https://ria.ru/20190319/1551916772.html
Пианист Борис Березовский: нужно что-то новое, нельзя останавливаться
Пианист Борис Березовский: нужно что-то новое, нельзя останавливаться - РИА Новости, 19.03.2019
Пианист Борис Березовский: нужно что-то новое, нельзя останавливаться
Пианист-виртуоз с мировым именем Борис Березовский накануне открытия своего нового проекта "Артгородок" рассказал РИА Новости о новом музыкальном эксперименте,... РИА Новости, 19.03.2019
2019-03-19T13:00
2019-03-19T13:00
2019-03-19T13:02
интервью - авторы
борис березовский
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155191/59/1551915953_0:0:2805:1579_1920x0_80_0_0_b12ce65d5d38efb96840ab13edefbe13.jpg
Пианист-виртуоз с мировым именем Борис Березовский накануне открытия своего нового проекта "Артгородок" рассказал РИА Новости о новом музыкальном эксперименте, о том, почему он решил выступать с оркестром без дирижера, об особенностях русской фортепианной школы и ее непреходящем авторитете в мире, о своих предпочтениях в музыке и ближайших планах. Беседовала Наталия Курова.– Борис Вадимович, при вашей всемирной известности, востребованности и плотном графике выступлений в России и за рубежом, вы постоянно в поиске новых форм общения со зрителем. И, как я заметила, ваше особое внимание занимает прежде всего театр. Это вызвано любовью к сценическому искусству и людям театра или стремлением расширить свою аудиторию как исполнитель?– Сразу скажу, у меня никогда не было романов с актрисами. Просто, я действительно обожаю театр. Я считаю, что в Москве в этом отношении просто рай, здесь очень много интересного происходит. Здорово, что есть такая возможность ходить и смотреть…– Вы начинали давать концерты в "Мастерской Петра Фоменко", и у вас есть какие-то интересные планы совместной работы с театром Коляды.– Недавно я был в Екатеринбурге, где познакомился с Николаем Колядой, побывал в его театре. У нас возникла идея создать постановку, основанную на записных книжках настоящего гения, уникального человека Венедикта Ерофеева. Из книжек, которые еще даже и не опубликованы: два тома уже издано, а еще два пока не расшифрованы и не изданы.Ерофеев очень любил музыку, и в его книжках много наблюдений и записей о музыке. Но нам нужен талантливый сценарист, чтобы все это – музыку и его записи – соединить воедино. Это очень трудная задача и пока нам найти такого профессионала не удается. – Ну, а теперь к главному, что сейчас вызывает ваше особое волнение – к презентации проекта "Артгородок". Как вам пришла в голову идея открыть в театре Et Cetera "Город Калягинск"? Кто будет там "жить"? Какие улицы и переулки в нем будут?– Первой в нашем воображаемом городе будет "улица Березовского", потому что мы – зачинатели этого проекта, а потом, надеюсь, появятся не только улицы, но и площади, и проспекты… 21 марта в театре Et Cetera состоится открытие нашего проекта "Артгородок". В этот день мы будем отмечать День рождения Мечты. Это такая специфическая мечта о том, какими нам, артистам, хотелось бы видеть будущие города России. К сожалению, пока нет такого видения и масштаба, который бы соответствовал нашей стране. В фойе театра будет открыта выставка работ архитектурного бюро, где родился замечательный проект микрорайона. Это один из вариантов архитектурного видения. Нам бы хотелось, чтобы их было много, чтобы это выросло во всероссийский конкурс работ.Речь идет, прежде всего, о том, чтобы у нас в стране к строительству микрорайонов относились творчески, чтобы у каждого было свое неповторимое лицо, чтобы они были оригинальными, красивыми, но и функциональными. Нам хотелось, чтобы новостройки были особенные для средней полосы, совершенно другие – для Питера, а для Дальнего Востока – какие-то невероятные, космические. Это, как мне кажется, очень красивая мечта.– У вас в проекте соединились театр, музыка и архитектура, которая, как известно, и есть застывшая музыка. Кто присоединился к вам и примет участие в открытии?– Это абсолютно артистическая история, и нам бы хотелось, чтобы как можно больше творческих людей увлеклись этой идеей. Мы назвали "Город Калягинск", потому что Александр Александрович Калягин как никто другой очень хорошо отнесся к нашей затее и с радостью принял нас в своем театре. Это будет такой непрекращающийся творческий процесс. Воображение у артистов богатое, поэтому тут нет никаких пределов.На открытии будут выступать мои друзья, коллеги и единомышленники: ансамбль "Сирин" – один из лучших ансамблей духовной музыки. Замечательный певец Александр Гордон, о котором мало кто знает. Он может петь целыми ночами, у него огромный репертуар, и главная проблема для нас, чтобы он во время остановился, поскольку это формат концерта. Будет читать стихи поэт Влад Маленко. Обещал присоединиться Стас Намин. Активно воспринял и поддержал нашу идею Юрий Башмет и обещал быть. Но тут гарантировать ничего не могу, поскольку Юрий Абрамович – человек очень артистический, за что мы его и любим, и планы могут измениться. Конечно, хотелось, чтобы было больше артистов, больше концертов, больше интереса к этой истории, и тогда, может быть, что-то и случится.– Какую программу представит в этот вечер сам пианист Борис Березовский?– Поскольку это День рождения Мечты, то у нас будет все сказочное. Вначале "Мечты" Скрябина, Рахманинова, Шумана, затем Лист – "Грезы любви", "Сказки" Метнера, Мендельсон-Рахманинов ("Сон в летнюю ночь") – все очень легкое, сказочное, космическое…– А на этот концерт театр будет продавать билеты? Или в основном придут приглашенные гости?– 21 марта – это наш пробный шар, поэтому в основном будут в этот день приглашенные. Но если такой формат станет популярным, и возникнет интерес к таким вечерам, то, конечно, будут продавать билеты. А пока мы все это делаем бесплатно.– Многие музыканты вашего уровня предпочитают работать на своем инструменте или на проверенном, от знаменитой фирмы. Не уверена, что в драматических театрах есть подобные инструменты. Как вы решили этот вопрос?– Во-первых, в театре Et Cetera очень приличный инструмент. Но все-таки для такого важного вечера-открытия я попросил своих друзей из фирмы Yamaha привезти на один день фортепиано. А что касается драмтеатров, то, например, в "Мастерской Фоменко" два великолепных "Стейнвея".– Среди многочисленных хвалебных эпитетов, которыми вас награждает мировая пресса, критики и зрители, одно особенно заметно – экспериментатор, что подтверждается вашими новыми проектами и начинаниями. И вот недавно вы начали выступать на концертах в двух ипостасях – пианиста и дирижера. Чем вызвано такое решение для вас?– Я не считаю себя дирижером, но думаю, что игра с оркестром – это как камерная музыка в большом масштабе. И главный вопрос – почему квинтет играет без дирижера, а оркестр обязательно с дирижером. Это чисто творческий эксперимент. Концерты Бетховена, например, играются без дирижера, а можно ли пойти дальше, и играть так Шопена, Брамса, Стравинского, Чайковского? Мы с оркестром уже попробовали, и все получилось. Эксперимент показал, что возможно играть и без дирижера. Конечно, кому-то это нравится, кому-то нет. Но стало ясно, что без дирижера можно играть сложнейшие произведения, и мне, как музыканту, этот эксперимент очень интересен. Мне так удобнее играть и самое главное – получаешь огромное удовольствие от такого музицирования.– Вам такая форма исполнения, отсутствие посредника между вами и произведением дают большую свободу, возможность более точно и полно выразить свое понимание этой музыки?– Для меня при таком исполнении без дирижера гораздо быстрее происходит контакт, потому что внутри оркестра я лучше чувствую фактуру музыкальную. Оркестранты лучше слышат меня, а я их. И импровизация между нами происходит гораздо быстрее. – Пока вы выступали без дирижера только в России. А зарубежные концерты в таком формате запланированы?– Уже в следующем месяце буду выступать в Венгрии, где исполню концерты Брамса, Шостаковича и Прокофьева. Получил приглашение в Белград на декабрь, но пока программу не обсуждали.К сожалению, все это ограничено Восточной Европой, потому что на Западе очень консервативная система профсоюзов. И даже те оркестры, которые хотели меня пригласить, не смогли этого сделать. Профсоюзы не идут на такой эксперимент. Но я очень доволен, что в России я уже дал несколько концертов, и везде выступление прошло удачно. Самый сложный из концертов – Стравинский для духовых и фортепиано. Очень сложная партитура с постоянной сменой ритмов. Это максимальная сложность, но мы взяли и эту высоту. В целом большинству музыкантов этот формат по душе.– Кто из композиторов – постоянный участник ваших программ, а кого вы, может быть, открыли для себя недавно?– Недавно я влюбился в музыку Скрябина, безумно нравится, и я много буду исполнять его сочинений. А что касается моих постоянных авторов, то это в основном классика: Чайковский, Рахманинов, Лист, Дебюсси, Сен-Санс. Сначала должна быть любовь к произведению. Я по молодости играл много заказных вещей, которые мне даже и не нравились. А сейчас я могу себе позволить играть только то, что мне нравится, и я вам скажу – это большое счастье.– Вас называют последователем великой русской фортепианной школы. Вы закончили Московскую консерваторию. Но почти с самого начала вашей карьеры долго работали за рубежом. По вашим ощущениям, сохраняется ли на западе авторитет русской школы сегодня?– Высочайший авторитет русской исполнительской школы безусловно существует в мире, и бесчисленное количество гениальных музыкантов исповедуют именно эту школу. Русская школа живет и, даст бог, долго еще будет жить.– Существует ли разница между европейской и русской школами? Как вы это ощущаете?– Такая же разница, как и в русской музыке, которая очень красивая, очень эмоциональная, очень душевная. Вот эти черты присущи русской школе, главные требования которой – совершенная техника, красивый звук и эмоциональность. Последнее как раз не обязательно на Западе. Там есть изыск, красота, но никогда исполнение не достигает такой эмоциональной силы. Там другая эстетика, я не говорю, что это хуже или лучше, но она – другая.– Если позволите спросить, почему, более 20 лет прожив в Лондоне и Брюсселе, вы несколько лет назад решили вернуться домой? Возможно, в Европе изменилась атмосфера, отношение к русским исполнителям?– Нет. У меня изменились взгляды на жизнь. И в какой момент я понял, что хочу жить в России, мне здесь интереснее и лучше. Мой переезд связан с какими-то моими личными предпочтениями.– Какой вы нашли Москву после возвращения? Вам нравится сегодняшняя столица России?– Центр восхитительный, но то, чем мы сейчас занимаемся, наш проект "Артгородок" как раз нацелен на то, чтобы не только исторический центр, который уже не выдерживает такого напора, но и окраины были красивыми, привлекательными, и чтобы там были концертные и театральные залы, чтобы новостройки были насыщенными культурой. Чтобы театр, например, "Мастерская Фоменко" мог выехать туда на неделю играть спектакли. Если бы нам удалось это сделать! Нужно что-то новое, нельзя останавливаться. – Несколько слов о ваших ближайших планах, где и когда вас смогут услышать ваши многочисленные поклонники?– Сейчас я более всего занят концертами в России. Я прекращаю играть с дирижерами и уже не вернусь к старому способу музицирования. Ближайший концерт состоится 26 марта в Большом зале Московской консерватории. В программе – Скрябин, Чайковский, Рахманинов.
https://ria.ru/20190319/1551912653.html
https://ria.ru/20190319/1551911501.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155191/59/1551915953_74:0:2805:2048_1920x0_80_0_0_403fbd65195afe2b661053b2e7980fe2.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью - авторы, борис березовский
Интервью - Авторы, Борис Березовский
Пианист-виртуоз с мировым именем Борис Березовский накануне открытия своего нового проекта "Артгородок" рассказал РИА Новости о новом музыкальном эксперименте, о том, почему он решил выступать с оркестром без дирижера, об особенностях русской фортепианной школы и ее непреходящем авторитете в мире, о своих предпочтениях в музыке и ближайших планах. Беседовала Наталия Курова.
– Борис Вадимович, при вашей всемирной известности, востребованности и плотном графике выступлений в России и за рубежом, вы постоянно в поиске новых форм общения со зрителем. И, как я заметила, ваше особое внимание занимает прежде всего театр. Это вызвано любовью к сценическому искусству и людям театра или стремлением расширить свою аудиторию как исполнитель?
– Сразу скажу, у меня никогда не было романов с актрисами. Просто, я действительно обожаю театр. Я считаю, что в Москве в этом отношении просто рай, здесь очень много интересного происходит. Здорово, что есть такая возможность ходить и смотреть…
– Вы начинали давать концерты в "Мастерской Петра Фоменко", и у вас есть какие-то интересные планы совместной работы с театром Коляды.
– Недавно я был в Екатеринбурге, где познакомился с Николаем Колядой, побывал в его театре. У нас возникла идея создать постановку, основанную на записных книжках настоящего гения, уникального человека Венедикта Ерофеева. Из книжек, которые еще даже и не опубликованы: два тома уже издано, а еще два пока не расшифрованы и не изданы.
Ерофеев очень любил музыку, и в его книжках много наблюдений и записей о музыке. Но нам нужен талантливый сценарист, чтобы все это – музыку и его записи – соединить воедино. Это очень трудная задача и пока нам найти такого профессионала не удается.
– Ну, а теперь к главному, что сейчас вызывает ваше особое волнение – к презентации проекта "Артгородок". Как вам пришла в голову идея открыть в театре Et Cetera "Город Калягинск"? Кто будет там "жить"? Какие улицы и переулки в нем будут?
– Первой в нашем воображаемом городе будет "улица Березовского", потому что мы – зачинатели этого проекта, а потом, надеюсь, появятся не только улицы, но и площади, и проспекты… 21 марта в театре Et Cetera состоится открытие нашего проекта "Артгородок". В этот день мы будем отмечать День рождения Мечты. Это такая специфическая мечта о том, какими нам, артистам, хотелось бы видеть будущие города России.
К сожалению, пока нет такого видения и масштаба, который бы соответствовал нашей стране. В фойе театра будет открыта выставка работ архитектурного бюро, где родился замечательный проект микрорайона. Это один из вариантов архитектурного видения. Нам бы хотелось, чтобы их было много, чтобы это выросло во всероссийский конкурс работ.
Речь идет, прежде всего, о том, чтобы у нас в стране к строительству микрорайонов относились творчески, чтобы у каждого было свое неповторимое лицо, чтобы они были оригинальными, красивыми, но и функциональными. Нам хотелось, чтобы новостройки были особенные для средней полосы, совершенно другие – для Питера, а для Дальнего Востока – какие-то невероятные, космические. Это, как мне кажется, очень красивая мечта.
– У вас в проекте соединились театр, музыка и архитектура, которая, как известно, и есть застывшая музыка. Кто присоединился к вам и примет участие в открытии?
– Это абсолютно артистическая история, и нам бы хотелось, чтобы как можно больше творческих людей увлеклись этой идеей. Мы назвали "Город Калягинск", потому что Александр Александрович Калягин как никто другой очень хорошо отнесся к нашей затее и с радостью принял нас в своем театре. Это будет такой непрекращающийся творческий процесс. Воображение у артистов богатое, поэтому тут нет никаких пределов.
На открытии будут выступать мои друзья, коллеги и единомышленники: ансамбль "Сирин" – один из лучших ансамблей духовной музыки. Замечательный певец Александр Гордон, о котором мало кто знает. Он может петь целыми ночами, у него огромный репертуар, и главная проблема для нас, чтобы он во время остановился, поскольку это формат концерта. Будет читать стихи поэт Влад Маленко. Обещал присоединиться Стас Намин. Активно воспринял и поддержал нашу идею Юрий Башмет и обещал быть. Но тут гарантировать ничего не могу, поскольку Юрий Абрамович – человек очень артистический, за что мы его и любим, и планы могут измениться. Конечно, хотелось, чтобы было больше артистов, больше концертов, больше интереса к этой истории, и тогда, может быть, что-то и случится.
– Какую программу представит в этот вечер сам пианист Борис Березовский?
– Поскольку это День рождения Мечты, то у нас будет все сказочное. Вначале "Мечты" Скрябина, Рахманинова, Шумана, затем Лист – "Грезы любви", "Сказки" Метнера, Мендельсон-Рахманинов ("Сон в летнюю ночь") – все очень легкое, сказочное, космическое…
– А на этот концерт театр будет продавать билеты? Или в основном придут приглашенные гости?
– 21 марта – это наш пробный шар, поэтому в основном будут в этот день приглашенные. Но если такой формат станет популярным, и возникнет интерес к таким вечерам, то, конечно, будут продавать билеты. А пока мы все это делаем бесплатно.
– Многие музыканты вашего уровня предпочитают работать на своем инструменте или на проверенном, от знаменитой фирмы. Не уверена, что в драматических театрах есть подобные инструменты. Как вы решили этот вопрос?
– Во-первых, в театре Et Cetera очень приличный инструмент. Но все-таки для такого важного вечера-открытия я попросил своих друзей из фирмы Yamaha привезти на один день фортепиано. А что касается драмтеатров, то, например, в "Мастерской Фоменко" два великолепных "Стейнвея".
– Среди многочисленных хвалебных эпитетов, которыми вас награждает мировая пресса, критики и зрители, одно особенно заметно – экспериментатор, что подтверждается вашими новыми проектами и начинаниями. И вот недавно вы начали выступать на концертах в двух ипостасях – пианиста и дирижера. Чем вызвано такое решение для вас?
– Я не считаю себя дирижером, но думаю, что игра с оркестром – это как камерная музыка в большом масштабе. И главный вопрос – почему квинтет играет без дирижера, а оркестр обязательно с дирижером. Это чисто творческий эксперимент. Концерты Бетховена, например, играются без дирижера, а можно ли пойти дальше, и играть так Шопена, Брамса, Стравинского, Чайковского? Мы с оркестром уже попробовали, и все получилось. Эксперимент показал, что возможно играть и без дирижера. Конечно, кому-то это нравится, кому-то нет. Но стало ясно, что без дирижера можно играть сложнейшие произведения, и мне, как музыканту, этот эксперимент очень интересен. Мне так удобнее играть и самое главное – получаешь огромное удовольствие от такого музицирования.
– Вам такая форма исполнения, отсутствие посредника между вами и произведением дают большую свободу, возможность более точно и полно выразить свое понимание этой музыки?
– Для меня при таком исполнении без дирижера гораздо быстрее происходит контакт, потому что внутри оркестра я лучше чувствую фактуру музыкальную. Оркестранты лучше слышат меня, а я их. И импровизация между нами происходит гораздо быстрее.
– Пока вы выступали без дирижера только в России. А зарубежные концерты в таком формате запланированы?
– Уже в следующем месяце буду выступать в Венгрии, где исполню концерты Брамса, Шостаковича и Прокофьева. Получил приглашение в Белград на декабрь, но пока программу не обсуждали.
К сожалению, все это ограничено Восточной Европой, потому что на Западе очень консервативная система профсоюзов. И даже те оркестры, которые хотели меня пригласить, не смогли этого сделать. Профсоюзы не идут на такой эксперимент.
Но я очень доволен, что в России я уже дал несколько концертов, и везде выступление прошло удачно. Самый сложный из концертов – Стравинский для духовых и фортепиано. Очень сложная партитура с постоянной сменой ритмов. Это максимальная сложность, но мы взяли и эту высоту. В целом большинству музыкантов этот формат по душе.
– Кто из композиторов – постоянный участник ваших программ, а кого вы, может быть, открыли для себя недавно?
– Недавно я влюбился в музыку Скрябина, безумно нравится, и я много буду исполнять его сочинений. А что касается моих постоянных авторов, то это в основном классика: Чайковский, Рахманинов, Лист, Дебюсси, Сен-Санс. Сначала должна быть любовь к произведению. Я по молодости играл много заказных вещей, которые мне даже и не нравились. А сейчас я могу себе позволить играть только то, что мне нравится, и я вам скажу – это большое счастье.
– Вас называют последователем великой русской фортепианной школы. Вы закончили Московскую консерваторию. Но почти с самого начала вашей карьеры долго работали за рубежом. По вашим ощущениям, сохраняется ли на западе авторитет русской школы сегодня?
– Высочайший авторитет русской исполнительской школы безусловно существует в мире, и бесчисленное количество гениальных музыкантов исповедуют именно эту школу. Русская школа живет и, даст бог, долго еще будет жить.
– Существует ли разница между европейской и русской школами? Как вы это ощущаете?
– Такая же разница, как и в русской музыке, которая очень красивая, очень эмоциональная, очень душевная. Вот эти черты присущи русской школе, главные требования которой – совершенная техника, красивый звук и эмоциональность. Последнее как раз не обязательно на Западе. Там есть изыск, красота, но никогда исполнение не достигает такой эмоциональной силы. Там другая эстетика, я не говорю, что это хуже или лучше, но она – другая.
– Если позволите спросить, почему, более 20 лет прожив в Лондоне и Брюсселе, вы несколько лет назад решили вернуться домой? Возможно, в Европе изменилась атмосфера, отношение к русским исполнителям?
– Нет. У меня изменились взгляды на жизнь. И в какой момент я понял, что хочу жить в России, мне здесь интереснее и лучше. Мой переезд связан с какими-то моими личными предпочтениями.
– Какой вы нашли Москву после возвращения? Вам нравится сегодняшняя столица России?
– Центр восхитительный, но то, чем мы сейчас занимаемся, наш проект "Артгородок" как раз нацелен на то, чтобы не только исторический центр, который уже не выдерживает такого напора, но и окраины были красивыми, привлекательными, и чтобы там были концертные и театральные залы, чтобы новостройки были насыщенными культурой. Чтобы театр, например, "Мастерская Фоменко" мог выехать туда на неделю играть спектакли. Если бы нам удалось это сделать! Нужно что-то новое, нельзя останавливаться.
– Несколько слов о ваших ближайших планах, где и когда вас смогут услышать ваши многочисленные поклонники?
– Сейчас я более всего занят концертами в России. Я прекращаю играть с дирижерами и уже не вернусь к старому способу музицирования. Ближайший концерт состоится 26 марта в Большом зале Московской консерватории. В программе – Скрябин, Чайковский, Рахманинов.