https://ria.ru/20190902/1558088221.html
"То ли стесняются, то ли боятся": зачем молодые люди уезжают в провинцию
"То ли стесняются, то ли боятся": зачем молодые люди уезжают в провинцию - РИА Новости, 03.03.2020
"То ли стесняются, то ли боятся": зачем молодые люди уезжают в провинцию
В глухих селах, в отдаленных немногочисленных городах молодых профессионалов в учебных заведениях обычно не хватает. Чтобы привлечь специалистов, местные власти РИА Новости, 03.03.2020
2019-09-02T08:00
2019-09-02T08:00
2020-03-03T15:46
общество
магадан
краснодарский край
чукотка
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155808/85/1558088551_99:0:1095:560_1920x0_80_0_0_0d4f5854ea47de5869056fce40046c5d.jpg
МОСКВА, 2 сен — РИА Новости, Мария Марикян. В глухих селах, в отдаленных немногочисленных городах молодых профессионалов в учебных заведениях обычно не хватает. Чтобы привлечь специалистов, местные власти стараются создать комфортные условия — предоставляют жилье и хорошую оплату труда. Одни в конечном итоге задерживаются на новом рабочем месте, другие через некоторое время возвращаются обратно. Каково работать городским в селах — в материале РИА Новости. Чукотский полуостровВладимир Думлер переехал из Новосибирска в село Лорино Чукотского автономного округа в 2016 году. Сейчас он — заместитель директора по информационным технологиям и инновационной деятельности, преподает информатику десятым и одиннадцатым классам."В 2010-м я окончил магистратуру экономического факультета в Барнауле. Затем вернулся в свой родной Славгород — это небольшой городок в Алтайском крае. Там устроился в техникум и вел экономические дисциплины. Позже мне предложили преподавать информатику. Это оказалось интереснее. И я решил в будущем переобучиться на айтишника", — рассказывает РИА Новости Владимир Думлер.В 2012-м он перебрался в Новосибирск, преподавал информатику в колледжах и школах. Однажды в процессе поиска нового рабочего места Владимир наткнулся на вакансию заместителя директора школы на Чукотке. Зарплату предлагали хорошую — в несколько раз выше той, что он тогда получал. Недолго думая, направил резюме. Двадцатидевятилетнего специалиста тут же пригласили на работу. В июле 2016-го Думлер оставил родных и отправился на Чукотку в одиночку. Путь от Новосибирска до села Лорино занял около 15 часов. Чуть позже — под Новый год — к нему переехала жена с девятилетним сыном.Владимир занимается компьютерной сетью школы, сайтом и электронным журналом, внедрением новых IT-технологий в педагогический процесс. Также он отвечает за технологическое обеспечение: "Из-за того, что живем в труднодоступном районе, иногда ждем доставку оборудования по несколько месяцев".Учебное заведение считается малокомплектным — всего около 280 детей, в классах в среднем по 13 человек. Начальная и старшая школы находятся в разных зданиях. Ученики с пятого по одиннадцатый классы обучаются в главном — там расположены все основные кабинеты, спортзал, столовая и библиотека. "Для начальных классов временно выделен третий этаж местного детского сада. Как-то планировали построить новое здание рядом со старшей школой, объединить их коридором, но пока на это не выделили деньги", — замечает собеседник.Большой гренландский китЛорино — село, где компактно проживают чукчи, представители малочисленного коренного народа. Владимир поясняет: чтобы донести до детей суть заданий, нужно учитывать местную специфику. "Нас обеспечивают учебным материалом, однако приходится подстраиваться и использовать другие формулировки. Например, в одной из задач говорится, что строительный кран поднял определенный груз, — большинство школьников никогда вживую не видели этот кран и не понимают, как он функционирует. Поэтому проводим аналогию: несколько лодок тащат за собой одного большого гренландского кита. Им так понятнее". Думлер добавляет, что "дети с материка" более открытые и активные, нежели те, кто в Лорино. "Их непросто вывести на разговор — то ли стесняются, то ли боятся". Со связью в поселке не очень. В школе интернет хороший, а вот дома его не все могут себе позволить, "потому что достаточно накладно". Открыт доступ к общему интернету, но из-за большой нагрузки скорость очень низкая. Сотовая связь часто выходит из строя из-за погоды, поэтому местные подключены на всякий случай ко всем действующим мобильным операторам, всего их три. Несмотря на сложности со связью, гаджеты здесь любят. "Не в каждом доме имеется стиральная машина, но у ребенка обязательно есть смартфон. Телефоны, планшеты, ноутбуки — у всех", — говорит педагог.Живет Владимир с семьей в квартире в двухэтажном деревянном доме. Из минусов — отсутствие ванной комнаты. Пришлось прямо на кухне установить душевую кабину. Зимой, по словам учителя, в Лорино не холоднее, чем в Новосибирске. Вот только очень снежно. "У нас второй этаж. Как-то выглядываем в окно, а там сугроб уже прямо под подоконником. Поэтому здесь у всех в домах дверь открывается внутрь, рядом со входом стоят лопаты, чтобы выкопаться", — объясняет Думлер.Собеседник замечает, что привыкнуть к такому укладу можно, но "все равно ощущаешь себя гостем": "Чувствуешь, что ты не "свой", а пришлый". Пока семья не собирается уезжать из поселка — заработок здесь неплохой, местные их приняли, да и сами уже освоились.Учитель для России"Я училась в физико-математическом лицее. Поступила в СПбГУ на программиста. В школе информационные технологии меня интересовали, но в университете все это показалось скучным. В магистратуре философского факультета изучала персидскую поэзию. Параллельно занималась репетиторством, была вожатой в лагерях и даже работала воспитателем в детском саду", — делится подробностями с РИА Новости Анастасия Гузанова.После магистратуры Анастасия вместе с одногруппницей отправилась автостопом на Дальний Восток. "Нам хотелось исследовать, что происходит в нашей стране "здесь и сейчас", а не в XIII веке. Мы уехали на три месяца — с июля по октябрь. Нас интересовало, как живут коренные народы, их традиции. Мы общались с местными преподавателями, нам рассказали, что многие забывают родной язык. Все говорят на русском, потому что "он нужнее". Из-за этого многое в культуре стало исчезать", — говорит Анастасия.После этой поездки, по словам собеседницы, ей захотелось отправиться в глубинку: "Вернулась с ощущением, что мне нужно предпринять какие-то меры для помощи загибающимся сельским школам и людям, которые не верят в собственные силы", — вспоминает Гузанова. Она узнала о программе "Учитель для России" — выпускников ведущих вузов привлекают к преподаванию в региональных школах на два года. Пройдя все необходимые этапы отбора, Анастасия попала в город Острогожск Воронежской области."Всего в школе было около 850 учеников, в классах по 30 человек. Я преподавала математику и информатику. В свободное время вела кружок по театру, уроки по программированию и робототехнике. Проработала там год. Так получилось, что мне сократили часы. Все-таки математика — предмет, которому уделяется пристальное внимание, особенно в старших классах. А мы только начинали свой преподавательский путь", — рассказывает Анастасия.Большая победаГузанову перевели в другую школу — в село Екатеринино Никифоровского района Тамбовской области. Учеников — около 100. Анастасия вела математику и информатику в двух учебных заведениях — с понедельника по четверг в Екатеринино, а по пятницам ездила в соседнюю деревню Вырубово и преподавала физику. "Из поселка было очень сложно добираться. Автобус по расписанию приезжал в деревню только в 06:20, не позже. А занятия начинались в 08:30".Преподавать сельским детям Анастасии понравилось, но есть определенные сложности, местные отличаются от городских: "У них больше жизненного опыта, меньше детскости. К незнакомым относятся очень осторожно, будто проверяют. Городские, наоборот, сразу идут на контакт и участвуют во всем, что ты им предлагаешь".Своим главным достижением Анастасия считает то, что ей удалось организовать выезды в Москву на различные фестивали и конференции. За один учебный год таких было четыре: "Для детей из Екатеринино Москва казалась чем-то недостижимым. Конечно, родители к поездкам относились настороженно. Но когда увидели, с какими впечатлениями возвращаются дети, стали охотнее их отпускать и даже сами просили взять ребенка. Для меня это большая победа".Преподавание на базе программы "Учитель для России" завершилось в 2017 году, после чего Анастасия решила задержаться в Екатеринино еще на год. Подала заявку на грант и начала параллельно развивать собственный проект — "Физика селам": "С моим коллегой Артемом раз в месяц мы выезжали в соседние школы и проводили мастер-классы по физике. Рядом (в пределах 300 километров в одну сторону) расположено десять сел и десять школ. Иногда успевали заезжать сразу в две. На уроках делали открытки со светодиодами, батарейку из картошки, показывали опыты с магнитами — старались объединить теорию с практикой. Детям очень нравилось".Новый учебный год Анастасия встречает в Санкт-Петербурге — вернувшись, устроилась в благотворительный фонд, который организует занятия для приемных детей. Но идею развивать преподавание в сельских школах не забросила — теперь выступает в качестве эксперта и сама рассказывает будущим педагогам программы "Учитель для России", как вести мастер-классы по физике. С коллегой Артемом собирает команду из десяти человек, которые продолжат их дело: "Мы будем сопровождать учителей и выезжать к ним. Пока не знаем, в какие именно школы отправимся, все зависит от того, куда распределят молодых специалистов. Пять школ я беру на себя, пять — у Артема. Первый выезд — в ноябре".Расходы на дорогу покроет грант. Гузанова не исключает, что вернется в общеобразовательную школу. Сейчас учебная система кажется ей слишком строгой, "сложно подстроиться под конкретных детей". Поэтому пока она будет заниматься развитием таких еще непривычных для детей из сельских школ занятий.Уехал в МагаданИван Парнюк весной этого года уехал из города Гулькевичи Краснодарского края в Магадан — преподавать. "В 2016-м я окончил строительный техникум по специальности "сварочное производство". Затем отслужил в армии. Когда вернулся, принял предложение по работе от преподавателей и устроился в техникум, где раньше учился, на должность мастера производственного обучения. Никогда не думал, что меня "занесет" в преподавание", — признается он в беседе с РИА Новости.После техникума Иван пошел на завод. "Но понял, что это не мое. Преподавать намного интереснее — постоянно общаешься с детьми, с их родителями, готовишься к парам по теории и практике — материал каждый раз меняется, узнаю постоянно что-то новое".В краснодарском техникуме он проработал полтора года. А дальше случилось вот что. Его наставник и преподаватель был в командировке в Магадане, где местные ему пожаловались на то, что молодых специалистов совсем не хватает. "Мой учитель предложил им мою кандидатуру. Я согласился, меня это очень заинтересовало". Сейчас Парнюк преподает в горно-строительном колледже и ведет учебные производственные практики. С нового учебного года ему добавят часы по теории. Своих подопечных, которым от 15 до 19 лет, Иван по-взрослому называет "детьми", хотя молодому педагогу всего 22 года. "Наружность у меня не как у 22-летнего. О моем возрасте знают только коллеги и начальство. Студентам неважно, сколько мне. Моя цель — сделать из них профессионалов. Возраст — это только цифры. К примеру, у моего деда в 22 года была собственная квартира и семья. А я пока еще только зарабатываю на будущую жизнь".Иван признается, что, хотя родные скептически отнеслись к его переезду, в Магадане ему по душе и возвращаться в родные края он не планирует. "Климат очень хороший, мне здесь комфортнее, с людьми общаться проще и работа очень нравится".
https://ria.ru/20190110/1549152336.html
https://ria.ru/20190527/1554896172.html
магадан
краснодарский край
чукотка
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155808/85/1558088551_223:0:970:560_1920x0_80_0_0_5389a5ef4c6224c34357a523b0cc48f0.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, магадан, краснодарский край, чукотка, россия
Общество, Магадан, Краснодарский край, Чукотка, Россия
МОСКВА, 2 сен — РИА Новости, Мария Марикян. В глухих селах, в отдаленных немногочисленных городах молодых профессионалов в учебных заведениях обычно не хватает. Чтобы привлечь специалистов, местные власти стараются создать комфортные условия — предоставляют жилье и хорошую оплату труда. Одни в конечном итоге задерживаются на новом рабочем месте, другие через некоторое время возвращаются обратно. Каково работать городским в селах — в материале РИА Новости.
Владимир Думлер переехал из Новосибирска в село Лорино Чукотского автономного округа в 2016 году. Сейчас он — заместитель директора по информационным технологиям и инновационной деятельности, преподает информатику десятым и одиннадцатым классам.
«
"В 2010-м я окончил магистратуру экономического факультета в Барнауле. Затем вернулся в свой родной Славгород — это небольшой городок в Алтайском крае. Там устроился в техникум и вел экономические дисциплины. Позже мне предложили преподавать информатику. Это оказалось интереснее. И я решил в будущем переобучиться на айтишника", — рассказывает РИА Новости Владимир Думлер.
В 2012-м он перебрался в Новосибирск, преподавал информатику в колледжах и школах. Однажды в процессе поиска нового рабочего места Владимир наткнулся на вакансию заместителя директора школы на Чукотке. Зарплату предлагали хорошую — в несколько раз выше той, что он тогда получал. Недолго думая, направил резюме. Двадцатидевятилетнего специалиста тут же пригласили на работу. В июле 2016-го Думлер оставил родных и отправился на Чукотку в одиночку. Путь от Новосибирска до села Лорино занял около 15 часов. Чуть позже — под Новый год — к нему переехала жена с девятилетним сыном.
Владимир занимается компьютерной сетью школы, сайтом и электронным журналом, внедрением новых IT-технологий в педагогический процесс. Также он отвечает за технологическое обеспечение: "Из-за того, что живем в труднодоступном районе, иногда ждем доставку оборудования по несколько месяцев".
Учебное заведение считается малокомплектным — всего около 280 детей, в классах в среднем по 13 человек. Начальная и старшая школы находятся в разных зданиях. Ученики с пятого по одиннадцатый классы обучаются в главном — там расположены все основные кабинеты, спортзал, столовая и библиотека. "Для начальных классов временно выделен третий этаж местного детского сада. Как-то планировали построить новое здание рядом со старшей школой, объединить их коридором, но пока на это не выделили деньги", — замечает собеседник.
Лорино — село, где компактно проживают чукчи, представители малочисленного коренного народа. Владимир поясняет: чтобы донести до детей суть заданий, нужно учитывать местную специфику. "Нас обеспечивают учебным материалом, однако приходится подстраиваться и использовать другие формулировки. Например, в одной из задач говорится, что строительный кран поднял определенный груз, — большинство школьников никогда вживую не видели этот кран и не понимают, как он функционирует. Поэтому проводим аналогию: несколько лодок тащат за собой одного большого гренландского кита. Им так понятнее". Думлер добавляет, что "дети с материка" более открытые и активные, нежели те, кто в Лорино. "Их непросто вывести на разговор — то ли стесняются, то ли боятся".
Со связью в поселке не очень. В школе интернет хороший, а вот дома его не все могут себе позволить, "потому что достаточно накладно". Открыт доступ к общему интернету, но из-за большой нагрузки скорость очень низкая. Сотовая связь часто выходит из строя из-за погоды, поэтому местные подключены на всякий случай ко всем действующим мобильным операторам, всего их три. Несмотря на сложности со связью, гаджеты здесь любят. "Не в каждом доме имеется стиральная машина, но у ребенка обязательно есть смартфон. Телефоны, планшеты, ноутбуки — у всех", — говорит педагог.
Живет Владимир с семьей в квартире в двухэтажном деревянном доме. Из минусов — отсутствие ванной комнаты. Пришлось прямо на кухне установить душевую кабину. Зимой, по словам учителя, в Лорино не холоднее, чем в Новосибирске. Вот только очень снежно. "У нас второй этаж. Как-то выглядываем в окно, а там сугроб уже прямо под подоконником. Поэтому здесь у всех в домах дверь открывается внутрь, рядом со входом стоят лопаты, чтобы выкопаться", — объясняет Думлер.
«
Собеседник замечает, что привыкнуть к такому укладу можно, но "все равно ощущаешь себя гостем": "Чувствуешь, что ты не "свой", а пришлый". Пока семья не собирается уезжать из поселка — заработок здесь неплохой, местные их приняли, да и сами уже освоились.
"Я училась в физико-математическом лицее. Поступила в СПбГУ на программиста. В школе информационные технологии меня интересовали, но в университете все это показалось скучным. В магистратуре философского факультета изучала персидскую поэзию. Параллельно занималась репетиторством, была вожатой в лагерях и даже работала воспитателем в детском саду", — делится подробностями с РИА Новости Анастасия Гузанова.
После магистратуры Анастасия вместе с одногруппницей отправилась автостопом на Дальний Восток. "Нам хотелось исследовать, что происходит в нашей стране "здесь и сейчас", а не в XIII веке. Мы уехали на три месяца — с июля по октябрь. Нас интересовало, как живут коренные народы, их традиции. Мы общались с местными преподавателями, нам рассказали, что многие забывают родной язык. Все говорят на русском, потому что "он нужнее". Из-за этого многое в культуре стало исчезать", — говорит Анастасия.
После этой поездки, по словам собеседницы, ей захотелось отправиться в глубинку: "Вернулась с ощущением, что мне нужно предпринять какие-то меры для помощи загибающимся сельским школам и людям, которые не верят в собственные силы", — вспоминает Гузанова. Она узнала о программе "Учитель для России" — выпускников ведущих вузов привлекают к преподаванию в региональных школах на два года. Пройдя все необходимые этапы отбора, Анастасия попала в город Острогожск Воронежской области.
«
"Всего в школе было около 850 учеников, в классах по 30 человек. Я преподавала математику и информатику. В свободное время вела кружок по театру, уроки по программированию и робототехнике. Проработала там год. Так получилось, что мне сократили часы. Все-таки математика — предмет, которому уделяется пристальное внимание, особенно в старших классах. А мы только начинали свой преподавательский путь", — рассказывает Анастасия.
Гузанову перевели в другую школу — в село Екатеринино Никифоровского района Тамбовской области. Учеников — около 100. Анастасия вела математику и информатику в двух учебных заведениях — с понедельника по четверг в Екатеринино, а по пятницам ездила в соседнюю деревню Вырубово и преподавала физику. "Из поселка было очень сложно добираться. Автобус по расписанию приезжал в деревню только в 06:20, не позже. А занятия начинались в 08:30".
Преподавать сельским детям Анастасии понравилось, но есть определенные сложности, местные отличаются от городских: "У них больше жизненного опыта, меньше детскости. К незнакомым относятся очень осторожно, будто проверяют. Городские, наоборот, сразу идут на контакт и участвуют во всем, что ты им предлагаешь".
Своим главным достижением Анастасия считает то, что ей удалось организовать выезды в Москву на различные фестивали и конференции. За один учебный год таких было четыре: "Для детей из Екатеринино Москва казалась чем-то недостижимым. Конечно, родители к поездкам относились настороженно. Но когда увидели, с какими впечатлениями возвращаются дети, стали охотнее их отпускать и даже сами просили взять ребенка. Для меня это большая победа".
Преподавание на базе программы "Учитель для России" завершилось в 2017 году, после чего Анастасия решила задержаться в Екатеринино еще на год. Подала заявку на грант и начала параллельно развивать собственный проект — "Физика селам": "С моим коллегой Артемом раз в месяц мы выезжали в соседние школы и проводили мастер-классы по физике. Рядом (в пределах 300 километров в одну сторону) расположено десять сел и десять школ. Иногда успевали заезжать сразу в две. На уроках делали открытки со светодиодами, батарейку из картошки, показывали опыты с магнитами — старались объединить теорию с практикой. Детям очень нравилось".
Новый учебный год Анастасия встречает в Санкт-Петербурге — вернувшись, устроилась в благотворительный фонд, который организует занятия для приемных детей. Но идею развивать преподавание в сельских школах не забросила — теперь выступает в качестве эксперта и сама рассказывает будущим педагогам программы "Учитель для России", как вести мастер-классы по физике. С коллегой Артемом собирает команду из десяти человек, которые продолжат их дело: "Мы будем сопровождать учителей и выезжать к ним. Пока не знаем, в какие именно школы отправимся, все зависит от того, куда распределят молодых специалистов. Пять школ я беру на себя, пять — у Артема. Первый выезд — в ноябре".
Расходы на дорогу покроет грант. Гузанова не исключает, что вернется в общеобразовательную школу. Сейчас учебная система кажется ей слишком строгой, "сложно подстроиться под конкретных детей". Поэтому пока она будет заниматься развитием таких еще непривычных для детей из сельских школ занятий.
Иван Парнюк весной этого года уехал из города Гулькевичи Краснодарского края в Магадан — преподавать. "В 2016-м я окончил строительный техникум по специальности "сварочное производство". Затем отслужил в армии. Когда вернулся, принял предложение по работе от преподавателей и устроился в техникум, где раньше учился, на должность мастера производственного обучения. Никогда не думал, что меня "занесет" в преподавание", — признается он в беседе с РИА Новости.
После техникума Иван пошел на завод. "Но понял, что это не мое. Преподавать намного интереснее — постоянно общаешься с детьми, с их родителями, готовишься к парам по теории и практике — материал каждый раз меняется, узнаю постоянно что-то новое".
В краснодарском техникуме он проработал полтора года. А дальше случилось вот что. Его наставник и преподаватель был в командировке в Магадане, где местные ему пожаловались на то, что молодых специалистов совсем не хватает. "Мой учитель предложил им мою кандидатуру. Я согласился, меня это очень заинтересовало".
«
Сейчас Парнюк преподает в горно-строительном колледже и ведет учебные производственные практики. С нового учебного года ему добавят часы по теории. Своих подопечных, которым от 15 до 19 лет, Иван по-взрослому называет "детьми", хотя молодому педагогу всего 22 года. "Наружность у меня не как у 22-летнего. О моем возрасте знают только коллеги и начальство. Студентам неважно, сколько мне. Моя цель — сделать из них профессионалов. Возраст — это только цифры. К примеру, у моего деда в 22 года была собственная квартира и семья. А я пока еще только зарабатываю на будущую жизнь".
Иван признается, что, хотя родные скептически отнеслись к его переезду, в Магадане ему по душе и возвращаться в родные края он не планирует. "Климат очень хороший, мне здесь комфортнее, с людьми общаться проще и работа очень нравится".