https://ria.ru/20190918/1558793887.html
Ядовит, но не опасен: угроза от ракет "Протон" оказалась преувеличенной
Ядовит, но не опасен: угроза от ракет "Протон" оказалась преувеличенной - РИА Новости, 18.09.2019
Ядовит, но не опасен: угроза от ракет "Протон" оказалась преувеличенной
Российская ракета-носитель тяжелого класса "Протон" оказалась не настолько ядовитой, как о ней многие годы твердили. Мониторинг пусков ракеты за последние 11... РИА Новости, 18.09.2019
2019-09-18T09:22
2019-09-18T09:22
2019-09-18T13:26
наука
гкнпц имени м. в. хруничева
протон
космос - риа наука
национальное космическое агентство казахстана
протон-м
хочу стать космонавтом
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152476/26/1524762681_0:106:3268:1944_1920x0_80_0_0_d7acb90dc24415256dc6655597c44479.jpg
МОСКВА, 20 сен. РИА Новости. Российская ракета-носитель тяжелого класса "Протон" оказалась не настолько ядовитой, как о ней многие годы твердили. Мониторинг пусков ракеты за последние 11 лет показал, что экологическая нагрузка на окружающую среду после старта не превышает допустимых параметров, рассказали РИА Новости на предприятии-производителе, изучив результаты экологических экспертиз."По результатам многолетнего (2008 - 2019 годы) экологического сопровождения пусков ракет-носителей "Протон", проводимого совместно российской и казахстанской сторонами, сделан вывод об отсутствии превышений допустимых техногенных нагрузок на окружающую среду", - рассказали в Центре Хруничева.Ядовитое топливоНесимметричный диметилгидразин или гептил - высококипящее ракетное горючее, давно применяющееся в ракетно-космической технике.Ракеты семейства "Протон" летают с 1965 года. За этот период они стартовали 421 раз. Но при проектировании ракетно-космических комплексов вопросы экологической безопасности и влияния на окружающую среду стояли далеко не на первом месте. Между тем, высокая токсичность гептила является его значительным недостатком.Лишь в 1990-х годах задумались о минимизации экологического ущерба от этого носителя.Востребованность "Протона" для решения государственных задач и на мировом рынке коммерческих услуг побудила провести модернизацию космического комплекса для поддержания конкурентного уровня. При поэтапной модернизации ракеты "Протон-К" наряду с повышением энергетических характеристик были поставлены задачи увеличить уровень безопасности и снизить экологическое воздействие на окружающую среду. Это было достигнуто в модернизированном космическом ракетном комплексе "Протон-М", который прошел четыре этапа "обновления" и сейчас находится в эксплуатации.Одним из основных для инженеров и конструкторов стало решение задачи по максимальной выработке топлива из баков, поскольку в ракетах "Протон-К" к концу полета первой ступени в топливных баках оставались сотни килограммов гептила. Неизрасходованное топливо падало и проливалось на землю. Именно это вызывало естественную озабоченность экологов и определяло последующее негативное отношение к эксплуатации данной ракеты.В результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований Центру Хруничева удалось реализовать технические решения, позволяющие полностью выработать запасы топлива "Протона", что свело практически к нулю объемы компонентов, зафиксированных специалистами в районах падения ускорителей первой ступени.Как сообщили РИА Новости в Центре Хруничева, проведенная комплексная сравнительная оценка показала, что "Протон-М" воздействует на окружающую среду не сильнее, а даже меньше, чем экологически чистые кислородно-керосиновые ракеты.Безаварийные годыЕще одной проблемой были частые аварии ракеты, особенно в период начала 2010-х годов. Падения космической техники вызывали острую негативную реакцию местных жителей. Последняя авария "Протона" произошла в 2015 году на этапе работы третьей ступени, то есть когда до поверхности земли мало что долетает из металлов, не говоря уже об остатках топлива. С тех пор ракета "Протон" выполнила 15 успешных стартов без серьезных замечаний.Как рассказали РИА Новости в Казкосмосе, с целью уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду Казахстана, в рамках второго заседания казахстанско-российской межправительственной комиссии по комплексу Байконур 24 ноября 2014 года сторонами были одобрены рекомендации по поэтапному сокращению пусков ракет "Протон" начиная с 2016 года.В настоящее время коммерческий портфель заказов Космического центра имени Хруничева до 2025 года насчитывает более 20 пусков ракет "Протон".В 2019 году было произведено три пуска ракет "Протон-М", до конца года планируются еще три пуска. Ближайший из них - 30 сентября. Носитель выведет на орбиту европейский телекоммуникационный спутник Eutelsat 5 West B и американский технологический аппарат Mission Extension Vehicle-1.На замену "Протону" настоящее время в Центре Хруничева разработана ракета "Ангара", в которой используется экологически чистые компоненты топлива - кислород и керосин.
https://ria.ru/20190531/1555132190.html
https://ria.ru/20181114/1532785814.html
https://ria.ru/20180320/1516822181.html
https://ria.ru/20190528/1554975604.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152476/26/1524762681_269:0:3000:2048_1920x0_80_0_0_595946d5c60018647e9a626a009b3ecb.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
гкнпц имени м. в. хруничева, протон, космос - риа наука, национальное космическое агентство казахстана, протон-м
Наука, ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, Протон, Космос - РИА Наука, Национальное космическое агентство Казахстана, Протон-М, Хочу стать космонавтом
МОСКВА, 20 сен. РИА Новости. Российская ракета-носитель тяжелого класса "Протон" оказалась не настолько ядовитой, как о ней многие годы твердили. Мониторинг пусков ракеты за последние 11 лет показал, что экологическая нагрузка на окружающую среду после старта не превышает допустимых параметров, рассказали РИА Новости на предприятии-производителе, изучив результаты экологических экспертиз.
"По результатам многолетнего (2008 - 2019 годы) экологического сопровождения пусков ракет-носителей "Протон", проводимого совместно российской и казахстанской сторонами, сделан вывод об отсутствии превышений допустимых техногенных нагрузок на окружающую среду", - рассказали в Центре Хруничева.
Несимметричный диметилгидразин или гептил - высококипящее ракетное горючее, давно применяющееся в ракетно-космической технике.
Ракеты семейства "Протон" летают с 1965 года. За этот период они стартовали 421 раз. Но при проектировании ракетно-космических комплексов вопросы экологической безопасности и влияния на окружающую среду стояли далеко не на первом месте. Между тем, высокая токсичность гептила является его значительным недостатком.
Лишь в 1990-х годах задумались о минимизации экологического ущерба от этого носителя.
Востребованность "Протона" для решения государственных задач и на мировом рынке коммерческих услуг побудила провести модернизацию космического комплекса для поддержания конкурентного уровня. При поэтапной модернизации ракеты "Протон-К" наряду с повышением энергетических характеристик были поставлены задачи увеличить уровень безопасности и снизить экологическое воздействие на окружающую среду. Это было достигнуто в модернизированном космическом ракетном комплексе "Протон-М", который прошел четыре этапа "обновления" и сейчас находится в эксплуатации.
Одним из основных для инженеров и конструкторов стало решение задачи по максимальной выработке топлива из баков, поскольку в ракетах "Протон-К" к концу полета первой ступени в топливных баках оставались сотни килограммов гептила. Неизрасходованное топливо падало и проливалось на землю. Именно это вызывало естественную озабоченность экологов и определяло последующее негативное отношение к эксплуатации данной ракеты.
В результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований Центру Хруничева удалось реализовать технические решения, позволяющие полностью выработать запасы топлива "Протона", что свело практически к нулю объемы компонентов, зафиксированных специалистами в районах падения ускорителей первой ступени.
Как сообщили РИА Новости в Центре Хруничева, проведенная комплексная сравнительная оценка показала, что "Протон-М" воздействует на окружающую среду не сильнее, а даже меньше, чем экологически чистые кислородно-керосиновые ракеты.
Еще одной проблемой были частые аварии ракеты, особенно в период начала 2010-х годов. Падения космической техники вызывали острую негативную реакцию местных жителей. Последняя авария "Протона" произошла в 2015 году на этапе работы третьей ступени, то есть когда до поверхности земли мало что долетает из металлов, не говоря уже об остатках топлива. С тех пор ракета "Протон" выполнила 15 успешных стартов без серьезных замечаний.
Как рассказали РИА Новости в Казкосмосе, с целью уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду Казахстана, в рамках второго заседания казахстанско-российской межправительственной комиссии по комплексу Байконур 24 ноября 2014 года сторонами были одобрены рекомендации по поэтапному сокращению пусков ракет "Протон" начиная с 2016 года.
В настоящее время коммерческий портфель заказов Космического центра имени Хруничева до 2025 года насчитывает более 20 пусков ракет "Протон".
В 2019 году было произведено три пуска ракет "Протон-М", до конца года планируются еще три пуска. Ближайший из них - 30 сентября. Носитель выведет на орбиту европейский телекоммуникационный спутник Eutelsat 5 West B и американский технологический аппарат Mission Extension Vehicle-1.
На замену "Протону" настоящее время в Центре Хруничева разработана ракета "Ангара", в которой используется экологически чистые компоненты топлива - кислород и керосин.