«Надевал на себя по три куртки»
На что готовы люди ради актерской славы
Анна Кочарова
Умение наблюдать за окружающими — например в метро, подмечать характерные черты, видеть разные типажи, выразительные психологические нюансы, а потом перевоплощаться и проживать множество жизней на сцене — таковы главные особенности актерской профессии.
Ежегодно сотни абитуриентов подают заявления на актерские факультеты в надежде когда-нибудь выйти на большую сцену. Поступают единицы, и лишь некоторые добиваются потом настоящей известности. Накануне Международного дня театров, который отмечается 27 марта, РИА Новости пообщалось с одним из актеров-студентов и узнало, как живут те, кто выбрал этот путь.
Утро новой рабочей недели. В коридорах режиссерского факультета ГИТИСа пока пустынно, но кое-кто из студентов уже здесь — готовятся к предстоящей конференции. «У нас на третьем этаже — отдельный мир. Там происходят волшебные вещи. Евгений Борисович Каменькович, мой мастер, постоянно говорит, что у нас тут сразу четыре небольших театра», — рассказывает студент четвертого курса Алексей Губкин. Он учится в актерской группе, в мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.
Алексей показывает аудитории. Каждому курсу полагается по два помещения — белое и черное. На первом курсе белое пространство большое, черное — маленькое. К последнему году учебы пропорции меняются, и дипломники играют спектакли уже в знаменитой аудитории ГИТИСа, где большая сцена и полноценный зал. Такая система учит адаптироваться в разных пространствах, поясняет студент.
В Москву он приехал из Ижевска. Родители далеки от актерской среды. Но еще в школе учителя отвели его в театральный кружок. Потом пришлось выбирать: либо программирование, либо театр. И вот Алексей в ГИТИСе.
В день нашей встречи он с утра готовит зал к режиссерской конференции. Накануне студенты из разных стран показывали здесь отрывки, теперь — обсуждение. Знаменитые режиссеры, мастера, в том числе Крымов, Женовач, Каменькович и Кудряшов, разбирают студенческие работы. Обстановка дружеская, но критика — жесткая. Непростой опыт: выслушивать похвалы и замечания вот так, прилюдно.
«Оказавшись в Москве, я влюбился в этот город, — вспоминает Алексей. — В Ижевске у меня все было хорошо, учился в театральном училище, работал в нескольких местах: актером в филармонии плюс были подработки в детских театрах и в детских садах — на Новый год играл Деда Мороза».
«Поскольку я худой, под шубу приходилось надевать три куртки».
«Это, конечно, было тяжело, — продолжает Алексей. — Но когда к тебе подбегал ребенок и говорил: «Спасибо тебе, дедушка Мороз», — возникало такое чувство! Ощущение, что ты прикоснулся к чуду». Но потом решил двигаться дальше. Ездил в Екатеринбург — не понравилось, потом в Москву — поступил со второго раза».
Утро студента-актера начинается рано. У первокурсников в 09:30 пары — теоретические предметы. Старшекурсники могут позволить себе прийти чуть позже. Но в любом случае все это очень далеко от представлений о праздном богемном времяпрепровождении. Главное, уточняет Алексей, плотно позавтракать. Иначе не хватит сил и энергии. Кстати, с недавних пор в столовой ГИТИСа для студентов — бесплатная каша. «На молоке!» — особо отмечает Алексей, который, как и другие иногородние студенты, живет в общежитии.
В середине дня он спускается вниз пообедать. Сегодня есть и свободное время, так что идет в библиотеку, где берет почитать любимого Набокова. Здесь, в полной тишине и красивых интерьерах, можно немного передохнуть.
Дальше — подготовка к вечернему спектаклю. Сегодня это «Конец игры» по рассказам Кортасара, спектакль, выросший из небольшого отрывка, сделанного на предыдущем курсе. В три часа уже репетируют.
«Но сначала — подготовка аудитории, — уточняет Алексей. — Здесь ведь нет цехов, нет грузчиков и монтировщиков. Так что все ложится на плечи режиссеров и актеров. ГИТИС дает нам материал, а мы думаем, как это сделать, из чего сколотить. Сегодня я должен починить электрику. В этом спектакле у нас на сцене висит провод, который должен в определенный момент зажечься. А на прошлом показе он оборвался, теперь придется новый тянуть. Мы и свет на каждый показ ставим сами — ведь световая партитура разная».
«Актер — это синтезированный материал, он должен уметь делать все: петь, танцевать, играть, во всем разбираться».
В спектакле по Кортасару Алексей играет персонаж, который мечтал о карьере футболиста, а стал актером радиотеатра. По его словам, в каждой роли он старается найти боль. «Если просто существовать на сцене — это баловство. Может быть, и так можно смотреть на эту профессию. Но я смотрю иначе», — добавляет Алексей.
Он рассказывает, что тексты всех спектаклей, которые он играет в данный момент, у него в голове. Если же постановка давно не шла, нужно за день начать повторять, и не только текст, но и всю историю героя. На каждого персонажа ведется дневник, где записано все: что он переживает, какие важные события происходили в его жизни.
Во второй половине дня на факультете начинаются практические занятия: сценическое движение, танец, сценическая речь и мастерство актера. «Теоретические пары идут по полтора часа, а практические по три, — говорит Алексей. — Актерское мастерство — это просто бесконечно, у нас было с 16:00 до 23:00. Хотя, по сути, ты занимаешься весь день».
«Ведь актерская профессия — это практика. Постоянно себя будоражишь. Нужно успевать читать, иначе откуда брать вдохновение, эмоции?»
«В метро наблюдаешь за людьми, что-то подмечаешь в книгах, — продолжает актер. — На первом курсе ищешь, что можно взять и использовать, к четвертому курсу уже используешь наработанный материал».
Вечерний спектакль играют в самой большой и известной аудитории факультета. Когда-то здесь начинал знаменитый курс Петра Фоменко, который потом превратился в театр. Именно эту сцену по некогда заведенной традиции первокурсники моют. А выпускники забивают в нее гвозди — если присмотреться, видишь металлические шляпки, ушедшие глубоко в древесину.
Алексей оканчивает ГИТИС в этом году. Предстоит следующий непростой этап — нужно устроиться в театр. «Там тоже конкуренция, труппы переполнены. В Москве я видел много спектаклей — и много хороших»,— говорит Алексей.
«Но главное в нашей профессии — это сработанность, чтобы люди находили общий язык».