здесь нет даже воды. Внутри церковной ограды бабушка Зоя вырыла единственный на всю округу колодец. Останавливаться в своих созидательных порывах она не собирается — на очереди строительство дома для паломников, которых с каждым годом в Артемьеве становится все больше.
Известный миссионер иеромонах Димитрий (Першин) вместе с молодежью из "Братства православных следопытов" в 2012 году оказался в Максатихе — небольшом поселке в Тверской области на реке Мологе. Там путешественники, по словам отца Димитрия, обнаружили полуразрушенный храм Успения Пресвятой Богородицы и его настоятеля — отца Виталия Мартынюка, "пытавшегося изменить реальность к лучшему".
"Меня поразило, что он сумел как-то так все сделать, что в Максатиху стали приезжать помогать люди со всей России. Кто на неделю, кто на месяц, кто на сезон. Своими руками самые обычные люди без всякого пафоса и рекламы расчищали эти завалы", — вспоминает священнослужитель.
Максатиха — старое карельское торговое поселение, православный храм стоит тут издревле.
"И в этом храме, и в его настоятеле — образ Мологи. Вместе с батюшкой, который готов всем помочь, это образ дополняют дети и взрослые, всем миром воссоздающие то, что разрушили большевики", — отмечает миссионер.
Большевики действительно разрушили целый мир. Советские власти даже не успели расчистить территорию под гигантское водохранилище. А это ведь само по себе страшно: на пространстве в несколько раз больше Москвы надо было уничтожить абсолютно все — снести здания, вырубить деревья. Один из самых печальных символов "русской Атлантиды" — выступающая из центра водохранилища колокольня в Калязине.
По воспоминаниям иеромонаха Димитрия, в конце 1980-х годов даже земли вокруг Рыбинского "моря" являли собой очень печальное зрелище "Руси уходящей". "Исчезали целые пласты истории. Это были деревни, населенные людьми, так и не создавшими семей, мужиками, оставшимися без жен, потому что женщины там просто не выживали — так тяжело было вести хозяйство. Это были люди, доживавшие свой век без всякой мотивации к созиданию", — вспоминает собеседник агентства.
"Можно ли сказать, что Церковь сейчас помогает все это поправить?" — спрашиваю я. "Церковь — это же в первую очередь люди. Помните, как говорят: храм не в бревнах, а в ребрах. Люди, открывающие для себя Евангелие, встречающие Бога, потом начинают потихонечку, по крупинке поднимать землю Русскую. С тихой молитвой, незаметно для телекамер. На них — вся надежда наша", — заключает иеромонах.