https://ria.ru/20190425/1553039358.html
Человечество расплачивается за то, что забыло заветы Канта, считает эксперт
Человечество расплачивается за то, что забыло заветы Канта, считает эксперт - РИА Новости, 25.04.2019
Человечество расплачивается за то, что забыло заветы Канта, считает эксперт
Имя Иммануила Канта знакомо даже далеким от философии людям: его идеи изучают студенты многих специальностей в разных странах мира. С момента рождения немецкого РИА Новости, 25.04.2019
2019-04-25T12:57:00+03:00
2019-04-25T12:57:00+03:00
2019-04-25T12:57:00+03:00
общество
иммануил кант
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155303/93/1553039300_0:106:1024:682_1920x0_80_0_0_3c84329450fa57adb1cb431df1203df5.jpg
Имя Иммануила Канта знакомо даже далеким от философии людям: его идеи изучают студенты многих специальностей в разных странах мира. С момента рождения немецкого философа прошло почти 300 лет. Корреспондент "Социального навигатора" поговорил об актуальности идей Канта в современном мире с научным директором Академии Кантиана, профессором Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Ниной Дмитриевой. – С 21 по 25 апреля в Калининграде прошли XII Кантовские чтения. Тема конференции была посвящена этике Просвещения. Как можно охарактеризовать современное значение, актуальность этого понятия?– Просвещение – понятие, актуальное во все времена. Оно связано с деятельностью человеческого разума, причем такой, при которой разум сам себе дает отчет в своей работе и берет на себя ответственность за действия или бездействия человека – своего носителя. Поэтому просвещение – нормативное понятие, т.е. оно не просто описывает некоторое состояние нашего существования, а прямо требует, чтобы мы, как говорил Кант, имели мужество пользоваться собственным умом. В истории человечества были эпохи, когда об этом требовании забывали, и тогда человечеству приходилось горько расплачиваться за такую "забывчивость".Мы живем в эпоху, когда, с одной стороны, даже предметы повседневного обихода демонстрируют нам силу человеческого разума, а с другой - они же, например, интернет, различные девайсы, порождают леность, расслабленность разума и, как следствие, прямой отказ пользоваться собственным умом. Такой человек становится, сам того не замечая, легкой добычей разного рода демагогов и шарлатанов, их игрушкой и предметом манипуляций - интеллектуальных, социальных, политических.Такой человек теряет в итоге ориентиры, критерии, позволяющие ему отличить добро от зла, справедливость от ее противоположности. Он даже теряет потребность в этом различении и, значит, способность к индивидуально ответственному поведению. Трагические результаты этого явления мы наблюдаем сегодня повсеместно.– Каковы масштабы и значение Кантовских чтений для философии, гуманитарных наук, образования?– Кантовские чтения – это традиционное для международного кантоведения событие. Конференция проводится в Калининграде каждые пять лет с 1974 года и обычно собирает большое количество участников. В этом году к нам поступило более 150 заявок со всего мира. Открывшаяся конференция насчитывает 110 активных участников из 19 стран. На заседаниях присутствует довольно много гостей, в том числе иностранных, но самое главное – много студентов. На конференции работает также Форум молодых ученых, на котором выступают студенты, приславшие нам свои заявки и прошедшие конкурсный отбор. Это большая радость - видеть подлинный интерес к философии Канта у молодежи. Хочется надеяться, что доклады и дискуссии в рамках нашей конференции дадут новый импульс к дальнейшим исследованиям и откроют новые интеллектуальные перспективы, в том числе прикладного характера. – Если говорить о науке и технологиях в целом с опорой на этику Просвещения (название одной из секций), к каким интересным выводам мы приходим? – Главный вывод, на мой взгляд, один: вопрос, поставленный 300 лет назад, в эпоху Просвещения, в связи с активным развитием науки и техники, остается в новой исторической и интеллектуальной ситуации по-прежнему остро актуальным. Этот вопрос: что такое человек? Конечно, мы с тех пор очень далеко продвинулись в своем знании и понимании того, как функционирует человеческий мозг и тело, но до сих пор не утихают дебаты вокруг ключевой для этики проблемы – о свободе человека. Является ли человек рабом своей природы? Если мы на этот вопрос отвечаем положительно, то автоматически снимаем вопрос о возможности морального, т.е. разумного и ответственного поведения человека. Или вынуждены прибегать к помощи религии, что сразу отбрасывает нас далеко назад в истории человеческого интеллекта. – С даты рождения Канта прошло почти 300 лет. Как Вы считаете, актуальны ли его идеи в настоящее время? Способны ли кантовские идеи помочь современному обществу? – Разумеется, актуальны. И в первую очередь – его этические идеи. В реалиях нашего времени его этика, пожалуй, единственное учение, которое способно дать ориентир в основополагающих вопросах человеческой жизни. Кантовское обоснование свободы человеческой воли базируется на понимании, что поступки моральны только тогда, когда совершаются согласно требованию: обращаться с другими людьми не только как со средством, но всегда и как с целью. Это требование сегодня актуально не меньше, чем 300 лет назад. Оно фундирует одно из важнейших, непреходящих открытий того исторического периода – понятие человеческого достоинства. Усвоить это требование и это понятие и руководствоваться ими не мешало бы всем и каждому во всем мире – особенно политикам, государственным деятелям, бизнесменам.Интервью взято в рамках Международной научной конференции "XII Кантовские чтения. Кант и этика Просвещения: исторические основания и современное значение", которая прошла с 21 по 25 апреля в Балтийском федеральном университете им. И. Канта (Калининград).
https://ria.ru/20130401/930453071.html
https://sn.ria.ru/20190422/1552923357.html
/20180705/1524002806.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155303/93/1553039300_86:0:995:682_1920x0_80_0_0_836cda2145ff1448ea8a3b1751eab7c5.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, иммануил кант
Имя Иммануила Канта знакомо даже далеким от философии людям: его идеи изучают студенты многих специальностей в разных странах мира. С момента рождения немецкого философа прошло почти 300 лет. Корреспондент "Социального навигатора" поговорил об актуальности идей Канта в современном мире с научным директором Академии Кантиана, профессором Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Ниной Дмитриевой.
– С 21 по 25 апреля в Калининграде прошли XII Кантовские чтения. Тема конференции была посвящена этике Просвещения. Как можно охарактеризовать современное значение, актуальность этого понятия?
– Просвещение – понятие, актуальное во все времена. Оно связано с деятельностью человеческого разума, причем такой, при которой разум сам себе дает отчет в своей работе и берет на себя ответственность за действия или бездействия человека – своего носителя.
Поэтому просвещение – нормативное понятие, т.е. оно не просто описывает некоторое состояние нашего существования, а прямо требует, чтобы мы, как говорил Кант, имели мужество пользоваться собственным умом. В истории человечества были эпохи, когда об этом требовании забывали, и тогда человечеству приходилось горько расплачиваться за такую "забывчивость".
Мы живем в эпоху, когда, с одной стороны, даже предметы повседневного обихода демонстрируют нам силу человеческого разума, а с другой - они же, например, интернет, различные девайсы, порождают леность, расслабленность разума и, как следствие, прямой отказ пользоваться собственным умом. Такой человек становится, сам того не замечая, легкой добычей разного рода демагогов и шарлатанов, их игрушкой и предметом манипуляций - интеллектуальных, социальных, политических.
Такой человек теряет в итоге ориентиры, критерии, позволяющие ему отличить добро от зла, справедливость от ее противоположности. Он даже теряет потребность в этом различении и, значит, способность к индивидуально ответственному поведению. Трагические результаты этого явления мы наблюдаем сегодня повсеместно.
– Каковы масштабы и значение Кантовских чтений для философии, гуманитарных наук, образования?
– Кантовские чтения – это традиционное для международного кантоведения событие. Конференция проводится в Калининграде каждые пять лет с 1974 года и обычно собирает большое количество участников. В этом году к нам поступило более 150 заявок со всего мира. Открывшаяся конференция насчитывает 110 активных участников из 19 стран. На заседаниях присутствует довольно много гостей, в том числе иностранных, но самое главное – много студентов.
На конференции работает также Форум молодых ученых, на котором выступают студенты, приславшие нам свои заявки и прошедшие конкурсный отбор. Это большая радость - видеть подлинный интерес к философии Канта у молодежи. Хочется надеяться, что доклады и дискуссии в рамках нашей конференции дадут новый импульс к дальнейшим исследованиям и откроют новые интеллектуальные перспективы, в том числе прикладного характера.
– Если говорить о науке и технологиях в целом с опорой на этику Просвещения (название одной из секций), к каким интересным выводам мы приходим?
– Главный вывод, на мой взгляд, один: вопрос, поставленный 300 лет назад, в эпоху Просвещения, в связи с активным развитием науки и техники, остается в новой исторической и интеллектуальной ситуации по-прежнему остро актуальным. Этот вопрос: что такое человек? Конечно, мы с тех пор очень далеко продвинулись в своем знании и понимании того, как функционирует человеческий мозг и тело, но до сих пор не утихают дебаты вокруг ключевой для этики проблемы – о свободе человека.
Является ли человек рабом своей природы? Если мы на этот вопрос отвечаем положительно, то автоматически снимаем вопрос о возможности морального, т.е. разумного и ответственного поведения человека. Или вынуждены прибегать к помощи религии, что сразу отбрасывает нас далеко назад в истории человеческого интеллекта.
– С даты рождения Канта прошло почти 300 лет. Как Вы считаете, актуальны ли его идеи в настоящее время? Способны ли кантовские идеи помочь современному обществу?
– Разумеется, актуальны. И в первую очередь – его этические идеи. В реалиях нашего времени его этика, пожалуй, единственное учение, которое способно дать ориентир в основополагающих вопросах человеческой жизни. Кантовское обоснование свободы человеческой воли базируется на понимании, что поступки моральны только тогда, когда совершаются согласно требованию: обращаться с другими людьми не только как со средством, но всегда и как с целью.
Это требование сегодня актуально не меньше, чем 300 лет назад. Оно фундирует одно из важнейших, непреходящих открытий того исторического периода – понятие человеческого достоинства. Усвоить это требование и это понятие и руководствоваться ими не мешало бы всем и каждому во всем мире – особенно политикам, государственным деятелям, бизнесменам.
Интервью взято в рамках Международной научной конференции "XII Кантовские чтения. Кант и этика Просвещения: исторические основания и современное значение", которая прошла с 21 по 25 апреля в Балтийском федеральном университете им. И. Канта (Калининград).