Не только Кафельников и Добровинский
Чем удивит гольф в России
Анастасия Мельникова
Гольф в России до сих пор кажется чем-то непривычным и чужим: элитарная игра со сложными правилами и невозможностью вступить в клуб, если ты не миллионер. Да и есть ли у нас достойные поля? Такие, на которые хочется вернуться, которые могут удивить даже избалованных зарубежных игроков? Кого из россиян можно назвать гольф-звездами (пока на слуху только адвокат Александр Добровинский и теннисист Евгений Кафельников)? Пора разрушать стереотипы: гольф в России может быть доступным, поля шикарными, а отдых после игры — разнообразным и ярким как нигде в мире.
Сезон гольфа в России подошел к концу, клубы закрываются на зиму (впрочем, именно в нашей стране можно поиграть и в гольф на снегу — почему нет?), а эксперты отрасли подводят итоги — вполне позитивные, кстати.
Интерес к гольф-туризму у нас растет, как растет и число иностранных игроков, выбирающих российские поля для активного отдыха.
«Въездной гольф-туризм — это сложная и большая работа, которой надо заниматься, — считает президент Ассоциации гольфа России Виктор Христенко. — Надо думать и решать: как самим это все развивать, не дожидаясь, что какие-то зарубежные компании сделают это за нас».
Развивать — это прежде всего информировать, потом принимать гостей (экспертов, игроков, туроператоров, лидеров мнений), показывать и рассказывать, чем мы можем их удивить, почему играть в гольф в России может быть интереснее, чем в других странах.
Сейчас в России — 57 гольф-объектов, из которых 17 чемпионских (18-луночных полей). В системе гандикапов Ассоциации гольфа зарегистрировано около двух с половиной тысяч игроков, чуть больше половины из них приходится на Московский регион, 12 процентов — на Северо-Западный федеральный округ. Главные турниры — это чемпионат России, первенство России, Кубок России (два последних прошли в этом сезоне как раз на территории СЗФО). Кстати, в Петербурге и Ленобласти еще несколько лет назад не было ни одного профессионального поля, сейчас их уже четыре — одно лучше другого.
«Мы хотим активно выводить гольф в России на интернациональный рынок, и в этом году в Россию уже приехало более 100 групп гольф-туристов из Китая, Финляндии, Франции, Испании и других стран, — рассказала гендиректор автономной некоммерческой организации «Международный центр гольф-туризма» Анна Овчинникова. — Они приезжают со своим оборудованием и с удовольствием играют на наших российских полях».
При этом, по словам Анны, «важно сформировать выверенные гольф-пакеты на базе того спроса, который был по 2019 году».
Близко и недорого
Например, финских гольф-туристов интересуют бюджетные пакеты: размещение в трех-четырехзвездочных отелях, они также чувствительны к предложениям гольф-полей (до 100 евро за одну игру). И это основа спроса со стороны финнов — около 70 процентов из них по сложившейся традиции выбирают в России туры в Санкт-Петербург. То же самое — по странам Прибалтики.
Эстонский туроператор Светлана Виноградова, к примеру, рассказала: «Туристы не нуждаются во мне, если едут в Санкт-Петербург. Нам интересна теперь Москва — это все еще неизвестное направление для гольф-игроков из Северной Европы». По мнению Светланы, в России есть все условия для создания и развития международных турниров: «Один из них, турнир между Россией и Эстонией, мы уже планируем провести».
Анна Овчинникова поясняет, что многие путешественники из Финляндии, Норвегии или Швеции считают, что Москва — это слишком далеко, так сложилось в их восприятии.
«На одной из выставок представитель из Голландии заявила мне, что они не будут отправлять гольф-туристов в Москву — «потому что туда лететь часов шесть», представляете? А разница во времени полета (до Петербурга или до Москвы) — всего минут в сорок».
Популяризация столицы и Подмосковья среди иностранных игроков в гольф, безусловно, поможет сломать странные стереотипы о России.
«Финские гольфисты будут покорены новым соседним направлением с легким перелетом. Например, большинство московских полей сосредоточены неподалеку от аэропорта Шереметьево, что, конечно, удобно, — подчеркнул Харри Контола из Финляндии. — Вообще меня Россия удивила безопасностью, чистотой и гостеприимством, которое исходит от всей души русского народа».
Эксклюзивная Россия
На Петербург, по мнению экспертов, чаще реагируют европейские туристы, на Москву — Азия. Если говорить, допустим, о гостях из Гонконга, то они могут тратить до десяти тысяч евро на человека при покупке одного пакета. И, соответственно, они более требовательны. Им нужны такие условия, как кедди (ассистент игрока, в обязанности которого входит перенос инвентаря и помощь советами. — Прим. ред.), есть потребность в электрокарах с особой системой навигации — гольфисты из Гонконга не привыкли тратить время и силы на то, чтобы пешком проходить всю игру.
При этом как достаточно взыскательные клиенты они хотят, чтобы в России у них было ежедневное личное сопровождение. По мнению гольф-экспертов из Гонконга, у наших клубов есть еще несколько преимуществ.
«Шеф-повара подмосковных гольф-курортов готовят блюда из деревенского молока, сметаны, мяса, которые производятся неподалеку, на местных фермах. Это кладовая России, — считает Альберт Ли Ви Вук (Гонконг). — Для мирового гольфа — эксклюзивное преимущество».
«После увиденного на fam-trip я могу с уверенностью заключить, что стандарты гольф-индустрии, в которых работают российские поля, создают серьезную конкуренцию для Турции, Испании и Португалии», — считает Брюс Чан (Гонконг).
С ним согласна и Кристина Батта из Венгрии — лидер мнений (opinion leader) европейского гольфа, занимается отправкой групп по разным странам. У Кристины — пятый гандикап, что подчеркивает ее великолепные навыки игры в гольф.
Она рассказала, что одно из полей в России назовет среди тройки лучших, на которых сама играла. «Гольфисты со всего мира могут испытывать восхищение как от гольфа в России, так и от ее уникальных духовно-культурных ценностей», — говорит Кристина Батта.
С духовно-культурными ценностями, естественно, проблем нет: в гольф-пакеты для иностранных гостей могут быть включены экскурсии, посещения театров, музеев, выставок и фестивалей, — было бы желание.