https://ria.ru/20190530/1555070700.html
Борис Титов: нетрадиционные проверки становятся бременем для бизнеса
Борис Титов: нетрадиционные проверки становятся бременем для бизнеса - РИА Новости, 03.03.2020
Борис Титов: нетрадиционные проверки становятся бременем для бизнеса
Тема защиты бизнеса от неправомерных действий чиновников не сходит с повестки дня, а работы у уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ... РИА Новости, 03.03.2020
2019-05-30T11:00:00+03:00
2019-05-30T11:00:00+03:00
2020-03-03T14:24:00+03:00
интервью - авторы
борис титов
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155505/72/1555057224_0:139:3072:1867_1920x0_80_0_0_289b6e11a828a7c9e82f04b0305f2e2a.jpg
Тема защиты бизнеса от неправомерных действий чиновников не сходит с повестки дня, а работы у уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ Бориса Титова становится все больше, признается он. Растущее бремя проверок, штрафы, создание нового законодательства в сфере контроля и надзора и поиск стимулов для роста экономики – вопросы, которые сегодня предстоит решить бизнес-омбудсмену вместе с предпринимателями. В преддверии Петербургского международного экономического форума Титов рассказал РИА Новости, о чем ему удалось договориться на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, как продвигается дело Baring Vostok, где искать драйверы роста экономики и поделился, в каких странах российский бизнес скрывается от правосудия. Беседовала Вероника Буклей.Петербургский международный экономический форум в 2019 году пройдет 6-8 июня. МИА "Россия сегодня" выступает информационным партнером ПМЭФ.— Мы встречаемся в преддверии ПМЭФ. Расскажите, какая программа у вас на форуме? С кем планируете встретиться?— Мы идем на форум с большой повесткой. Программа, как всегда, обширная: от макроэкономической тематики до виноделия, в середине — китайские события. Мы будем участвовать в сессии, которая посвящена защите бизнеса и юридическим, административным аспектам, уголовным вопросам воздействия на бизнес. На ней будет выступать генеральный прокурор, а также несколько прокуроров из других стран. Участники сессии обсудят вопросы развития уголовного права.Сегодня мы поддерживаем то, что перенимают многие иностранные страны: нужно возвращаться к тому, чтобы прокурор был заказчиком следствия и представлял государственное обвинение, а следователи работали на него. Они должны предоставить ему доказательную базу, которую он оценивал бы так же, как меру пресечения. К сожалению, сегодня у нас резко возросла роль следствия, а у прокурора очень ограниченные возможности.Во-вторых, мы, конечно, будем продолжать макроэкономическую тему на Столыпинском клубе, который пройдет 8 июня. На нем мы покажем дорожную карту по развитию несырьевого сектора, которую я представил президенту во время последней встречи. Он расписал ее Медведеву и поручил продолжить работу над этой тематикой, разработав 10-15 проектов-кластеров по приоритетным отраслям на базе Аналитического центра. То есть работа над нашей дорожной картой началась.Третье – это Китай. В этом году форум много будет говорить по-китайски, едет большая делегация во главе с председателем КНР. Мы, конечно, тоже будем принимать участие — 5 июня в Москве в официальном визите, а потом в рамках форума. Наш деловой совет будет активно участвовать в сессии по энергетике.Что касается виноделия, на форуме откроется отдельный павильон Краснодарского края, в этом павильоне я, как представитель Союза виноградарей и виноделов России, тоже принимаю участие в специальной сессии, посвященной огромным перспективам и небольшим проблемам, которые стоят на пути российского виноделия.— Не так давно вы открыли российско-китайский центр по защите бизнеса. Поступили ли уже первые заявки от китайских предпринимателей?— Поступили, причем от компаний достаточно большого размера. Не могу сказать, что их очень много. На сегодняшний день есть одно обращение, которое касается уголовного преследования, мы им занимаемся, особенно наш уполномоченный в Приморском крае. Там китайский предприниматель находится в СИЗО. Очевидно, это вопрос, связанный с взяткой, тем не менее нахождение в СИЗО мы считаем избыточным, поэтому помогаем.В основном обращения связаны с не очень удачным партнерством, какими-то проблемами с российскими компаниями, которые были партнерами или в экспортно-импортных операциях или в каких-то совместных проектах, некоторые из них достаточно крупные. Мы можем посоветовать им только идти на медиацию, потому что, к сожалению, вопросы корпоративных конфликтов не входят в наши полномочия. Мы защищаем бизнес от неправомерных действий государственных чиновников. Мы советуем им идти в комиссию по этике, третейский арбитраж или предлагаем медиацию. Но до медиации пока дело не дошло.Ожидаем, что обращений будет больше. Хотя хотелось бы, чтобы их было меньше.— На слуху словосочетания "российский список", "лондонский список" Титова. Может ли появиться "китайский список"?— Китайский список, скорее всего, пока не сформируется, потому что в основном речь идет о людях, которые уходят от правосудия, от ареста в России. Они уезжают за границу. Китай – это не самая лучшая юрисдикция, чтобы прятаться от российского правосудия и следственных органов.Но мы начинали работу, в Южной Корее есть наш предприниматель. Есть и в Сингапуре. Это единичные случаи, но обращений от них пока к нам не было.— На встрече с президентом вы подняли вопрос незаконного уголовного преследования предпринимателей. О чем удалось договориться с главой государства?— Мы, как всегда, обсуждали широкий круг тем: и уголовного и не уголовного преследования. Основные выводы вы видели. Они касались административного, уголовного преследования бизнеса и экономической тематики.— Обсуждали ли с президентом ситуацию с топ-менеджерами Baring Vostok Майклом Кали и Филиппом Дельпалем?— Очень много дел обсуждали. По Калви одно хочу сказать. Я в большой степени уверен, что мера пресечения Дельпалю и их партнерам в ближайшее время будет также изменена.— Есть ли подвижки по делу Baring Vostok?— Комиссия по этике РСПП должна в ближайшее время завершить рассмотрение и озвучить решение. — Сегодня активно обсуждается вопрос поиска новых стимулов для роста экономики. Вы представили дорожную карту, где выделяете девять приоритетных секторов. Где вы видите основные драйверы роста на ближайшие годы?— Конечно, среди всех девяти направлений выделяется цифровизация, которая, по нашему мнению, мнению экспертов и ученых, если будет эффективно реализована в России, окажет самое большое воздействие на экономические показатели. Она имеет самый большой потенциал, проникает во все отрасли, меняет государственное управление, делая его более эффективным. Но сегодня я бы не стал недооценивать сектор экономики простых вещей. Это обездоленный, забытый у нас сектор. Во всем мире производства работают локально, мы же отдали все на импорт. Это самые простые вещи: гвозди, изделия из дерева, — обычно это все делается на месте. Этот сектор нужно развивать, и мы предлагаем конкретные пути, как это сделать. При этом нужно учитывать, что часть таких предприятий предстоит вывести из тени, только по-доброму, а не принуждением. Нужно предоставить такие условия, чтобы им выгодно было работать в России. Экономика простых вещей может очень серьезно выстрелить и внести существенный вклад в ВВП.Сегодня мы видим большую потребность в дорожной карте в экономике, потому что сегодня мы постепенно "садимся на пол", когда в первом квартале 0,5% рост ВВП, это уже пахнет рецессией и стагнацией. Мы видим единственный путь – развитие предпринимательства, частной инициативы, чтобы обеспечивать товаром и рабочими местами наших потребителей.— Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на коллегии МЭР, поручил министерству искать новые решения по повышению инвестиционной активности в стране. На ваш взгляд, как можно решить этот вопрос?— Мы все время слышим об этом и немножко удивляемся: дать поручение, еще раз подтвердить, что нам нужен рост. Но сколько ни произноси слово "халва", слаще не станет. А чтобы стало сладко, нужны конкретные шаги. Не косметические шаги, а реальные меры. Мы, с одной стороны, предлагаем девять приоритетов, которые мы выбрали, и через них создание кластеров. Мы предполагаем, что всего их будет около ста.Второе направление – это общесистемные меры в экономике. Мы называем их экономика роста: это и низкая процентная ставка по кредитам, и тарифы, которые не растут двузначными цифрами в год, это и налоги, которые не увеличиваются, а стимулируются для того, чтобы оптимизировать производство. Мы ничего не изобретаем – это все было в других странах.Также должно существовать государство управления, должна быть правильная статистика, то есть мы должны знать, что происходит в экономике. Кроме того, необходимо создать центр управления реформами. Во всех странах управление развитием отделялось от управления текущим состоянием экономики, текучки. Огромное количество каждодневных проблем сваливается на плечи правительства, с такой головой невозможно идти вперед. Нужно отделить одно от другого: кто-то должен с чистой головой смотреть только вперед. Мы предлагаем администрацию роста, которая взяла бы на себя эту функцию.— Насколько активно институт уполномоченного участвует в разработке нового законодательства в сфере контроля и надзора, так называемой регуляторной гильотины?— Мы двигаемся вперед, подошли к практической готовности осуществлять пилоты по гайдлайнам (печатное руководство для отдельно взятого типа предприятия: ресторан, завод, магазин и так далее — ред.). Надеемся, что по ресторанам мы уже можем начинать, базовые гайдлайны готовы. Мы должны только получить согласие правительства и полигон, где мы можем это сделать. Сегодня мы ведем переговоры с московским правительством на эту тему. Калининградская область также фигурирует в качестве одного из мест для пилота.Мы также готовим гайдлайны для индустрии гостеприимства, по сельскому хозяйству, прежде всего выращиванию зерна, и других отраслях. Мы считаем, что закон и кодекс нужен, его пишут профессиональные люди. Мы вмешиваемся в процесс лишь иногда, когда видим написанные проекты, но больше мы сосредоточены на практических вещах: гайдлайнах и рейтинге давления на бизнес.В ходе подготовки рейтинга в регионах мы обнаружили большое количество проверок нетрадиционных, которые не попадают под контроль прокуратуры (как все плановые и неплановые проверки), а возбуждаются по другим причинам – так называемые проверки по КоАП. Их становится все больше и больше, штрафов они накладывают очень много, это становится серьезной административной нагрузкой. Все это мы доложили президенту. Сейчас он дал поручение правительству и прокуратуре тоже с этим работать, разбираться.— Что за год, с прошлого ПМЭФ, изменилось в представлении иностранных инвесторов о России? В какой степени дело Baring, уход Morgan Stanley из России негативны для инвестиционного климата?— Сегодня в мире происходит столько событий: торговая война между Китаем и США, Brexit, усиление консервативных настроений в Европе. Все это не может не сказываться на экономике — в экономической сфере весь мир меняется и бурлит. Конечно, то, что происходит в России, пока не радует ни нас, ни иностранных инвесторов. Конечно, Калви был сильным щелчком, но здесь больше играет роль даже другое: иностранные инвесторы не верят стагнирующим экономикам. Они всегда идут со своими инвестициями туда, где все растет, где есть потенциал роста.Инвестор сверяет свой бизнес-план с бизнес-планом правительства. В этом, наверное, самая негативная история – мы не показываем четкой экономической программы страны, поэтому инвесторы сегодня очень осторожно относятся к вложениям в Россию.
https://ria.ru/20190527/1554947389.html
https://ria.ru/20190417/1552766571.html
https://ria.ru/20190429/1553150472.html
https://ria.ru/20190424/1553019298.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155505/72/1555057224_53:0:2784:2048_1920x0_80_0_0_740c9a52655a7cba14ef09947ca26ae3.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью - авторы, борис титов, россия
Интервью - Авторы, Борис Титов, Россия
Тема защиты бизнеса от неправомерных действий чиновников не сходит с повестки дня, а работы у уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ Бориса Титова становится все больше, признается он. Растущее бремя проверок, штрафы, создание нового законодательства в сфере контроля и надзора и поиск стимулов для роста экономики – вопросы, которые сегодня предстоит решить бизнес-омбудсмену вместе с предпринимателями. В преддверии Петербургского международного экономического форума Титов рассказал РИА Новости, о чем ему удалось договориться на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, как продвигается дело Baring Vostok, где искать драйверы роста экономики и поделился, в каких странах российский бизнес скрывается от правосудия. Беседовала Вероника Буклей.
Петербургский международный экономический форум в 2019 году пройдет 6-8 июня. МИА "Россия сегодня" выступает информационным партнером ПМЭФ.
— Мы встречаемся в преддверии ПМЭФ. Расскажите, какая программа у вас на форуме? С кем планируете встретиться?
— Мы идем на форум с большой повесткой. Программа, как всегда, обширная: от макроэкономической тематики до виноделия, в середине — китайские события. Мы будем участвовать в сессии, которая посвящена защите бизнеса и юридическим, административным аспектам, уголовным вопросам воздействия на бизнес. На ней будет выступать генеральный прокурор, а также несколько прокуроров из других стран. Участники сессии обсудят вопросы развития уголовного права.
Сегодня мы поддерживаем то, что перенимают многие иностранные страны: нужно возвращаться к тому, чтобы прокурор был заказчиком следствия и представлял государственное обвинение, а следователи работали на него. Они должны предоставить ему доказательную базу, которую он оценивал бы так же, как меру пресечения. К сожалению, сегодня у нас резко возросла роль следствия, а у прокурора очень ограниченные возможности.
Во-вторых, мы, конечно, будем продолжать макроэкономическую тему на Столыпинском клубе, который пройдет 8 июня. На нем мы покажем дорожную карту по развитию несырьевого сектора, которую я представил президенту во время последней встречи. Он расписал ее Медведеву и поручил продолжить работу над этой тематикой, разработав 10-15 проектов-кластеров по приоритетным отраслям на базе Аналитического центра. То есть работа над нашей дорожной картой началась.
Третье – это Китай. В этом году форум много будет говорить по-китайски, едет большая делегация во главе с председателем КНР. Мы, конечно, тоже будем принимать участие — 5 июня в Москве в официальном визите, а потом в рамках форума. Наш деловой совет будет активно участвовать в сессии по энергетике.
Что касается виноделия, на форуме откроется отдельный павильон Краснодарского края, в этом павильоне я, как представитель Союза виноградарей и виноделов России, тоже принимаю участие в специальной сессии, посвященной огромным перспективам и небольшим проблемам, которые стоят на пути российского виноделия.
— Не так давно вы открыли российско-китайский центр по защите бизнеса. Поступили ли уже первые заявки от китайских предпринимателей?
— Поступили, причем от компаний достаточно большого размера. Не могу сказать, что их очень много. На сегодняшний день есть одно обращение, которое касается уголовного преследования, мы им занимаемся, особенно наш уполномоченный в Приморском крае. Там китайский предприниматель находится в СИЗО. Очевидно, это вопрос, связанный с взяткой, тем не менее нахождение в СИЗО мы считаем избыточным, поэтому помогаем.
В основном обращения связаны с не очень удачным партнерством, какими-то проблемами с российскими компаниями, которые были партнерами или в экспортно-импортных операциях или в каких-то совместных проектах, некоторые из них достаточно крупные. Мы можем посоветовать им только идти на медиацию, потому что, к сожалению, вопросы корпоративных конфликтов не входят в наши полномочия. Мы защищаем бизнес от неправомерных действий государственных чиновников. Мы советуем им идти в комиссию по этике, третейский арбитраж или предлагаем медиацию. Но до медиации пока дело не дошло.
Ожидаем, что обращений будет больше. Хотя хотелось бы, чтобы их было меньше.
— На слуху словосочетания "российский список", "лондонский список" Титова. Может ли появиться "китайский список"?
— Китайский список, скорее всего, пока не сформируется, потому что в основном речь идет о людях, которые уходят от правосудия, от ареста в России. Они уезжают за границу. Китай – это не самая лучшая юрисдикция, чтобы прятаться от российского правосудия и следственных органов.
Но мы начинали работу, в Южной Корее есть наш предприниматель. Есть и в Сингапуре. Это единичные случаи, но обращений от них пока к нам не было.
— На встрече с президентом вы подняли вопрос незаконного уголовного преследования предпринимателей. О чем удалось договориться с главой государства?
— Мы, как всегда, обсуждали широкий круг тем: и уголовного и не уголовного преследования. Основные выводы вы видели. Они касались административного, уголовного преследования бизнеса и экономической тематики.
— Обсуждали ли с президентом ситуацию с топ-менеджерами Baring Vostok Майклом Кали и Филиппом Дельпалем?
— Очень много дел обсуждали. По Калви одно хочу сказать. Я в большой степени уверен, что мера пресечения Дельпалю и их партнерам в ближайшее время будет также изменена.
— Есть ли подвижки по делу Baring Vostok?
— Комиссия по этике РСПП должна в ближайшее время завершить рассмотрение и озвучить решение.
— Сегодня активно обсуждается вопрос поиска новых стимулов для роста экономики. Вы представили дорожную карту, где выделяете девять приоритетных секторов. Где вы видите основные драйверы роста на ближайшие годы?
— Конечно, среди всех девяти направлений выделяется цифровизация, которая, по нашему мнению, мнению экспертов и ученых, если будет эффективно реализована в России, окажет самое большое воздействие на экономические показатели. Она имеет самый большой потенциал, проникает во все отрасли, меняет государственное управление, делая его более эффективным. Но сегодня я бы не стал недооценивать сектор экономики простых вещей. Это обездоленный, забытый у нас сектор. Во всем мире производства работают локально, мы же отдали все на импорт. Это самые простые вещи: гвозди, изделия из дерева, — обычно это все делается на месте. Этот сектор нужно развивать, и мы предлагаем конкретные пути, как это сделать. При этом нужно учитывать, что часть таких предприятий предстоит вывести из тени, только по-доброму, а не принуждением. Нужно предоставить такие условия, чтобы им выгодно было работать в России. Экономика простых вещей может очень серьезно выстрелить и внести существенный вклад в ВВП.
Сегодня мы видим большую потребность в дорожной карте в экономике, потому что сегодня мы постепенно "садимся на пол", когда в первом квартале 0,5% рост ВВП, это уже пахнет рецессией и стагнацией. Мы видим единственный путь – развитие предпринимательства, частной инициативы, чтобы обеспечивать товаром и рабочими местами наших потребителей.
— Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на коллегии МЭР, поручил министерству искать новые решения по повышению инвестиционной активности в стране. На ваш взгляд, как можно решить этот вопрос?
— Мы все время слышим об этом и немножко удивляемся: дать поручение, еще раз подтвердить, что нам нужен рост. Но сколько ни произноси слово "халва", слаще не станет. А чтобы стало сладко, нужны конкретные шаги. Не косметические шаги, а реальные меры. Мы, с одной стороны, предлагаем девять приоритетов, которые мы выбрали, и через них создание кластеров. Мы предполагаем, что всего их будет около ста.
Второе направление – это общесистемные меры в экономике. Мы называем их экономика роста: это и низкая процентная ставка по кредитам, и тарифы, которые не растут двузначными цифрами в год, это и налоги, которые не увеличиваются, а стимулируются для того, чтобы оптимизировать производство. Мы ничего не изобретаем – это все было в других странах.
Также должно существовать государство управления, должна быть правильная статистика, то есть мы должны знать, что происходит в экономике. Кроме того, необходимо создать центр управления реформами. Во всех странах управление развитием отделялось от управления текущим состоянием экономики, текучки. Огромное количество каждодневных проблем сваливается на плечи правительства, с такой головой невозможно идти вперед. Нужно отделить одно от другого: кто-то должен с чистой головой смотреть только вперед. Мы предлагаем администрацию роста, которая взяла бы на себя эту функцию.
— Насколько активно институт уполномоченного участвует в разработке нового законодательства в сфере контроля и надзора, так называемой регуляторной гильотины?
— Мы двигаемся вперед, подошли к практической готовности осуществлять пилоты по гайдлайнам (печатное руководство для отдельно взятого типа предприятия: ресторан, завод, магазин и так далее — ред.). Надеемся, что по ресторанам мы уже можем начинать, базовые гайдлайны готовы. Мы должны только получить согласие правительства и полигон, где мы можем это сделать. Сегодня мы ведем переговоры с московским правительством на эту тему. Калининградская область также фигурирует в качестве одного из мест для пилота.
Мы также готовим гайдлайны для индустрии гостеприимства, по сельскому хозяйству, прежде всего выращиванию зерна, и других отраслях. Мы считаем, что закон и кодекс нужен, его пишут профессиональные люди. Мы вмешиваемся в процесс лишь иногда, когда видим написанные проекты, но больше мы сосредоточены на практических вещах: гайдлайнах и рейтинге давления на бизнес.
В ходе подготовки рейтинга в регионах мы обнаружили большое количество проверок нетрадиционных, которые не попадают под контроль прокуратуры (как все плановые и неплановые проверки), а возбуждаются по другим причинам – так называемые проверки по КоАП. Их становится все больше и больше, штрафов они накладывают очень много, это становится серьезной административной нагрузкой. Все это мы доложили президенту. Сейчас он дал поручение правительству и прокуратуре тоже с этим работать, разбираться.
— Что за год, с прошлого ПМЭФ, изменилось в представлении иностранных инвесторов о России? В какой степени дело Baring, уход Morgan Stanley из России негативны для инвестиционного климата?
— Сегодня в мире происходит столько событий: торговая война между Китаем и США, Brexit, усиление консервативных настроений в Европе. Все это не может не сказываться на экономике — в экономической сфере весь мир меняется и бурлит. Конечно, то, что происходит в России, пока не радует ни нас, ни иностранных инвесторов. Конечно, Калви был сильным щелчком, но здесь больше играет роль даже другое: иностранные инвесторы не верят стагнирующим экономикам. Они всегда идут со своими инвестициями туда, где все растет, где есть потенциал роста.
Инвестор сверяет свой бизнес-план с бизнес-планом правительства. В этом, наверное, самая негативная история – мы не показываем четкой экономической программы страны, поэтому инвесторы сегодня очень осторожно относятся к вложениям в Россию.