https://ria.ru/20190726/1556881805.html
Митрополит Иларион: судьбу Сретенской семинарии решит синод
Митрополит Иларион: судьбу Сретенской семинарии решит синод - РИА Новости, 15.03.2021
Митрополит Иларион: судьбу Сретенской семинарии решит синод
Синод Русской православной церкви на июльском заседании решил оптимизировать деятельность двух ведущих духовных школ: Московской духовной академии (МДА),... РИА Новости, 15.03.2021
2019-07-26T08:00
2019-07-26T08:00
2021-03-15T14:12
религия
митрополит иларион (алфеев)
общество
сергиев посад
рим
московская духовная академия
русская православная церковь
российский православный университет
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155688/20/1556882004_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_f5cc3319b131607fb56616924a78bd6c.jpg
Синод Русской православной церкви на июльском заседании решил оптимизировать деятельность двух ведущих духовных школ: Московской духовной академии (МДА), располагавшейся до сих пор в Сергиевом Посаде, и Сретенской духовной семинарии в Москве. Реформа, предполагающая переезд МДА в столицу, вызвала в православном сегменте Рунета оживленную дискуссию и опасения возможной ликвидации Сретенской семинарии. О сути начатых преобразований, о количестве и специфике высших учебных заведений РПЦ в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал участвующий в реформе системы духовного образования ректор Общецерковной аспирантуры, глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Беседовала Ольга Липич.— Владыка Иларион, недавнее решение синода, не исключающее слияния Московской духовной академии и Сретенской семинарии, вызвало неоднозначную реакцию. Чем оно продиктовано и что вы об этом думаете?— Идея переноса Московской духовной академии в Москву давно витала в воздухе. Она обсуждалась еще при святейшем патриархе Алексии. Проблема, как она обозначена нынешним ректором академии владыкой Амвросием, заключается в том, что ученым из Москвы трудно приезжать для чтения лекций в Сергиев Посад. Знаю это по себе. Будучи на протяжении многих лет профессором Московской духовной академии, я в силу большой загруженности основными послушаниями практически не имею возможности ее посещать, встречаться со студентами. Если бы магистратура академии переехала в Москву, это существенно облегчило бы жизнь мне и многим другим профессорам.— Но возможно ли решить эту задачу, полностью сохранив в нынешнем виде Сретенскую семинарию и создав для магистратуры МДА новую базу? Ведь в православном Рунете звучат опасения поглощения Сретенской семинарии МДА. — Пока создана только комиссия, в задачи которой входит исследование данного вопроса. Выводы комиссии не предрешены. А окончательное решение будет приниматься Священным синодом.— А не боитесь, что со временем Московская духовная академия поглотит возглавляемую вами Общецерковную аспирантуру?— Не боюсь. Хотел бы напомнить, что Общецерковная аспирантура является детищем святейшего патриарха Кирилла. Он был инициатором ее создания, он является председателем ее Наблюдательного совета. Когда я получил известие о назначении ректором, мой первый вопрос был: при каком учебном заведении создается аспирантура? Ведь аспирантуры всегда бывают при учебных заведениях. Святейший ответил очень твердо и однозначно: Общецерковная аспирантура не создается при каком-либо учебном заведении — она должна быть самостоятельным учебным заведением, обеспечивающим высшее звено в системе богословского образования в Русской церкви. Наименование "Общецерковная" указывает на то, что она не относится к какому-либо иному учебному заведению, а открыта для выпускников всех учебных заведений Русской церкви.Наличие Общецерковной аспирантуры при этом не означает и никогда не означало, что в других учебных заведениях не могут открываться аспирантуры. Своя аспирантура есть и у Московской духовной академии, и у Санкт-Петербургской духовной академии, и у Свято-Тихоновского университета. Не сомневаюсь, что будут открываться новые аспирантуры. При этом значение нашего учебного заведения именно в качестве общецерковного научно-образовательного центра не будет умаляться.— И все-таки возникает вопрос: зачем в одном городе столько церковных учебных заведений? Свято-Тихоновский университет, Российский православный университет, Общецерковная аспирантура и докторантура, Московская духовная академия, Сретенская, Николо-Угрешская, Николо-Перервинская и Коломенская семинарии… — Многообразие учебных заведений соответствует величию нашей Церкви и многообразию тех задач, которые перед нами стоят. Было бы странно, если бы в Москве с ее многомиллионным православным населением было только одно высшее учебное заведение Русской церкви.Посмотрите, сколько в Риме Папских университетов и институтов: Григорианский, Августинианум, Библикум, Восточный институт и многие-многие другие. И никому не приходит в голову поглощать один университет другим, совмещать один с другим. Ведь у каждого из них своя специфика. И когда мы посылаем студента на обучение в Рим, мы всегда учитываем специфику научных интересов студента и научную специализацию конкретного Папского института. Соответственно, для изучения библеистики мы направляем студентов в Библикум, а для изучения патристики — в Августинианум.Каждое из перечисленных вами учебных заведений Русской церкви имеет свою специфику, свое лицо, выполняет свои задачи. У каждого свой штат преподавателей, своя база, свои студенты.— В чем специфика Общецерковной аспирантуры?— Общецерковная аспирантура и докторантура — это не только учебное заведение, но еще и научный центр. Многие профессора аспирантуры — выдающиеся ученые, ведущие специалисты в своих областях, авторы монографий, вносящие существенный вклад в развитие конкретных направлений богословской науки.Мы создали свое издательство, специализирующееся на издании научной и учебной литературы. Несмотря на короткий срок своего существования, оно уже вошло в четверку лучших православных издательств России.На базе аспирантуры действует Общецерковный докторский диссертационный совет, а также первый в истории России диссертационный совет по теологии, чьи степени признаются государством. В обоих диссоветах защиты проходят на самом высоком научном уровне, что подтверждают входящие в их состав светские специалисты.Ведется огромная работа по написанию и изданию учебников для бакалавриата духовных школ. Эта работа осуществляется под непосредственным наблюдением и руководством святейшего патриарха, который лично прочитывает каждый новый подготовленный к печати учебник. Кроме того, каждый учебник проходит рецензирование в ведущих духовных учебных заведениях Русской церкви. Наша задача — полностью обновить весь корпус учебной литературы для бакалавриата духовных школ. Над ее выполнением трудится более сотни специалистов.— А собственно для учащихся каковы главные особенности?— Своеобразие Общецерковной аспирантуры и докторантуры обусловлено еще и тем, что она предлагает уникальные учебные программы, отсутствующие в других учебных заведениях. В частности, у нас существует магистерское направление "Внешние церковные связи". Готовит специалистов в области межрелигиозного диалога, межправославных и межхристианских отношений. Аспирантское направление "Актуальные проблемы богословия" знакомит наших учащихся с последними достижениями теологической науки, наиболее острыми проблемами современного богословия.— Что нового может предложить сегодня Общецерковная аспирантура?— С сентября мы открываем новое направление "Христианские источники", предполагающее междисциплинарный подход к изучению Библии, святоотеческого наследия, литургических памятников. Ведь обычно эти три направления практически не пересекаются: библеисты занимаются только Священным Писанием, патрологи — только святоотеческой литературой, литургисты — только историей богослужения. Мы предлагаем комплексный взгляд на источники, дающий возможность студентам осваивать одновременно несколько областей теологической науки.У нас есть уникальные программы, осуществляемые совместно с ведущими российскими вузами. В частности, совместно с Высшей школой экономики мы разработали программы "Философия религии", "Церковь, общество, государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений". Студенты, окончившие эти программы, получают дипломы обоих учебных заведений — Высшей школы экономики и Общецерковной аспирантуры.
https://ria.ru/20190723/1556812258.html
https://na.ria.ru/20190228/1551457315.html
сергиев посад
рим
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155688/20/1556882004_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_7992e0f2056303c31e44dabfcc054de5.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
митрополит иларион (алфеев), общество, сергиев посад, рим, московская духовная академия, русская православная церковь, российский православный университет, аналитика - религия и мировоззрение, россия, религия
Религия, Митрополит Иларион (Алфеев), Общество, Сергиев Посад, Рим, Московская духовная академия, Русская православная церковь, Российский православный университет, Аналитика - Религия и мировоззрение, Россия, Религия
Синод Русской православной церкви на июльском заседании решил оптимизировать деятельность двух ведущих духовных школ: Московской духовной академии (МДА), располагавшейся до сих пор в Сергиевом Посаде, и Сретенской духовной семинарии в Москве. Реформа, предполагающая переезд МДА в столицу, вызвала в православном сегменте Рунета оживленную дискуссию и опасения возможной ликвидации Сретенской семинарии. О сути начатых преобразований, о количестве и специфике высших учебных заведений РПЦ в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал участвующий в реформе системы духовного образования ректор Общецерковной аспирантуры, глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Беседовала Ольга Липич.
— Владыка Иларион, недавнее решение синода, не исключающее слияния Московской духовной академии и Сретенской семинарии, вызвало неоднозначную реакцию. Чем оно продиктовано и что вы об этом думаете?
— Идея переноса Московской духовной академии в Москву давно витала в воздухе. Она обсуждалась еще при святейшем патриархе Алексии.
Проблема, как она обозначена нынешним ректором академии владыкой Амвросием, заключается в том, что ученым из Москвы трудно приезжать для чтения лекций в Сергиев Посад. Знаю это по себе. Будучи на протяжении многих лет профессором Московской духовной академии, я в силу большой загруженности основными послушаниями практически не имею возможности ее посещать, встречаться со студентами.
Если бы магистратура академии переехала в Москву, это существенно облегчило бы жизнь мне и многим другим профессорам.
— Но возможно ли решить эту задачу, полностью сохранив в нынешнем виде Сретенскую семинарию и создав для магистратуры МДА новую базу? Ведь в православном Рунете звучат опасения поглощения Сретенской семинарии МДА.
— Пока создана только комиссия, в задачи которой входит исследование данного вопроса. Выводы комиссии не предрешены. А окончательное решение будет приниматься Священным синодом.
— А не боитесь, что со временем Московская духовная академия поглотит возглавляемую вами Общецерковную аспирантуру?
— Не боюсь. Хотел бы напомнить, что Общецерковная аспирантура является детищем святейшего патриарха Кирилла. Он был инициатором ее создания, он является председателем ее Наблюдательного совета.
Когда я получил известие о назначении ректором, мой первый вопрос был: при каком учебном заведении создается аспирантура? Ведь аспирантуры всегда бывают при учебных заведениях. Святейший ответил очень твердо и однозначно: Общецерковная аспирантура не создается при каком-либо учебном заведении — она должна быть самостоятельным учебным заведением, обеспечивающим высшее звено в системе богословского образования в Русской церкви. Наименование "Общецерковная" указывает на то, что она не относится к какому-либо иному учебному заведению, а открыта для выпускников всех учебных заведений Русской церкви.
Наличие Общецерковной аспирантуры при этом не означает и никогда не означало, что в других учебных заведениях не могут открываться аспирантуры. Своя аспирантура есть и у Московской духовной академии, и у Санкт-Петербургской духовной академии, и у Свято-Тихоновского университета. Не сомневаюсь, что будут открываться новые аспирантуры. При этом значение нашего учебного заведения именно в качестве общецерковного научно-образовательного центра не будет умаляться.
— И все-таки возникает вопрос: зачем в одном городе столько церковных учебных заведений? Свято-Тихоновский университет, Российский православный университет, Общецерковная аспирантура и докторантура, Московская духовная академия, Сретенская, Николо-Угрешская, Николо-Перервинская и Коломенская семинарии…
— Многообразие учебных заведений соответствует величию нашей Церкви и многообразию тех задач, которые перед нами стоят. Было бы странно, если бы в Москве с ее многомиллионным православным населением было только одно высшее учебное заведение Русской церкви.
Посмотрите, сколько в Риме Папских университетов и институтов: Григорианский, Августинианум, Библикум, Восточный институт и многие-многие другие. И никому не приходит в голову поглощать один университет другим, совмещать один с другим. Ведь у каждого из них своя специфика. И когда мы посылаем студента на обучение в Рим, мы всегда учитываем специфику научных интересов студента и научную специализацию конкретного Папского института. Соответственно, для изучения библеистики мы направляем студентов в Библикум, а для изучения патристики — в Августинианум.
Каждое из перечисленных вами учебных заведений Русской церкви имеет свою специфику, свое лицо, выполняет свои задачи. У каждого свой штат преподавателей, своя база, свои студенты.
— В чем специфика Общецерковной аспирантуры?
— Общецерковная аспирантура и докторантура — это не только учебное заведение, но еще и научный центр. Многие профессора аспирантуры — выдающиеся ученые, ведущие специалисты в своих областях, авторы монографий, вносящие существенный вклад в развитие конкретных направлений богословской науки.
Мы создали свое издательство, специализирующееся на издании научной и учебной литературы. Несмотря на короткий срок своего существования, оно уже вошло в четверку лучших православных издательств России.
На базе аспирантуры действует Общецерковный докторский диссертационный совет, а также первый в истории России диссертационный совет по теологии, чьи степени признаются государством. В обоих диссоветах защиты проходят на самом высоком научном уровне, что подтверждают входящие в их состав светские специалисты.
Ведется огромная работа по написанию и изданию учебников для бакалавриата духовных школ. Эта работа осуществляется под непосредственным наблюдением и руководством святейшего патриарха, который лично прочитывает каждый новый подготовленный к печати учебник. Кроме того, каждый учебник проходит рецензирование в ведущих духовных учебных заведениях Русской церкви. Наша задача — полностью обновить весь корпус учебной литературы для бакалавриата духовных школ. Над ее выполнением трудится более сотни специалистов.
— А собственно для учащихся каковы главные особенности?
— Своеобразие Общецерковной аспирантуры и докторантуры обусловлено еще и тем, что она предлагает уникальные учебные программы, отсутствующие в других учебных заведениях.
В частности, у нас существует магистерское направление "Внешние церковные связи". Готовит специалистов в области межрелигиозного диалога, межправославных и межхристианских отношений.
Аспирантское направление "Актуальные проблемы богословия" знакомит наших учащихся с последними достижениями теологической науки, наиболее острыми проблемами современного богословия.
— Что нового может предложить сегодня Общецерковная аспирантура?
— С сентября мы открываем новое направление "Христианские источники", предполагающее междисциплинарный подход к изучению Библии, святоотеческого наследия, литургических памятников. Ведь обычно эти три направления практически не пересекаются: библеисты занимаются только Священным Писанием, патрологи — только святоотеческой литературой, литургисты — только историей богослужения. Мы предлагаем комплексный взгляд на источники, дающий возможность студентам осваивать одновременно несколько областей теологической науки.
У нас есть уникальные программы, осуществляемые совместно с ведущими российскими вузами. В частности, совместно с Высшей школой экономики мы разработали программы "Философия религии", "Церковь, общество, государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений". Студенты, окончившие эти программы, получают дипломы обоих учебных заведений — Высшей школы экономики и Общецерковной аспирантуры.