До и после вспышки
Судьбы героев и финалистов конкурса Стенина
Ирина Овчинникова
Сегодня жюри международного конкурса имени Андрея Стенина назовет лучших молодых фотографов этого года. Всего организаторы получили более шести тысяч работ из 80 стран со всех пяти континентов. О том, как изменилась жизнь лауреатов конкурса и героев снимков, — в материале РИА Новости.
Мальчик и футбол
«Я ищу искренние и чистые сердца среди людей, которые живут в бедных районах, среди разрухи и мусора. Там все привыкли быть вторым сортом, но вместе с тем ждут, что их жизнь изменится. Я думаю, это может сделать объектив фотографа», — говорит Тайсир Махди из Ирака, занявший первое место в конкурсе в прошлом году в номинации «Спорт».
Фото 13-летнего Касима Алькадима, потерявшего ногу из-за подрыва на мине, но наравне со сверстниками играющего в футбол, которое сделал Тайсир, изменило жизнь мальчика. Благодаря конкурсу Стенина о его истории узнали во всем мире, а благотворительный фонд клуба «Спартак» взял на себя все расходы по протезированию. Сейчас Касим находится в Москве на лечении. Врачи обещают, что он сможет ходить без костылей.
«Тяжело ли быть фотографом в Ираке? Считается, что здесь удается делать очень содержательные кадры, — продолжает Тайсир. — Это правда. И то, что в последнее время Ирак стал безопаснее и стабильнее, способно послужить приглашением для фотографов всего мира. В своем объективе здесь вы увидите много вдохновляющего, а еще получите возможность помочь нуждающимся».
Тайсир признался, что участвовал в разных профессиональных конкурсах. Но победа в конкурсе Стенина порадовала особенно, доказав важность миссии, которую он на себя взял.
«Москва — один из самых красивых городов, что я видел, — отмечает фотограф. — А еще красивы русские люди, они встречают тебя с широкой душой и вместе с тем с уважением».
От тьмы — к свету
«Не только в России, но и по всему миру отношение к онкобольным разное. Могут быть крайние точки зрения — либо думают, что все это просто, либо относятся к таким людям как к мертвецам. В своей серии «Как я болела» мне хотелось помочь понять тех, кто прошел похожий путь», — объясняет россиянка Алена Кочеткова, обладательница Гран-при 2018 года.
Фотограф добавляет, что после выставки работ победителей конкурса она получила много отзывов от профессионалов и обычных людей. Были и отрицательные — некоторые считают, что не надо «показывать негатив». «Но я думаю, что это часть жизни и на нее нельзя просто закрыть глаза — мол, меня не касается. К сожалению, коснуться может каждого, — отмечает Алена. — Еще кто-то не знал, что от химиотерапии лысеют, а это главный маркер онкобольного».
В серии «Как я болела» важен порядок: начинается с темного окна, а заканчивается светлым. Алена смогла победить болезнь. Она вовсе не стремилась показывать физиологические подробности, ее интересовали внутренние переживания человека в очень сложной ситуации.
«Я бы хотела, чтобы люди стали терпимее, — признается фотограф. — Ведь нельзя на государственном уровне заставить добрее относиться к тем, кто болеет. Но заставить задуматься каждого можно — с помощью искусства».
Браконьеры, пожарные и полицейские
«Недавно я снова освещал протесты в том же районе Кейптауна, где сфотографировал полицейского, направившего оружие на мальчика (кадр «Противостояние», первое место в номинации «Главные новости», 2018 год), и столкнулся с раздражением и гневом местных жителей, — рассказывает фотограф Джастин Салливан из ЮАР. — То мое фото вызвало огромный резонанс в обществе, вновь подняло вопрос чрезмерного применения силы и имело серьезные последствия для полиции».
По словам фотографа, он следил за дальнейшей судьбой своего героя: «Сейчас он здоров, но, боюсь, будет страдать от травмирующего опыта всегда».
В том же 2018 году Джастин занял второе место еще и в номинации «Моя планета» с серией «В огне: за гранью». Пока снимал, даже стал квалифицированным пожарным с четырехлетним опытом работы. Целью было привлечь внимание на мировом уровне к проблеме финансирования тушения пожаров.
В этом году фото Джастина опять вошло в шорт-лист конкурса. Снова номинация «Моя планета», и еще одна проблема — браконьеры. «Распил» — история про слона, которого забили самым бесчеловечным образом, — объясняет Джастин. — Сам кадр говорит не только о беззащитности этого конкретного животного, но и о нашем нынешнем бессилии что-либо изменить в существующем положении дел».
Хотя надежда появится, если это попадет на первые полосы газет по всему миру, считает Джастин. В этом году эта работа стала лучшей по итогам онлайн голосования.
Именно эта возможность — «рассказать правду о невидимых сторонах мира» — побуждает автора говорить о том, о чем принято молчать, и подавать работы на разные конкурсы по всему миру, в том числе и на этот.
Сила внутри
«Идея состояла в том, чтобы рассказать о моих героинях, у одной из которых глухота, а у другой — церебральный паралич, не с позиции их слабостей, а с позиции силы, — говорит итальянец Данило Гарсия Ди Мео. — Кроме того, это попытка борьбы со стереотипами и предрассудками в обществе».
Амбре поставили диагноз «глухота» в двухлетнем возрасте, но она живет полноценной жизнью, учится, работает, танцует и занимается единоборствами.
Сильные, умные, целеустремленные — характеризует Данило Летицию и Амбре, с которыми у него почти родственные отношения. Работы «Летиция, история невидимой жизни» — Гран-при, 2016 год, и «Что?» — первое место в номинации «Портрет. Герой нашего времени», 2017 год.
Летиция с рождения почти полностью обездвижена, не может говорить и лишь немного контролирует движения головы и глаз. Сенсором на затылке Летиция управляет компьютером, смартфоном, пишет сообщения и делает видеозвонки.
Три года назад она совершила первое в жизни международное путешествие — приехала в Москву, чтобы увидеть Красную площадь и Кремль.
С ней был и Данило, для которого этот визит в Россию стал уже вторым. Почти освоившись в столице, он мечтает побывать еще и в маленьких российских деревнях.
«Победа в конкурсе Стенина стала для меня важным шагом и подтвердила правильность выбора в пользу социальной фотографии», — подчеркивает Данило.
Захватывающая рутина
«У меня нет стоп-кадров, мне важна система — то, мимо чего мы проходим каждый день. В ядерном взрыве меня заинтересует не гигантский гриб, а предыстория и последствия чудовищного события, — говорит обладательница Гран-при конкурса Стенина 2015 года Елена Аносова. — Я совсем не работаю в жанре репортажа и поэтому победе была очень удивлена».
По ее словам, она долго наблюдает за своими героями, проводит с ними много времени, делает эскизы на телефон, а потом просто берет большую камеру. «Человек ко мне уже привык, и кадр получается естественным», — уточняет автор.
Серия, которая заслужила высшую оценку жюри, — «Отделение» — посвящена деформации, происходящей с человеком в закрытой институции.
Съемки проходили в течение трех месяцев в трех разных женских колониях. Результат — портреты заключенных. Это первый законченный проект автора.
На призовые деньги ей удалось купить необходимую технику для следующего длительного изучения темы границ и изоляции — Out-of-the-way.
Эта серия, а точнее, даже, эскизы к ней, снятые на мобильный телефон, уже в следующем году получили особую отметку жюри в номинации «Моя страна». «Я отправляла файлы для участия прямо с Крайнего Севера, и интернет был не очень хорошим, поэтому и выбрала мобильные варианты», — поясняет Елена.
С этим исследованием родины предков — маленькой деревни, где сейчас живут около 100 взрослых, куда можно добраться только на вертолете или по зимнику, Елена также вошла в список победителей World Press Photo 2017 года.
«В России есть сложности с фотографическим рынком, я считаю, что для начинающих участие в таких конкурсах, как этот, очень важно. Важно показывать свои работы и задавать волнующие вопросы — считает Елена. — Так, один из членов жюри 2015 года, Джейсон Эскенази, позже показывал мое «Отделение» в Стамбуле. Естественно, он увидел эту работу в рамках конкурса».