Рейтинг@Mail.ru
"Можно и без причастия". Для чего христиане придумали исповедь - РИА Новости, 15.03.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

"Можно и без причастия". Для чего христиане придумали исповедь

© AP Photo / Sergei GritsИсповедь в православном храме
Исповедь в православном храме
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 14 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане в воскресенье под конец Великого поста вспоминают преподобную Марию Египетскую. В этот день Церковь призывает верующих к покаянию и исповеди. Как возникло одно из самых необычных и психологически сложных христианских таинств и в чем его настоящий смысл — рассказывает РИА Новости.

"Непростая история"

"Как я буду кому-то открываться в своих грехах?" — подобным вопросом задавались многие, прежде чем решиться на первую исповедь. Действительно, далеко не каждый осмелится выложить все самое сокровенное, по сути, незнакомому человеку — священнику. Поэтому исповедь — одно из самых непростых таинств христианства.
Впрочем, в первые века существования этой религии все было еще сложнее. Древние христиане исповедовали свои грехи публично, перед всеми. Считалось, что тем самым грех одного человека берет на себя вся община и молит Бога простить оступившегося. Так повелось еще со времен апостолов, примерно в середине I века нашей эры. Иаков, к примеру, призывал христиан: "Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться".
Правда, до сих пор непонятно, все ли грехи христиане исповедовали открыто. "Об этом достоверно мы сказать не можем. Очевидно, неблаговидные деяния, про которые и так всем было известно, — например, отступление от веры — исповедовали именно так. Какой смысл делать это тайно?" — объясняет церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
Католический фестиваль в деревне Будслав в Белоруссии
"Скажу полиции". Что заставит священника раскрыть тайну исповеди
Но постепенно практика публичной исповеди с общей молитвой за согрешившего сошла на нет. Известно, например, что святитель Василий Великий, живший во второй половине IV века, ввел практику тайной исповеди для неверных жен. Дело в том, что в Византии мужья обычно убивали изменниц и по закону их за это не преследовали. Однако и после нововведения в каждой общине таинство исповеди проходило по-своему и никакого единообразия в этом вопросе не было.
"Таинство покаяния (в нынешнем виде. — Прим. ред.) оформилось в XVII веке. Прежде были какие-то другие чины. Вероятно, история этого таинства была особенно непростой", — отмечает ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.

Новая жизнь

Между тем от перемены формы суть исповеди не меняется. "Это институционализированное покаяние", — говорит протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской православной церкви.
Причем в христианском смысле покаяние — это не просто сожаление о своих проступках, а изменение образа мышления. То есть покаявшийся должен полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь. К этому как раз и призывает Церковь в день памяти преподобной Марии Египетской и предшествующий ему четверг, когда в храмах читают Великий покаянный канон и ее житие.
Крестный ход православных сербов
Середина Великого поста: почему православные поклоняются "древу жизни"
"Первая часть жития Марии Египетской свидетельствует о крайней степени падения, в ее случае — блуде", — отмечает отец Максим.
Однако в какой-то момент она осознала всю глубину бездны, в которой оказалась, и на оставшиеся 47 лет жизни ушла в пустыню "бороться со своими страстями". С этого начинается вторая часть ее жизнеописания.
«

"Это свидетельство того, что подвигом покаяния человек может из самой мерзостной пакости подняться с помощью Божией и с решимостью пройти этот путь бескомпромиссно", — подчеркивает протоиерей.

Ежедневный подвиг

Конечно, в современном мире христианам сложно последовать примеру Марии Египетской буквально, убежав на полвека в пустыню. Но существует исповедь: человек раскаивается в своих грехах и свидетельствует о том, что готов с ними бороться, а священник произносит над ним специальную "разрешительную молитву".
Священник нужен здесь неспроста. Он — преемник апостолов, которым, согласно Евангелию, сам Иисус Христос дал власть отпускать грехи.
"Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся", — приводит слова Спасителя евангелист Иоанн.
Молитва в храме
"В мясе ничего плохого нет". Когда и для чего установили Великий пост
То есть, согласно христианскому вероучению, грехи человеку прощает сам Бог, а священник служит здесь посредником. И, вопреки распространенному мнению, он не "взвешивает грехи по степени тяжести", отмечает отец Макарий (Маркиш).
"Это делает Бог. Самый яркий пример — распятый вместе с Христом разбойник, который был настоящим злодеем и убийцей, но в предсмертные минуты покаялся. И Господь сказал ему: "Ныне будешь со мной в раю". То есть он стал первым человеком, который там оказался", — напоминает историю священнослужитель.
Однако это вовсе не значит, что для покаяния достаточно назвать при священнике тот или иной грех, а потом идти грешить дальше. Все гораздо сложнее.
«

"Можно разделить грехи на три вида, в зависимости от способа покаяния. От некоторых нужно всего лишь отказаться — и все, покаяние совершилось. Речь идет прежде всего о заблуждениях: "Я считал, что дважды два — пять, а потом признал, что дважды два — четыре. Значит, я свободен от этого греха". Сюда относятся всякие суеверия и предрассудки", — говорит иеромонах Макарий.

Второй вид грехов, по его словам, требует немалых усилий, чтобы победить их. Например, пьянство или сквернословие. А с третьим видом грехов "борьба идет до последнего вздоха".
"Никто не может сказать, что был гордым, а потом резко стал смиренным, был эгоистом — а стал альтруистом. Наши дефекты остаются с нами, и мы должны с ними бороться непрерывно до конца жизни", — рассуждает отец Макарий.

"Если упал — поднимись!"

Но если далеко не каждый грех возможно преодолеть — насколько часто следует приходить на исповедь к священнику? Чем чаще, тем лучше, или же, как в раннехристианские времена, пару раз за всю жизнь?
"Нет стандарта, как регулярно должна совершаться исповедь. Скорее Церковь говорит о ситуациях, в которых исповедь решительно необходима. Например, она обязательна при тяжком смертном грехе — тут точно нельзя откладывать", — разъясняет отец Максим Козлов.
Согласно христианскому вероучению, если человек не покаялся в смертном грехе, он в таком случае не может спастись. По принятому в VI веке списку, к таким грехам причисляют прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыню.
Празднование католической Пасхи в Санкт-Петербурге
Великий пост у католиков и православных: сходства и различия
По словам отца Максима, вовсе не обязательно после исповеди причащаться. Эти таинства изначально вообще не были связаны друг с другом. В Греции и сегодня причащаются без предварительного покаяния. В Русской церкви иная традиция.
"В Русской православной церкви на протяжении долгого времени существует связь между исповедью и причастием. Это оправданно, потому что таинство исповеди помогает человеку избежать двойственных мыслей. Исповедь есть некий труд самооценки и самоанализа перед причастием, даже если ничего катастрофического в твоей жизни не случилось", — подчеркивает богослов.
В этом и заключается одна из главных целей Великого поста — побудить человека к самоанализу и исправлению. А пятая постная неделя, посвященная Марии Египетской, призвана, по словам отца Максима, донести до верующих один из самых важных посылов: "Нет падения, после которого нельзя было бы подняться".
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала