Рейтинг@Mail.ru
Старообрядческий портал заявил, что "матерью городов русских" был не Киев - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Старообрядческий портал заявил, что "матерью городов русских" был не Киев

© РИА Новости / Стрингер | Перейти в медиабанкКиево-Печерская Лавра в Киеве
Киево-Печерская Лавра в Киеве
Киево-Печерская Лавра в Киеве. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 13 мар – РИА Новости. Старообрядческий портал "Русская вера" объявил, что начинает первую публикацию "Русского летописца" — рукописи, которую старообрядцы считают "первоисточником" знаменитой "Повести временных лет", опровергающим общепринятое мнение о Киеве как о "матери городов русских". При этом опрошенные РИА Новости историки скептически отнеслись к находке, отметив, что по летописям уже проводились фундаментальные исследования.

Сенсационная версия

Как сообщает портал, "Русский летописец" обнаружили в собрании старинных книг и рукописей любителя древностей, мецената Вадима Якунина. До этого рукопись принадлежала семье староверов Севастьяновых, а еще раньше — епископу Астраханскому и Ставропольскому Мефодию. Исследователи из среды старообрядцев говорят, что в XVII веке манускрипт был в широком употреблении, повествование в нем доведено до 1649 года и у него несколько авторов.
"Сравнение "Русского летописца" с "Повестью временных лет" не оставляет никаких сомнений в том, что автор ПВЛ, описывая начало русской истории, имел перед собой "Русский летописец" и целенаправленно редактировал его, выбрасывая одни части и вставляя другие, с четко поставленной целью: представить Киев "матерью городов русских", колыбелью русской государственности. Хотя в его первоисточнике — "Русском летописце" — картина древнейшей русской истории была совсем другой", — говорится в анонсе публикации летописи.
Ученики на торжественной линейке, посвященной Дню знаний, в Киеве. Архивное фото
На Украине перепишут учебники по истории
"Повесть временных лет", автором которой считается Нестор-летописец — наиболее ранний из сохранившихся летописных сводов, ученые датируют его началом XII века. Однако старообрядцы полагают, что ПВЛ составили лишь в XVII веке путем целенаправленного редактирования именно "Летописца", который, в свою очередь, "в какой-то исторический момент времени специально был забыт". Как отмечается на портале, в "Повести временных лет" опущены почти все события русской истории до завоевания Киева князем Олегом, сведены к минимуму описания докиевского, новгородского периода.
"Повесть временных лет" писалась в Киеве, историков интересовала только киевская парадигма, киевоцентризм… Но базировалась она как раз на "Русском летописце", который отображает более широкую историю Руси", — сказал РИА Новости один из сторонников новой версии, исполнительный директор фонда Григория Богослова Леонид Севастьянов.
По его словам, "Русский летописец" не просто рассказывает о крещении Руси апостолом Андреем (чем ограничивается "Повесть временных лет"), но и сообщает о первых епископах, которых он рукоположил. Согласно новому источнику, Москву еще в IX веке основал князь Олег, а древняя Русь формировалась не вокруг Киева, а вокруг Суздаля, Ростова и Великого Новгорода. Киев же появляется лишь в середине летописи как город, завоеванный новгородско-ростовскими князьями уже после основания Москвы и присоединенный к их огромному государству, охватившему к тому времени и Западную Сибирь.
© Фото : предоставлено исполнительным директором Фонда Григория Богослова Леонидом Севастьяновым Фрагмент "Русского летописца"
Фрагмент Русского летописца
Фрагмент "Русского летописца"

Критический традиционный взгляд

Кандидат исторических наук, доктор церковной истории профессор Владислав Петрушко полагает, что к публикациям о "Русском летописце" следует относиться осторожно. По его словам, речь идет о "сенсации, раздутой на пустом месте". "Есть фундаментальные работы, начиная с Шахматова, которые более чем наглядно показывают генезис русских летописей. И "Повесть временных лет", составленная на основе начального свода, как и первая Новгородская летопись, — это все-таки древнейшие летописные своды. Это совершенно неоспоримо", — сказал он РИА Новости.
Что касается основания Москвы "уже в IX веке", то, заметил ученый, "можно и какую-то стоянку первобытных людей считать началом Москвы, тем более что таковых несколько обнаружено".
"То, что до Юрия Долгорукого было какое-то поселение, это очевидно. И во времена самого Юрия это был крохотный городок — это и археологические данные показывают, и летописные свидетельства коррелируют с ними. Но это, конечно, невозможно сопоставить ни с Киевом, ни с Новгородом. Хотя, безусловно, Москва появилась раньше, чем в середине XII века", — сказал Петрушко, добавив, что легенды насчет князя Олега как основателя Москвы ничем основательно не подтверждаются.
Самое главное, отметил он, что и сама ПВЛ говорит о Киеве как о "матери городов русских" не в смысле его первоначала, а в смысле главенства. И она же, подчеркнул историк, свидетельствует о том, что русская государственность как таковая началась в Новгороде — и в этой земле "начало, первооснова".
"Если мы говорим о Рюрике и его потомстве, многие считают, что это во многом условные персонажи. <…> Но то, что перемещение этого варяга, скандинавского элемента, который участвовал в русской государственности, из Новгорода в Киев имело место, это очевидно, потому что из славянского и из варяжского компонента эта государственность формировалась. Новгород, конечно, не меньший, чем Киев, источник государственности, а по времени — так и более древний, наверное", — заключил собеседник агентства.
Владимир Вятрович. Архивное фото
На Украине вновь обвинили Россию в попытке "приватизировать" историю

Зачем переставлять акценты

Известный российский историк и телеведущий, автор цикла телепрограмм "Кто мы?" Феликс Разумовский обратил внимание на время, когда появились сообщения о "Русском летописце".
"В известной политической обстановке это сильно смахивает на фальшивку. Я понимаю, что сейчас кому-то хочется как-то переставить акценты, но это сильно напоминает политическое предприятие. Вся конструкция древнерусской культуры все-таки в значительной степени опирается на Киев, на киевскую традицию. Ничего в этом страшного нет: русскую историю это не умаляет, не делает ее ущербной в контексте современных событий. В русской культуре есть и останутся три великие столицы — Киев, Москва и Санкт-Петербург. При всем громадном значении Новгорода, Владимира-Суздаля я не вижу сейчас оснований для того, чтобы так спешно что-то пересматривать", — сказал он РИА Новости.
Разумовский добавил, что под именем "Русский летописец" ранее фигурировали сборники извлечений из отечественных летописей. В целом, заметил историк, со всеми новыми данными нужно разбираться, надо их изучать, однако каких-то "глобальных историософских выводов" пока делать не следует.
"Возникает желание нашу историю поделить — я думаю, не стоит этого делать", — добавил эксперт.
В энциклопедии "Русская цивилизация" (2000 год, составитель Олег Платонов) есть упоминание о "Великом Русском летописце" как о несохранившейся русской летописи XIV века, ссылка на которую имелась в Троицкой летописи за 1392 год и известна по выписке Карамзина. Текст Летописца использовался в Троицкой и Симеоновской летописях, Владимирском летописце и некоторых других письменных памятниках. Летописец представлял собой московскую великокняжескую летопись, доведенную, по данным энциклопедии, до 1389 года. В справочной статье также отмечается, что "редакторы Летописца возвеличивали представителей московского княжеского дома, подчеркивая их права на великое княжение Владимирское".
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала