«Супа — сразу литров пятнадцать»
Зарисовки из жизни многодетных семей
Анастасия Гнединская
Чтобы на завтрак приготовить омлет на всю семью, им нужно минимум два десятка яиц. Супы и компоты варят пятнадцатилитровыми кастрюлями — иначе на всех не хватит. На прогулки в лес берут рации — так точно никто не потеряется. Иван и Милана Ульяновы, родители одиннадцати детей, признаются, что у них в паспортах для новорожденных уже не осталось места: «Последних — трехлетнего Санька и пятилетнюю Милану — паспортисткам пришлось записать на полях страницы… Зато не скучно и не одиноко».
Обозреватель РИА Новости побывала в гостях в двух многодетных семьях, чтобы понять, как организовать быт, когда по лавкам — не семеро, а гораздо больше.
«Закупаем сразу партиями»
То, что в квартире Ульяновых живет много людей, понимаешь уже в прихожей. Вдоль одной из стен тянется вереница разноразмерных кроссовок, балеток, сандалий. «Это не вся наша обувь. В шкафах — тоже ботинки», — девятиклассница Наталия, третья по счету, открывает ящик комода. Оттуда на пол вываливаются еще несколько пар разноцветных кроссовок.
Обувь Ульяновы давно не считают. Говорят, что ее просто «много». «Думаю, в коридоре сейчас стоит пар сорок, — прикидывает Наташа. — И это только летние. Нет, мы не путаемся. Родители всем нам разные покупают».
Из малышей первой знакомиться выбегает шестилетняя Тамара. «Она у нас девятая. Причем родилась 9.09», — сообщает любопытный факт глава семьи Иван. Затем в коридор подтягиваются четырехлетняя Милана — десятая, и трехлетний Санек. Самый маленький, одиннадцатый. Пока.
Старшие почти все либо в музыкальной школе, либо в лагере. Иван, первенец Ульяновых, скоро должен вернуться с занятий. В этом году он поступил на юридический факультет в Финансовый университет при правительстве России.
«Вы не представляете, как он готовился к ЕГЭ и олимпиадам. Везде шум, гам, маленькие на нем чуть ли не скачут. А он невозмутимо сидит за учебниками, будто статуя», — по интонации чувствуется, что мама Милана (в семье это имя носят и дочь, и мать) старшим гордится. Впрочем, как и остальными.
Мальчиков здесь на одного больше, чем девочек: шесть против пяти. Имена для новорожденных обычно выбирают в честь родственников. «Ваню, первого, назвали в честь моего дедушки, Володю, второго, — дедушки жены», — объясняет Иван.
Пока мы разговариваем, Владимир, второй по старшинству из братьев, накрывает на стол. Сегодня он дежурный по квартире, а значит, посуда, чистота на кухне, загрузка стиральной машины — на нем. «Сперва мы составляли графики дежурств, расписывали, кто в какой день убирается. Но быстро поняли, что схема не работает. Решили так: ты первый родился, значит, дежуришь в понедельник. В пару берешь самого маленького. Во вторник «на смену» заступает второй по старшинству. И так далее», — рассказывает Иван.
Стиральная машина в этой квартире не замолкает. За белье отвечают самые младшие — Тамара, Милана и Саша. Они развешивают мокрые вещи, а высохшие снимают и кладут на гладильную доску. «Потом средние девочки — Рита (она в шестом классе) и Тоня (в третьем) — сортируют вещи и гладят их», — добавляет мама Милана.
Под прачечную пришлось отвести одну из комнат. Она вся заставлена сушилками и коробками с носками. После стирки их сортируют по возрастам. «Носки малышей — в одну коробку, средних — в другую. Старшие уже сами себе стирают и складывают на полки», — делится бытовыми тонкостями Милана.
— А сколько в обиходе пар носков?
— Мы их не считаем. Как и обувь. Но, думаю, не меньше ста. Закупаем партиями.
«Дети спали валетами»
В этой семье все приобретают оптом. Помидоры с рынка возят ящиками, картофель — мешками. Если пекут пироги, то сразу несколько противней. Закрывают банки — не один десяток. Милана вытаскивает из холодильника 15-литровую кастрюлю с компотом.
Говорит, что сварила его всего два дня назад, но осталось на донышке. «Суп — его я тоже варю литров пятнадцать — еще растягиваем на неделю. А второе приходится готовить каждый день. Но с ребятами на самом деле проще. Если, например, пироги печем, я только тесто замешиваю. Они и начиняют, и края залепляют. Потом еще следят, чтобы не пригорели».
Два года назад Ульяновы отказались от магазинного хлеба. Перешли на домашний. «Промышленный дорого было покупать: в день у нас по пять батонов уходило. Он ведь не сытный. Свой печем два раза в день по буханке — и нам на всю семью хватает».
Милана не отрицает: работа по дому занимает все свободное время. «Бывало, закрываешь банки, глянешь в окно — уже рассвело. Через час нужно детей в школу будить».
Встретилась эта пара благодаря хозяйственности родственников Миланы. После майских праздников она возвращалась от родных из Краснодара. Те, как обычно, загрузили гостинцами, донести которые у хрупкой девушки не было возможности. «Я позвонила подруге, говорю, у тебя же брат есть, может, он меня на вокзале встретит?»
Братом оказался Иван. «Он помог мне донести сумки с Казанского вокзала на Ярославский — я тогда ехала на учебу. Помню, стоим мы в тамбуре, прощаемся. Я случайно кинула взгляд за окно — а там снег. Огромные хлопья, будто в январе. Хотя на календаре 13 мая! Тогда я и подумала: вдруг это судьба? Ведь всегда, когда речь заходит о чем-то экстраординарном, говорят: «Да скорее снег в мае пойдет». И вот он, снег. В мае».
Первые семь детей у пары родились в общежитии, в крошечной квартире, в которой едва было 25 метров жилой площади. «Я работал преподавателем в вузе, от института получил служебную квартиру. Там в двух комнатах мы и ютились. В одной стояла двухъярусная кровать — на ней детки валетами спали. Рядом — раскладное кресло и детская кроватка, на них еще двое. Самого маленького традиционно с собой клали», — вспоминает Иван.
В 2010 году они переехали в «трешку» — там родились Миша и Тамара. А в 2014-м от правительства Московской области семья получила шестикомнатную квартиру в Мытищах: «Теперь места много».
И Иван, и Милана — педагоги по первому образованию. Он — эколог, она — логопед. Большую семью оба всегда хотели, но рекорд не планировали. Разве что шутили по этому поводу. «Ваня с самого начала наших отношений говорил: «У нас будет десять детей». Я смеялась: «Максимум двое». — «Нет, десять». «Ладно, трое! — улыбается мать-героиня. — Потом, когда мы к доктору пришли за одиннадцатым, он даже нам в шутку попенял: мол, вы же десятерых хотели».
Девятые роды у Миланы были очень тяжелыми. До этого было три кесаревых, из-за чего произошло врастание плаценты. «На консультации в нашем подмосковном институте акушерства и гинекологии, нам сказали: аборт и удаление матки. Либо мама умрет при родах от сильного кровотечения, — вспоминает Иван. — А как на такое решишься — Томочке ведь тогда уже 25 недель было. Слава богу, нас взял Марк Аркадьевич Курцер. Мы и потом у него еще двоих родили. А ведь диагноз был тот же».
«В магазин пойти всей семьей нереально»
День в этой большой семье начинается в 6:30. Первым делом — зарядка, затем обливание холодной водой. Дальше одни идут в детский сад, другие — в школы. Причем в разные. Младшие — в ближайшую к дому, старшие — в физико-математическую. Вечером по расписанию бассейн и «музыкалка». «В музыкальную школу мы отдаем всех детей. Считаем, что без этого ребенок не сможет гармонично развиваться. Сейчас вот десятая, Томочка, пошла».
— Ваня, какая десятая? Тамара у нас девятая…— поправляет Милана.
Родители говорят, что у всех одиннадцати разные характеры. Хотя есть и закономерность. Например, родившиеся нечетными — лидеры. А четные — более покладистые. «Они даже дружат парами: первый — второй, третий — четвертый».
Несмотря на сплоченность, выезжают куда-либо Ульяновы редко. Проблема в том, что у них нет автомобиля, в который бы поместилась вся их большая семья. «Микроавтобус выдают тем, у кого пятнадцать детей. Мы пока недотягиваем. Но всегда ищем альтернативные варианты. Например, в этом году победили на региональном этапе конкурса «Семья года». Шестерым детям дали путевки в Крым. А с пятерыми уже легче путешествовать. Мы сели в машину — и через сутки были у моря. В итоге прекрасно провели время».
На прогулках, особенно на природе, Ульяновы пользуются рациями — так точно никто не потеряется. А во время вылазок в город дети обычно разделяются на пары. «Но в магазин все равно всей семьей никогда не ходим. Это просто нереально. И через каждые две минуты я их пересчитываю. Конечно, боюсь кого-то забыть!» — признается мама.
Единственное, что Ульяновы решили оставить за кадром, — это финансы.
«Одно могу сказать: бюджет многодетной семьи — сложная материя. Как папа его растягивает, я не знаю, — смеется Милана. — Если бы не экономическое образование, думаю, пазл бы не сложился».
На себя, говорят многодетные родители, времени почти не остается. Но они счастливы. «Как-то у нас кто-то из журналистов спросил про увлечения. Мы не раздумывая ответили: дети. Статью в итоге назвали «Увлеченные детьми». Так и есть. Когда они обнимают тебя, понимаешь, что только ради них и стоит жить…»
«У детей уже есть трудовые книжки»
В семье актеров Натальи Фенкиной и Николая Ширяева — пятеро детей. Старшему, Теме, скоро 14. Младшей — Анечке — полтора. Еще есть Миша — ему 12, Вася — ему пять. И трехлетняя принцесса-балерина Лика.
Первого ребенка Наталья родила в 27, второго — в 28. На тот момент она была ведущей актрисой Театра на Покровке. Но даже мысли, что дети могут помешать карьере, у нее не возникло.
«Карьера либо идет, либо нет. И дети на это никак не влияют, — уверена Фенкина. — Я, например, никогда не сидела в декрете. Темка снимался со мной в «Адъютантах любви» — историческом сериале, который шел на Первом канале. Я играла Варю Ланскую. Для меня шили очень пышные платья, скрывавшие живот. В итоге на работу ходила, наверное, месяцев до восьми. А потом почти сразу вернулась на съемочную площадку. Но уже с коляской».
Старшие сыновья Натальи выросли за кулисами Театра на Покровке: «Я для них брала еду, карандаши — и они сидели в гримерке, рисовали или общались с другими актерами. Когда стали постарше, могли пойти в зал или в рубку звукорежиссера. Или сами выходили на сцену. Когда Сергею Николаевичу Арцибашеву нужны были дети в спектакле, он предлагал нам поучаствовать. Ребята не отказывались. Сейчас у них даже трудовые книжки есть».
Наталья говорит: конечно, в любой большой семье есть нюансы, с которыми надо смириться. К примеру, готовит она казанами: «И я не преувеличиваю. Если второе, то килограммов десять точно нужно сварить. И съедается это все за два-три дня. Чтобы приготовить омлет на завтрак, нам нужно два десятка яиц. Если мы берем котлеты, то обязательно минимум две-три упаковки. Тогда нам точно на ужин хватит».
По словам многодетной мамы, на еду уходит основная часть семейного бюджета. А вот лишнюю одежду и игрушки для детей она старается не покупать: «К вещам я отношусь очень просто. У детей есть две пары джинсов — считаю, этого вполне достаточно. Когда они вытрутся, купим новые. Всю лишнюю одежду и игрушки я стараюсь отдавать другим мамам или передавать в детские дома. Что касается игрушек, то в них дети у нас почти не играют. Зачем, когда вокруг столько братьев и сестер?»
«Мам, пап, сходите потусуйтесь»
При всей загруженности Наталья и Николай стараются выкроить хотя бы несколько часов в неделю для себя. Считают, что без этого многодетные родители быстро выдохнутся. «Например, мы очень любим петь под караоке. И обязательно ходим куда-то хотя бы раз в две недели. За младшими детьми приглядывают старшие. Они даже сами нам говорят, когда видят, что мы начинаем погружаться в рутину: «Мам, пап, сходите куда-нибудь, потусуйтесь».
Единственная проблема в этой семье — с жильем. Так вышло, что Ширяевы до сих пор вынуждены снимать квартиру. «Мы долго не могли получить жилье, все время не хватало какой-то справки. В итоге о нашей ситуации узнали журналисты, сняли несколько сюжетов. В результате нам дали субсидию. Но так как у нас с мужем есть доли в родительских квартирах (у меня 1/3 в Севастополе, у Коли 1/6 в Москве), эти метры вычли из общей суммы. И денег хватило только на однокомнатную, где мы, естественно, все не уместимся. Поэтому пока мы кочуем по съемным в надежде, что когда-то купим свое жилье».
— Но вы никогда не думали, что прежде нужно обзавестись квартирой, а потом уже рожать ребенка? Тем более третьего-четвертого-пятого?
— Я появилась у родителей, когда они были студентами первого курса геофака МГУ. Потом пять лет мы все вместе прожили в общежитии в высотке на Воробьевых горах. И были счастливы. Это изначально неправильный подход: не нужно рожать, потому что нет жилья. А если его никогда не будет? Сразу ставить на семье крест?
Пока мы разговариваем, в большую комнату забегает старший Тема с Васьком на шее. Они играют в лошадок. Лика-балерина показывает, как она научилась делать мостик. А маленькая Аня раздает всем воздушные шары, которые остались со дня рождения Миши.
«Ну и куда мы без них? Если бы хоть одного из них не было, наша семья уже не была бы полной. Мы не многодетные, мы — полнокомплектные!» — улыбается Наталья.