Рейтинг@Mail.ru
Василий Церетели: на современное искусство смотреть нужно проще - РИА Новости, 07.05.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Василий Церетели: на современное искусство смотреть нужно проще

Читать ria.ru в
Московский музей современного искусства успешно развивается уже 20 лет — свой юбилей он отмечает в этом году. Ежегодно в его стенах проходят выставки как признанных современных художников, так и подающих надежды молодых авторов. В интервью РИА Новости исполнительный директор ММОМА Василий Церетели рассказал о ближайших проектах и отношениях в творческой семье, объяснил, почему современное искусство зачастую вызывает недоумение публики и как обеспечивать безопасность в учреждениях культуры. Беседовала Екатерина Сошникова.
— Расскажите про проекты, которые готовит ваш музей в ближайшее время. Кроме того, планируете ли представить какой-то проект на Венецианской биеннале, которая вот-вот начнется в Италии?
— В июне мы открываем в ММОМА персональную выставку Ивана Горшкова и Фестиваль памяти Сергея Курехина, посвященный его 65-летию, а в начале июля мы представим зрителям выставку художника и скульптора Жауме Пленса. На Венецианской биеннале в этом году мы организуем круглый стол, в рамках которого обсудим, какое место российское современное искусство занимает в глобальном контексте. Проект создан нами совместно с ярмаркой современного искусства Cosmoscow и РОСИЗО-ГЦСИ. Также мы готовим фуд-перформанс "Взбесившийся фуршет" при участии художника Ивана Горшкова, который будет предвосхищать открытие его проекта в музее.
— Кто, на ваш взгляд, является наиболее востребованным из современных молодых художников? Отдаете ли сами кому-либо предпочтение?
— Мне сложно сказать, кто является более востребованным, ведь музей не занимается продажей художественных работ. Сейчас есть множество талантливых художников, постоянно появляются новые имена, и я не могу выделить кого-то одного. К примеру, мне нравится прекрасная Таус Махачева, также в ГУМе недавно открылась очень интересная выставка Red Line, где представлены и Айдан Салахова, и Семен Файбисович, и Владимир Дубосарский. Сейчас появляется все больше художников, которых нужно узнавать и ценить, и мне хотелось бы, чтобы их работы чаще демонстрировались за рубежом.
Портрет отца. 1973. Государственная Третьяковская галерея
"Вас посадят". Как художники Комар и Меламид высмеивали советскую власть
— А с чем связан тот факт, что очень мало наших художников выставляется за рубежом?
— Дело в том, что это очень дорогое удовольствие. Поэтому важно, чтобы наши галереи, в том числе и коммерческие, получали поддержку от государства – к примеру, в виде грантов. Таким образом у них появится больше возможностей, чтобы выставлять молодых российских художников не только у нас, но и за границей.
— В целом российские молодые художники востребованы за рубежом? Есть спрос на организацию подобных выставок?
— Да, конечно. Сейчас, например, запустили совместный проект Галереи Саатчи и Эрмитажа, где куратором выступает Дмитрий Озерков. В рамках этой инициативы в Лондоне представлены наши художники. На мой взгляд, нам необходимо как можно больше подобных проектов, чтобы российские мастера появлялись на международной арене.
— Многие скептически относятся к современному искусству. Как вы думаете, с чем это связано? Потому что не понимают или не хотят вникать в истинный посыл художника?
— Мне кажется, что те люди, которые говорят, что современное искусство сложно понять, просто не прилагают к этому достаточно усилий. К примеру, когда смотришь на картины Шишкина или Репина или любые другие произведения, разве не нужно их понимать? Каждый художник вкладывает в свои работы свое видение. Актуальное искусство является реакцией на время, в котором мы живем сейчас, и художник для нас — зеркало происходящего. Как можно говорить, что ты не понимаешь современное искусство, если ты живешь в настоящем? Надо на искусство смотреть проще, не так критично. Необходимо помнить, что художники заслуживают уважения, и не забывать, что важно работать над собой, чтобы понимать их и контекст создания работы.
— Можно ли сказать, что у современного искусства есть предел? Есть, чем еще удивить публику?
— Художники каждый раз пытаются удивлять. Иногда у них получается создать нечто новаторское, а иногда новые произведения — это реплики уже сделанных работ. Ведь любой мастер так же, как и зритель, должен работать над собой. И здесь важную роль играет образование: для движения вперед каждый обязан знать предшествующую ему историю развития искусства и понимать, в какой именно точке он находится относительно всего художественного процесса. Только в этом случае можно создать что-то новое, в противном случае от незнания получается повтор хорошо забытого старого.
— Как вы относитесь к различным перформансам современных художников, которые эпатируют публику?
— Все может эпатировать публику. Например, идешь по улице и стоит мим — это уже уличный перформанс. Некоторым художникам интересно проявить себя не на холсте, а именно в процессе работы с человеческими эмоциями. И опять же, у кого-то получается талантливо, а у кого-то — нет. Повторюсь, нужно знать историю и понимать, в каком контексте ты создаешь свое творческое произведение, тогда все получится.
Баллончик с краской
Уличные художники из 26 стран распишут спальный район Подмосковья
— Действительно ли современное искусство сейчас не получает должной поддержки?
— Понимаете, поддержка может быть оказана разными способами. Музеи со своей стороны помогают реализовывать различные художественные проекты и делать огромное количество выставок. У нашего музея также есть программа "Дебют", в рамках которой каждый месяц открывается новая выставка молодого художника. Однако важно, чтобы работы молодых художников и вообще художников в целом закупались государством, фондами, разными корпоративными коллекциями. Это все существует в таких странах, как Испания, Франция, США. У нас пока мало компаний, которые делают что-то подобное для развития культурной среды, но они появляются и все больше интересуются происходящим в сфере искусства, в последнее время заметна положительная тенденция. К примеру, наши партнеры, которые оказали неоценимую помощь при создании Образовательного центра. Кроме того, также необходимо развивать и поддерживать регионы, об этом многие забывают.
— Много желающих стать частью вашего проекта "Дебют"? И какие критерии отбора?
— Да, желающих много, а главные критерии отбора – это оригинальность идеи и проработанность концепции. Вообще, наш главный проект по поддержке молодых художников — это Московская международная биеннале молодого искусства. Художники до 35 лет подают заявку и специальный экспертный совет рассматривает их кандидатуры, затем избранный куратор составляет список художников, чьи проекты выбирает для показа в рамках биеннале. Это открытый конкурс, который позволяет находить новые имена и привлекать региональные таланты. Кроме того, в рамках музея существует Школа современного искусства "Свободные мастерские" для художников и кураторов, в которую ежегодно осуществляется набор студентов, а по итогам обучения каждое лето в ММОМА создается групповой выставочный проект.
— Что вы думаете по поводу безопасности музеев и тех событий, что происходят в последнее время? Как с безопасностью обстоят дела в вашем музее? Не боитесь?
— Нет, не боимся. Безопасность всегда была и будет важна. Просто у нас любят обсуждать отдельные эпизоды. Все предусмотреть невозможно, будь то спонтанный хулиганский поступок или продуманная кража. Безусловно, каждый музей делает все необходимое, чтобы такие вещи не происходили, но нужно также учитывать, что решение подобных вопросов упирается в финансовые возможности. Например, из Музея современного искусства в Париже тоже в свое время украли работы. Никто от этого не защищен, но, в любом случае, в вопросах безопасности важно делать все своевременно – это как машину на техобслуживание отдавать.
Картина Пьера Огюста Ренуара Девушки на лугу
Случаи краж картин известных художников в 2010-2019 годах
— Но у вас вызвало беспокойство то, что происходит в последнее время?
— Не сказал бы, ведь эти вопросы решаются. Например, после всемирно известного в истории крупного террористического акта 11 сентября 2001 года в США долго время журналисты, да и не только они, предпринимали попытки пронести различные острые и колющиеся предметы в здания, тем самым привлекая внимание к вопросам безопасности. Все вокруг удивлялись: как же это могло произойти! Но важно помнить про человеческий фактор и про то, что люди должны добросовестно выполнять свои должностные обязанности. Очень тяжело в одиночку предотвратить некоторые спонтанные действия, должна быть правильно организована работа всех сотрудников музея: от службы охраны до смотрителей.
— Ранее обсуждали предложение ввести так называемые "стоп-линии", как вам эта идея? Уместно ли это в музеях?
— Это все индивидуально. Какую-то работу надо под бронированное стекло помещать, какую-то за "стоп-линии". На мой взгляд, нужно делать все, чтобы люди просто не хотели нанести вред, воспитывать в них уважение к искусству и к чужой собственности. К тому же правоохранительные органы тоже должны хорошо делать свое дело. Если у нас музеи сами будут ловить нарушителей, то кто будет выставки организовывать? Это неправильно. Посетители должны понимать, что если им что-то не нравится в творчестве художника, то это только их личное мнение. То, что висит в храме искусства, неприкосновенно. Никто не имеет права трогать чужое имущество, а в случае нарушений правоохранительные органы должны это пресекать.
— Ваш музей оказывался в эпицентре подобных событий?
— Нет, у нас не случалось подобных прецедентов.
— Василий, у вас есть своя коллекция картин? Приобретаете работы художников?
— Мне повезло расти в творческой семье, мои мама и дедушка художники, поэтому с пеленок я был окружен запахом картин. Так получилось, что со временем я также стал заниматься искусством. Дома, безусловно, висят различные картины. Но коллекцию я собираю прежде всего для ММОМА. Лично для себя приобретаем с супругой то, что нравится, чаще всего это молодые художники. Еще мне часто дарят работы на день рождения. Но вот от художников я стараюсь подарки не принимать, думаю, гораздо правильнее покупать их работы и тем самым поддерживать их искусство. Стараюсь работы приобретать на благотворительных аукционах, чтобы поддержать кого-то.
— У вас на столе лежат зарисовки, любите рисовать? Свободное время отводите этому?
— Да, я люблю рисовать. У меня это вместо курения: кто-то курит, а кто-то рисует (смеется). Большее предпочтение отдаю фотографии, хотя мне нравится все, что связано с искусством. Во время учебы я пытался изучить все возможные способы создания художественных работ, вплоть до работы с деревом или камнем. Во мне находит отклик все, что связано с передачей эмоций через творчество.
— Вы уже упомянули, что у вас творческая семья. Ваш дедушка, Зураб Церетели, сильно повлиял на вашу жизнь? Принимал ли он участие в том, чтобы вы стали художником?
— Он всегда говорил, чтобы я рисовал. Но никогда не было такого, чтобы он меня хвалил за это или поощрял. Изначально я художником быть не хотел, а вот уже в классе 11, кажется, я понял, что мне это близко, стал готовиться и пошел учиться в этом направлении. Мне никто не говорил, что я должен. Дедушка, кстати, только после выпускного в университете впервые похвалил меня, когда был смотр работ. Я думаю, он не хотел повлиять на мой вкус. Но его влияние, конечно, есть. Он потрясающий пример для подражания: дедушка встает рано утром и начинает работать каждый день, независимо от того, есть у него настроение или нет, болеет он или нет, у него невероятная закалка и всегда оптимистичный настрой.
Президент Российской академии художеств, академик РАХ Зураб Церетели на общем собрании Российской академии наук (РАН) в Москве. 13 ноября 2018
Биография Зураба Церетели
— А у вас не было цели достичь определенных высот в творчестве, чтобы получить в итоге похвалу дедушки?
— Нет, не хвалит и не хвалит. Я хотел просто делать свое дело и делать его хорошо, за что в итоге и получил похвалу.
— Вы с ним похожи?
— Думаю, как многие родные люди, в чем-то очень похожи, а в чем-то отличаемся. Но мне бы хотелось обладать его добротой, человечностью и широтой души. Дедушка прежде всего мой друг.
— В Московском музее современного искусства сейчас проходит масштабная экспозиция художника-абстракциониста Михаила Кулакова. Почему, на ваш взгляд, ее стоит посмотреть?
— Это первая масштабная выставка Михаила Кулакова, событие важное и долгожданное, к которому мы готовились на протяжении четырех лет. Также это знаковый проект в рамках российско-итальянских взаимоотношений, так как выставка организована при поддержке посольства Италии и Итальянского института культуры. Выбор пал на этого художника, потому что это ярчайший представитель своего времени, настоящий крупный мастер, но, к сожалению, забытый. А важная задача музея – рассказывать о значимых художниках и сохранять память о них. И я советую всем посетить эту выставку, так как мне очень понравилась ее энергетика: сильная, жестовая, в которой прослеживается танец живописи, задуманный автором.
Михаил Кулаков, Война за мир. Тушь на бумаге
В Москве пройдет ретроспектива художника Михаила Кулакова
РИА Новости выступает официальным информационным партнером выставки Михаила Кулакова в ММОМА.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала