https://ria.ru/20190319/1551929009.html
Ученые выяснили, как был построен древнейший мост Руси в Новгороде
Ученые выяснили, как был построен древнейший мост Руси в Новгороде - РИА Новости, 19.03.2019
Ученые выяснили, как был построен древнейший мост Руси в Новгороде
Ученые из Института археологии РАН изучили остатки древнего моста, найденного на дне реки Волхов в прошлом году, и выяснили, что он был собран с применением... РИА Новости, 19.03.2019
2019-03-19T15:19
2019-03-19T15:19
2019-03-19T15:19
наука
история
великий новгород
институт археологии ран
археология
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155192/87/1551928742_0:0:1149:646_1920x0_80_0_0_e4367b545da9d7f180d4f338cc5e628e.jpg
МОСКВА, 19 мар – РИА Новости. Ученые из Института археологии РАН изучили остатки древнего моста, найденного на дне реки Волхов в прошлом году, и выяснили, что он был собран с применением очень "продвинутых" технологий для времени его постройки. Об открытии рассказывает пресс-служба ИА РАН."Древний мост был сложным инженерным сооружением, большим и весьма дорогостоящим, с очень длинными пролетами, чья длина составляла не менее 17 метров. Это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства", — рассказывает Айвар Степанов, руководитель раскопок.Великий Новгород давно считается одним из самых древнейших городов России и важнейших культурных и политических центров в первые эпохи истории нашей страны. По текущим представлениям историков, первые поселения славян появились на его территории в конце IX или в начале X века нашей эры.Если верить летописям, Новгород изначально состоял из двух половин, так называемых "сторон", расположенных на правом и левом берегу Волхова. Справа находилась так называемая Торговая сторона, где находился главный рынок города, а затем и резиденция князя, а слева находилась Софийская сторона, названная так в честь древнейшего каменного храма современной России.Обе части города соединял мост, построенный, как повествуют летописи с относительно противоречивой репутацией, еще до крещения Киевской Руси и распространения христианства по территории ее северных регионов. Этот мост предположительно выступал местом разрешения диспутов между враждующими "сторонами" города, нередко доходившими до массовых драк.Следы существования этого моста, как отмечает пресс-служба института, археологи ищут на дне Волхова на протяжении последних 15 лет. Два года назад им улыбнулась удача – они просветили реку при помощи трехмерного эхолота и нашли необычные бугры рядом с мостом, построенным в эпоху феодальной раздробленности. В марте прошлого года Степанов и его коллеги вскрыли эти наложения грунта и обнаружили под ними фрагменты опоры еще более древнего моста.Когда ученые извлекли фрагменты древесины и измерили их возраст при помощи радиоуглеродного анализа, они обнаружили, что сосны и ели, из которых был построен мост, были срублены примерно в середине десятого века. Позже исследователи продолжили раскопки, и им удалось найти еще три видимых опоры и найти следы существования противоположной стороны моста под наслоениями грунта.Их открытие, как отмечает Степанов, позволило его команде раскрыть некоторые тайны постройки этого древнейшего моста и найти несколько крайне необычных черт, которые никто не ожидал увидеть.К примеру, сами опоры представляли собой так называемые городни – деревянные срубы пятиугольной формы, которые обычно использовались в то время при строительстве валов и крепостей. В данном случае, как предполагают исследователи, строители частично собирали подобные опоры, спускали их на воду и устанавливали в тех точках реки, где должен был проходить мост.После этого они "достраивали" их сверху, накладывая новые слои бревен поверх уже существующих, пока опоры не погружались и не достигали дна. Для их закрепления древнерусские зодчие засыпали пустое пространство внутри срубов камнями и укрепляли их другими способами. Подобная методика строительства была невероятно дорогой и трудозатратной.Сама по себе эта конструкция не уникальна – такие мосты сооружали и в других уголках северной Руси, однако в данном случае она поддерживала пролеты рекордно большой длины. Как полагают ученые, это говорит о том, что сам мост был невероятно сложно устроен с инженерной точки зрения, иметь необычную структуру, не характерную для того времени."Поставить такие пролеты из дерева — это невероятно сложно. У древнего моста было меньше 15 опор, в то время как у моста XII-XIV веков их было почти две дюжины. Получается, что пролеты древнего моста были в два раза длиннее", — продолжает Степанов. Как полагают исследователи, такой сложный и большой мост мог существовать не только для связи между небольшими усадьбами, ставшими позже "ядром" Новгорода, но и он мог исполнять другие роли.К примеру, подобный мост можно было использовать для того, чтобы контролировать проход судов по Волхову и защищать город от непрошеных гостей. В пользу этого говорит то, что древнейший мост Новгорода был построен в самом узком и глубоком участке реки, а сам Волхов был частью двух знаменитых торговых маршрутов - "Из варяг в греки" и Великого волжского пути.
https://ria.ru/20180621/1523135198.html
https://ria.ru/20151229/1351022597.html
великий новгород
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155192/87/1551928742_59:0:920:646_1920x0_80_0_0_ef840e2fb136cb7706f3f69eace44a2a.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
история, великий новгород, институт археологии ран, археология
Наука, история, Великий Новгород, Институт археологии РАН, Археология
МОСКВА, 19 мар – РИА Новости. Ученые из Института археологии РАН изучили остатки древнего моста, найденного на дне реки Волхов в прошлом году, и выяснили, что он был собран с применением очень "продвинутых" технологий для времени его постройки. Об открытии рассказывает пресс-служба ИА РАН.
«
"Древний мост был сложным инженерным сооружением, большим и весьма дорогостоящим, с очень длинными пролетами, чья длина составляла не менее 17 метров. Это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства", — рассказывает Айвар Степанов, руководитель раскопок.
Великий Новгород давно считается одним из самых древнейших городов России и важнейших культурных и политических центров в первые эпохи истории нашей страны. По текущим представлениям историков, первые поселения славян появились на его территории в конце IX или в начале X века нашей эры.
Если верить летописям, Новгород изначально состоял из двух половин, так называемых "сторон", расположенных на правом и левом берегу Волхова. Справа находилась так называемая Торговая сторона, где находился главный рынок города, а затем и резиденция князя, а слева находилась Софийская сторона, названная так в честь древнейшего каменного храма современной России.
Обе части города соединял мост, построенный, как повествуют летописи с относительно противоречивой репутацией, еще до крещения Киевской Руси и распространения христианства по территории ее северных регионов. Этот мост предположительно выступал местом разрешения диспутов между враждующими "сторонами" города, нередко доходившими до массовых драк.
Следы существования этого моста, как отмечает пресс-служба института, археологи ищут на дне Волхова на протяжении последних 15 лет. Два года назад им улыбнулась удача – они просветили реку при помощи трехмерного эхолота и нашли необычные бугры рядом с мостом, построенным в эпоху феодальной раздробленности. В марте прошлого года Степанов и его коллеги вскрыли эти наложения грунта и обнаружили под ними фрагменты опоры еще более древнего моста.
Когда ученые извлекли фрагменты древесины и измерили их возраст при помощи радиоуглеродного анализа, они обнаружили, что сосны и ели, из которых был построен мост, были срублены примерно в середине десятого века. Позже исследователи продолжили раскопки, и им удалось найти еще три видимых опоры и найти следы существования противоположной стороны моста под наслоениями грунта.
Их открытие, как отмечает Степанов, позволило его команде раскрыть некоторые тайны постройки этого древнейшего моста и найти несколько крайне необычных черт, которые никто не ожидал увидеть.
К примеру, сами опоры представляли собой так называемые городни – деревянные срубы пятиугольной формы, которые обычно использовались в то время при строительстве валов и крепостей. В данном случае, как предполагают исследователи, строители частично собирали подобные опоры, спускали их на воду и устанавливали в тех точках реки, где должен был проходить мост.
После этого они "достраивали" их сверху, накладывая новые слои бревен поверх уже существующих, пока опоры не погружались и не достигали дна. Для их закрепления древнерусские зодчие засыпали пустое пространство внутри срубов камнями и укрепляли их другими способами. Подобная методика строительства была невероятно дорогой и трудозатратной.
Сама по себе эта конструкция не уникальна – такие мосты сооружали и в других уголках северной Руси, однако в данном случае она поддерживала пролеты рекордно большой длины. Как полагают ученые, это говорит о том, что сам мост был невероятно сложно устроен с инженерной точки зрения, иметь необычную структуру, не характерную для того времени.
«
"Поставить такие пролеты из дерева — это невероятно сложно. У древнего моста было меньше 15 опор, в то время как у моста XII-XIV веков их было почти две дюжины. Получается, что пролеты древнего моста были в два раза длиннее", — продолжает Степанов.
Как полагают исследователи, такой сложный и большой мост мог существовать не только для связи между небольшими усадьбами, ставшими позже "ядром" Новгорода, но и он мог исполнять другие роли.
К примеру, подобный мост можно было использовать для того, чтобы контролировать проход судов по Волхову и защищать город от непрошеных гостей. В пользу этого говорит то, что древнейший мост Новгорода был построен в самом узком и глубоком участке реки, а сам Волхов был частью двух знаменитых торговых маршрутов - "Из варяг в греки" и Великого волжского пути.