Рейтинг@Mail.ru
Ферганская резня. Почему произошла трагедия, всколыхнувшая Советский Союз - РИА Новости, 03.06.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

 

 

Ферганская резня

Почему произошла трагедия, всколыхнувшая Советский Союз

Галия Ибрагимова

Ровно 30 лет назад в Ферганской области Узбекской ССР уличная драка между узбеками и месхетинскими турками переросла в погромы, продолжавшиеся несколько дней. Погибли более ста человек. Чтобы остановить кровопролитие, власти массово вывезли турок-месхетинцев из Ферганы. Причины конфликта до сих пор не до конца понятны. Сегодня оба народа сожалеют о случившемся и винят неких провокаторов.

 

Внезапные погромы 

«Столкновения вспыхнули неожиданно. Поджоги домов, избиения месхетинцев, убийства — даже в страшном сне не мог представить, что такое когда-то произойдет. У меня было много друзей-узбеков, никаких конфликтов между нами не возникало. Даже когда на улицах полилась кровь, я не мог поверить, что это все наяву», — рассказывает РИА Новости очевидец ферганских погромов Джавид Алиев.

Массовые беспорядки на межнациональной почве между местными жителями и турками-месхетинцами в Ферганской долине Узбекистана

Родственники Алиева, как и сотни тысяч других турок-месхетинцев, в 1944 году силами НКВД были депортированы с исторической родины — Грузии — в Среднюю Азию. Советская власть считала, что этот народ тесно связан с Турцией, а значит, представляет угрозу безопасности СССР.

Большинство спецпереселенцев осели в Узбекистане, Казахстане и Киргизии.

Только после смерти Сталина им разрешили вернуться.

Люди в день похорон И. В. Сталина на улицах Москвы. 9 марта 1953 года
Девятое марта 1953 года. В час похорон И. В. Сталина на улицах Москвы. Репродукция фотографии

Но это удалось далеко не всем. Осталась в Средней Азии и семья Алиева. «Я родился в Узбекистане, получил образование. Сколько себя помню, всегда с уважением относился к этой стране, приютившей сотни моих соотечественников. Но ферганские погромы многое заставили переосмыслить», — признается собеседник агентства.

Беженцы из Узбекистана в новом доме в деревне Гончары
Беженцы из Узбекистана в новом доме в деревне Гончары

По его словам, стычки между узбеками и турками-месхетинцами начались 23 мая 1989 года, а на 3 июня пришелся пик столкновений. «Мои родители жили в городе Кувасае в Ферганской области. Там и случились первые погромы. Я учился в Фергане, административном центре области, и о том, что в родном городе узбеки жгут дома турок-месхетинцев, случайно услышал от друзей на дискотеке. Они сказали, что в Ферганскую долину со всей страны на автобусах свозят молодых узбеков, а те избивают, грабят и убивают месхетинцев», — вспоминает Алиев.

Турок-месхетинец, пострадавший во время беспорядков на межнациональной почве
Турок-месхетинец, пострадавший во время беспорядков на межнациональной почве

На следующий день он отправился к родителям в Кувасай. До совхоза, где они жили, добирался на попутках. Заметил, что местные узбеки смотрят на него подозрительно.

«Когда я увидел кровь, мародерство, поджоги, сразу понял, почему на меня так смотрели. Я мог стать живой мишенью для погромщиков, охотившихся на месхетинцев по всему городу».

Вечером односельчане Алиева, среди которых были не только турки-месхетинцы, но и русские, корейцы, крымские татары, вышли на митинг в центре города на площади Ленина и призвали власти защитить население Кувасая от погромов. Руководители области тоже не понимали, что происходит. Почему всегда миролюбивые узбеки проявили агрессию? Версий было много, и до сих пор не ясно, какой следует отдать предпочтение.

Ссора из-за клубники или изнасилование 

Рафик Нишанов, занимавший весной 1989 года пост секретаря ЦК Компартии Узбекской ССР, говорил, что столкновения спровоцировала ссора на базаре. Покупатель-месхетинец обругал продавщицу-узбечку за слишком дорогую, по его мнению, клубнику. За нее вступились узбеки, завязалась потасовка. Нишанов отмечал, что все это наслоилось на непростую социально-экономическую и демографическую ситуацию, которая всегда была характерна для Ферганской долины.

Рафик Нишанович Нишанов, первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана
Рафик Нишанович Нишанов, первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана

Другая версия — все началось с драки возле пивной. Милиция прекратила потасовку, но один узбек погиб. На следующий день узбеки подтянули подкрепление и толпой двинулись на кварталы турок-месхетинцев.

Упоминалось также изнасилование местной жительницы. Узбеки возлагали вину на месхетинцев. Те — на узбеков.

Беспорядки в ряде районов Ферганской области 3-4 июня 1989 года
Узбекская ССР. Ферганская область. 3-4 июня 1989 года в ряде районов Ферганской области произошли беспорядки на межнациональной почве. Жилые дома в Коканде, подожженные экстремистами

«Турки-месхетинцы не раз провоцировали бытовые конфликты. Казалось, они все время хотят продемонстрировать превосходство над узбеками. Этому способствовала и политика по поддержке малых народов, начатая после смерти Сталина. Месхетинцы контролировали в Ферганской области всю торговлю, сферу общепита. И постоянно задирали узбеков. Те терпели, но в какой-то момент все выплеснулось наружу», — рассказывает житель Ферганы Бахтиер Инноятов, который помнит, как в середине XX века турки-месхетинцы только приспосабливались к жизни в Узбекской ССР.

Солдаты задерживают молодчиков на улицах Коканда
Солдаты задерживают подозреваемых в погромах на улицах Коканда

Есть также много версий в жанре «теории заговора». Дескать, за ферганскими погромами стояли уголовные авторитеты, спецслужбы, «рука Москвы», узбекские националистические и исламские движения, которые на исходе перестройки все громче о себе заявляли. Но доказательств, подтверждающих спланированность погромов и причастность к этому какой-то третьей стороны, нет.

Единственное, в чем сходятся все опрошенные РИА Новости очевидцы тех событий, — большинство погромщиков были не местными.

Один из экстремистов, задержанных на улицах Коканда
Беспорядки на межнациональной почве в Ферганской долине. Один из экстремистов, задержанных на улицах Коканда

«Мы видели, как сначала в Кувасай, потом в Фергану свозят на автобусах и поездах иногородних узбеков. Их было очень много, и все были хорошо вооружены. Местные узбеки тоже не знали, кто эти молодчики. Они вместе с нами, месхетинцами, решили дать отпор этим пришлым узбекам. Двадцать третьего мая мы сошлись лицом к лицу на окраине города, а между нами встала милиция с щитами. Вдруг милиционеры — видимо, по команде — разбежались. Среди пришлых возникла паника, так как они не знали город и не понимали, куда бежать в случае чего», — вспоминает Джавид Алиев.

Женщина с окровавленным лицом - жертва столкновений на межнациональной почве
Жертва столкновений на межнациональной почве

То, что дома турок-месхетинцев громили и поджигали не только местные, но и иногородние узбеки, РИА Новости подтвердил очевидец с узбекской стороны Улугбек Марубаев.

«Мы с семьей возвращались домой в узбекский город Коканд. В Маргилане толпа, вооруженная лопатами и кетменями, останавливала и грабила все проезжающие машины. Говорили, что досматривают только месхетинцев. Но досталось всем. Папа испугался за нас с братом и резко развернул автомобиль. До дома добирались окольными путями. Помню, родители повторяли, что среди мародеров много неместных», — говорит он.

В беседе с РИА Новости Марубаев, тем не менее, не отрицал, что среди погромщиков хватало и местных узбеков.

«Вечером 3 июня к нам зашел мамин брат. Ему тогда было лет 20. Сказал, что участвует в погромах против месхетинцев. Мои родители были шокированы этим. Но он объяснил, что где-то в Ферганской области месхетинцы изнасиловали узбекских девушек. Бросили клич встать на защиту узбекского населения от выходок месхетинцев. Убедиться в достоверности этой информации не было возможности. Верили слухам», — продолжает Марубаев.

По его мнению, потасовки были специально кем-то спровоцированы. Иначе он никак не может объяснить внезапное столкновение двух народов.

Но кто и для чего свез в Ферганскую долину людей, не знает ни один из опрошенных очевидцев тех событий. Хотя все сожалеют, что так произошло.

Солдаты внутренних войск помогают беженцам нести нехитрый скарб
Солдаты внутренних войск помогают беженцам нести вещи

«Сколько помню свое детство, мы с месхетинцами всегда дружили. Считали их братским народом. Ведь у нас общая вера, схожий язык. Делить нам было нечего. Тем более что Узбекистан всегда был многонациональной страной, и узбеки, русские, месхетинцы жили одной большой дружной семьей», — недоумевает Марубаев.

Он вспоминает, что в дни самых ожесточенных столкновений узбеки нередко спасали соседей-месхетинцев.

 

Чужие среди своих 

Еще одна популярная версия: на волне стремления к независимости, поднявшейся в конце 80-х во многих республиках СССР, узбекские националисты из партии «Бирлик» хотели выдавить из Узбекистана русскоязычное население. Но якобы испугались, что на их защиту встанет Москва, и решили начать с турок-месхетинцев. Этот народ не мог рассчитывать на какую-то поддержку извне, и изгнать его казалось проще простого.

В лагере беженцев турецкого происхождения
В лагере беженцев турецкого происхождения

«Нас называют турками-месхетинцами или месхетинскими турками. Но ни Турция, ни Грузия, откуда мы родом, не считают нас своими. Покровителей у моего народа нет, поэтому для многих мы удобная мишень. События в Ферганской долине 30-летней давности не стали исключением», — рассуждает в беседе с РИА Новости Салим Искандаров, советник организации «Движение по возращению высланных месхетинцев».

Городок Ахалцих на территории исторической области Месхетия в Грузии, где находится средневековая Ахалцихская крепость (Крепость Рабат)
Городок Ахалцих на территории исторической области Месхетия в Грузии

Исторической родиной турки-месхетинцы считают Месхетию — так называлась одна из южных областей Грузии. Сильное влияние на этот регион оказывала соседняя Турция. Но, несмотря на схожесть, в Анкаре никогда не видели в мусульманских жителях Месхетии соотечественников. Православные грузины их тоже не принимали.

Полигон спасения 

Столкновения между узбеками и турками-месхетинцами охватили всю Ферганскую долину и продолжались до середины июня 1989 года. Чтобы стабилизировать ситуацию, в регион ввели подразделения внутренних войск. Объявили комендантский час. Семьи турок-месхетинцев охраняли вооруженные солдаты.

В ходе погромов погибли 103 человека, в том числе 52 турка-месхетинца и 32 узбека. Сожгли почти тысячу домов.

«Даже внутренние войска долгое время не могли утихомирить погромщиков. В итоге было принято решение эвакуировать всех турок-месхетинцев из Ферганской области в российские регионы. Для нас организовали полигон — пустынную территорию с палатками. Дали два дня на сборы. Разрешили взять с собой по 30 килограммов. Но разве в них уместить все нажитое?» — не скрывая горечи, говорит Алиев.

Женщина возле дома, разрушенного в результате этнического насилия в городе Фергане, Узбекистан
Женщина возле дома, разрушенного в результате этнического насилия в городе Фергане, Узбекистан. 13 июня 1989 года

На полигонах турок-месхетинцев охраняли солдаты на БТР. Привозили продукты. Тех, кто не успел захватить с собой ничего, спасаясь от погромщиков, обеспечили и какой-то одеждой. Через неделю на военных самолетах турок-месхетинцев начали вывозить из Ферганской долины в российские регионы.

«Обещали, что из России отправят в Грузию. Но тогда было все равно. Лишь бы подальше», — признается Алиев.

Турок-месхетинец, пострадавший от рук экстремистов в Ферганской долине
Турок-месхетинец, пострадавший от рук экстремистов

«Мне хочется верить, что узбеки этого не желали. Но, увы, это ничего не меняет. Почти все месхетинские турки покинули Узбекистан после той страшной трагедии», — отмечает еще один очевидец ферганской резни Сарвара Каримова.

По воспоминаниям Улугбека Марубаева, ферганские погромы завершились так же внезапно, как начались. Он надеется, что турки-месхетинцы понимают: все произошедшее — это странное и непонятное стечение обстоятельств или недоразумение. Хотя отдает себе отчет в том, что для них это непросто.

1 / 6
Стражи правопорядка задержали участников беспорядков на межнациональной почве

«После того как уехали турки-месхетинцы, из Ферганской долины потянулись русские, крымские татары, корейцы. Многие боялись повторения погромов. Однако больше ничего такого не было. Некоторые семьи месхетинских турок спустя какое-то время вернулись в Узбекистан. Сейчас мы стараемся жить в мире и согласии. Но осадок, конечно, остался у всех», — добавляет Марубаев.

После погромов Узбекистан покинули почти сто тысяч турок-месхетинцев. Сегодня у них большая диаспора в России, Азербайджане, Казахстане, Турции и США.

«Несколько лет назад я посетил Фергану. Впервые с 1989 года. Многие мои узбекские товарищи радушно встретили меня. Каждый старался пригласить в гости. Я никогда не обижался на узбеков, с которыми мы жили по соседству. Я понимал, что не они провокаторы. Но досада, что так произошло, все равно не дает покоя», — тяжело вздыхает Алиев.

 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала