https://ria.ru/20190412/1552586672.html
Игорь Денисов: беспилотная подлодка может отправиться даже в кругосветку
Игорь Денисов: беспилотная подлодка может отправиться даже в кругосветку - РИА Новости, 12.04.2019
Игорь Денисов: беспилотная подлодка может отправиться даже в кругосветку
Мировой океан сегодня изучен хуже ближнего космоса. Но похоже, что скоро такое положение дел изменится. Морские беспилотники и роботы в XXI веке примутся... РИА Новости, 12.04.2019
2019-04-12T11:00:00+03:00
2019-04-12T11:00:00+03:00
2019-04-12T11:02:00+03:00
интервью - авторы
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155260/96/1552609627_0:597:2048:1749_1920x0_80_0_0_69e7658278912db193de3e5665c0a544.jpg
Мировой океан сегодня изучен хуже ближнего космоса. Но похоже, что скоро такое положение дел изменится. Морские беспилотники и роботы в XXI веке примутся основательно бороздить таинственные глубины Мирового океана. Фонд перспективных исследований (ФПИ), являющийся научной кузницей отечественного роботостроения, готовит несколько проектов по покорению Марианской впадины, освоению Северного морского пути и глубоководных месторождений. Последними достижениями и планами в интервью РИА Новости поделился заместитель главы фонда и руководитель физико-технических исследований Игорь Денисов. Беседовал Игорь Ермаченков.— Как развивается проект "Айсберг" по добыче полезных ископаемых на дне морском? Росатом уже получил результаты интеллектуальной деятельности?— Аванпроект "Разработка подводных (подледных) технологий освоения месторождений полезных ископаемых арктических морей", шифр "Айсберг", завершен в конце 2017 года. В настоящее время головной исполнитель проекта, Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", совместно с ФПИ и заинтересованными сторонами ведет работы по его дальнейшему развитию, а именно проработку вопросов создания демонстраторов подводного комплекса сейсморазведки и подводного роботизированного бурового комплекса.Принято и реализуется решение попечительского совета фонда о передаче результатов аванпроекта "Айсберг" в госкорпорацию "Росатом". Сегодня состояние дел следующее: технологии проработаны в рамках аванпроекта, следующий этап — создание демонстраторов, работающих в реальных условиях эксплуатации. Это достаточно ресурсоемкий проект, поэтому создается кооперация заинтересованных организаций, которые могут профинансировать такой проект. Прорабатывается вопрос подключения профильных организаций Росатома, предприятий "Объединенной судостроительной корпорации", а также предполагаемых потребителей – Газпрома и Роснефти. Параллельно ОСК и "Рубин" в рамках инициативных работ прорабатывают технические детали создания упомянутых демонстраторов.— Когда могут появиться работающие демонстраторы?— Когда появятся ресурсы, тогда можно говорить и о создании демонстраторов. Примерный срок их создания с момента принятия решения составляет два-три года. — Как идут работы по созданию подводного беспилотника для Севморпути "Сарма"?— "Сарма" — проект фонда, направленный на создание испытательной платформы-демонстратора необитаемого подводного аппарата большой автономности. Работы идут по графику. В этом году завершается этап технического проектирования и с июля начнутся работы по изготовлению демонстратора. Планируемый контрольный эксперимент предполагает демонстрацию возможности аппарата пройти десять тысяч километров без всплытия и без использования атомной силовой установки. Автономность получается около трех месяцев. Аппарат делается в модульном исполнении. К контрольному эксперименту в северных морях будем подходить поэтапно. Предварительные испытания в рамках первого этапа запланированы на 2021 год в акватории Белого моря.— Можно ли отправить "Сарму" в беспилотную кругосветку? — Теоретически это возможно, но это уже не "Сарма" — потребуется существенное повышение характеристик систем энергообеспечения. При постановке проекта мы исходим из его востребованности. Срок автономности — три месяца – позволит существенно упростить вопросы эксплуатации перспективных систем освещения подводной обстановки.— А когда ждать "окунания" "Витязя", вашего глубоководного беспилотника?— Аппарат собран и прошел необходимые испытания в Крыловском государственном научном центре. В начале лета запланированы его предварительные испытания в Черном море. После испытаний перевозим аппарат на Дальний Восток, там проводим доподготовку. В конце текущего года постараемся выйти на контрольный эксперимент. — Погрузитесь в Марианскую впадину?— Да. К практической подготовке к погружению приступим уже осенью. Марианский желоб — масштабное геологическое образование длиной полторы тысячи километров и шириной в несколько километров. Человек бывал на глубине Марианской впадины, в Бездне Челленджера, но полного представления о ней и о желобе в целом мы до сих пор не имеем.Особенность "Витязя" в том, что по своим характеристикам он позволяет выполнить картирование этого интересного района, то есть создать трехмерную карту всего желоба.— Сообщалось, что на основе "Витязя" может быть создан обитаемый спускаемый аппарат, в котором на дно Марианской впадины опустятся путешественники Федор Конюхов и Артур Чилингаров...— Действительно, такие работы ведутся. Но тут не мы являемся головными исполнителями. "Витязь" планируется использовать для расширения зоны осведомленности, которую будет давать тот самый обитаемый аппарат. Предполагается, что батискаф с исследователями будет погружаться, а "Витязь" станет его "глазами". То есть у нас "Витязь" информацию передает на поверхность, а тут он будет ее отсылать на батискаф. Для этого потребуется проработать совместимость систем управления, отображения, передачи данных.— Каким вы видите будущее морских беспилотников и роботов через полвека?— У роботов под водой хорошее будущее. Все понимают, что вода — это среда, в которой человеку желательно находиться как можно меньше. Очевидно, что все работы, связанные с повышенным риском, будут постепенно переноситься на роботов. Не имеет смысла рисковать жизнями людей, обслуживающих подводные средства, если задачу решают роботы. В этом направлении развивается подводная робототехника.— Какие новые проекты начинает фонд? — У нас очень много новых интересных проектов. Будем показывать и рассказывать о них при получении практических результатов.
https://ria.ru/20190327/1552167204.html
https://ria.ru/20171209/1510574657.html
https://ria.ru/20190204/1550360742.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155260/96/1552609627_0:506:2048:2042_1920x0_80_0_0_bf11ffbe72c85639c54b4102b34800b9.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью - авторы
Мировой океан сегодня изучен хуже ближнего космоса. Но похоже, что скоро такое положение дел изменится. Морские беспилотники и роботы в XXI веке примутся основательно бороздить таинственные глубины Мирового океана. Фонд перспективных исследований (ФПИ), являющийся научной кузницей отечественного роботостроения, готовит несколько проектов по покорению Марианской впадины, освоению Северного морского пути и глубоководных месторождений. Последними достижениями и планами в интервью РИА Новости поделился заместитель главы фонда и руководитель физико-технических исследований Игорь Денисов. Беседовал Игорь Ермаченков.
— Как развивается проект "Айсберг" по добыче полезных ископаемых на дне морском? Росатом уже получил результаты интеллектуальной деятельности?
— Аванпроект "Разработка подводных (подледных) технологий освоения месторождений полезных ископаемых арктических морей", шифр "Айсберг", завершен в конце 2017 года. В настоящее время головной исполнитель проекта, Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", совместно с ФПИ и заинтересованными сторонами ведет работы по его дальнейшему развитию, а именно проработку вопросов создания демонстраторов подводного комплекса сейсморазведки и подводного роботизированного бурового комплекса.
Принято и реализуется решение попечительского совета фонда о передаче результатов аванпроекта "Айсберг" в госкорпорацию "Росатом".
Сегодня состояние дел следующее: технологии проработаны в рамках аванпроекта, следующий этап — создание демонстраторов, работающих в реальных условиях эксплуатации. Это достаточно ресурсоемкий проект, поэтому создается кооперация заинтересованных организаций, которые могут профинансировать такой проект. Прорабатывается вопрос подключения профильных организаций Росатома, предприятий "Объединенной судостроительной корпорации", а также предполагаемых потребителей – Газпрома и Роснефти. Параллельно ОСК и "Рубин" в рамках инициативных работ прорабатывают технические детали создания упомянутых демонстраторов.
— Когда могут появиться работающие демонстраторы?
— Когда появятся ресурсы, тогда можно говорить и о создании демонстраторов. Примерный срок их создания с момента принятия решения составляет два-три года.
— Как идут работы по созданию подводного беспилотника для Севморпути "Сарма"?
— "Сарма" — проект фонда, направленный на создание испытательной платформы-демонстратора необитаемого подводного аппарата большой автономности. Работы идут по графику. В этом году завершается этап технического проектирования и с июля начнутся работы по изготовлению демонстратора. Планируемый контрольный эксперимент предполагает демонстрацию возможности аппарата пройти десять тысяч километров без всплытия и без использования атомной силовой установки. Автономность получается около трех месяцев. Аппарат делается в модульном исполнении.
К контрольному эксперименту в северных морях будем подходить поэтапно. Предварительные испытания в рамках первого этапа запланированы на 2021 год в акватории Белого моря.
— Можно ли отправить "Сарму" в беспилотную кругосветку?
— Теоретически это возможно, но это уже не "Сарма" — потребуется существенное повышение характеристик систем энергообеспечения. При постановке проекта мы исходим из его востребованности. Срок автономности — три месяца – позволит существенно упростить вопросы эксплуатации перспективных систем освещения подводной обстановки.
— А когда ждать "окунания" "Витязя", вашего глубоководного беспилотника?
— Аппарат собран и прошел необходимые испытания в Крыловском государственном научном центре. В начале лета запланированы его предварительные испытания в Черном море. После испытаний перевозим аппарат на Дальний Восток, там проводим доподготовку. В конце текущего года постараемся выйти на контрольный эксперимент.
— Погрузитесь в Марианскую впадину?
— Да. К практической подготовке к погружению приступим уже осенью. Марианский желоб — масштабное геологическое образование длиной полторы тысячи километров и шириной в несколько километров. Человек бывал на глубине Марианской впадины, в Бездне Челленджера, но полного представления о ней и о желобе в целом мы до сих пор не имеем.
Особенность "Витязя" в том, что по своим характеристикам он позволяет выполнить картирование этого интересного района, то есть создать трехмерную карту всего желоба.
— Сообщалось, что на основе "Витязя" может быть создан обитаемый спускаемый аппарат, в котором на дно Марианской впадины опустятся путешественники Федор Конюхов и Артур Чилингаров...
— Действительно, такие работы ведутся. Но тут не мы являемся головными исполнителями. "Витязь" планируется использовать для расширения зоны осведомленности, которую будет давать тот самый обитаемый аппарат. Предполагается, что батискаф с исследователями будет погружаться, а "Витязь" станет его "глазами". То есть у нас "Витязь" информацию передает на поверхность, а тут он будет ее отсылать на батискаф. Для этого потребуется проработать совместимость систем управления, отображения, передачи данных.
— Каким вы видите будущее морских беспилотников и роботов через полвека?
— У роботов под водой хорошее будущее. Все понимают, что вода — это среда, в которой человеку желательно находиться как можно меньше. Очевидно, что все работы, связанные с повышенным риском, будут постепенно переноситься на роботов. Не имеет смысла рисковать жизнями людей, обслуживающих подводные средства, если задачу решают роботы. В этом направлении развивается подводная робототехника.
— Какие новые проекты начинает фонд?
— У нас очень много новых интересных проектов. Будем показывать и рассказывать о них при получении практических результатов.