https://ria.ru/20190311/1551670791.html
"В мясе ничего плохого нет". Когда и для чего установили Великий пост
"В мясе ничего плохого нет". Когда и для чего установили Великий пост - РИА Новости, 15.03.2021
"В мясе ничего плохого нет". Когда и для чего установили Великий пост
Православные христиане вступают в Великий пост — самый строгий в году. И самый древний. О том, когда у верующих появились периоды особого воздержания от пищи и... РИА Новости, 15.03.2021
2019-03-11T08:00
2019-03-11T08:00
2021-03-15T14:17
религия
русская православная церковь
великий пост. 2009
православие
аналитика - религия и мировоззрение
религия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/92747/34/927473489_0:155:3005:1845_1920x0_80_0_0_09843f0bc15de8c1eaa69ffccd4a6672.jpg
МОСКВА, 11 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане вступают в Великий пост — самый строгий в году. И самый древний. О том, когда у верующих появились периоды особого воздержания от пищи и развлечений и для чего они им нужны, — в материале РИА Новости.Великий спорКак ни странно, Иисус Христос, о чем известно из Евангелия, не велел ученикам поститься. За что его критиковали фарисеи, которые, как и ученики Иоанна Крестителя, строго соблюдали посты, предписанные иудейским Законом."И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни", — приводит слова Христа евангелист Матфей.Но именно то обстоятельство, что речь явно шла об иудейских постах, уже в середине I века нашей эры приведет к большому спору в христианской общине. Зачинщиками полемики выступили апостолы Павел и Петр. Один вместе с последователями считал, что нужно соблюдать Закон, данный Моисею, в частности и в отношении еды, деля ее на кошерную и некошерную. Другой объяснял, что как раз христианам можно употреблять в пищу все. В истории христианства этот эпизод считается одним из ключевых — именно он побудил последователей Христа окончательно отделиться от иудейской общины."Сама идея поста стала гораздо глубже, чем просто исполнение предписаний иудейского Закона. Христиане придали ему новый смысл. Наш пост — это подготовка к Страстям Христовым, к Пасхе, то есть встрече с Христом", — объясняет профессор богословия ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский.В итоге все посты у ранних христиан, как считают историки, свелись к Великому, приуроченному к празднику Пасхи, первому и главному с возникновения христианства.Но тут в христианской общине разгорелся еще один спор: сколько должен длиться пост? В 190 году мученик Ириней Лионский в письме папе римскому жаловался: "некоторые (общины. — Прим. ред.) полагают, что пост нужно держать за час до начала Пасхи", некоторые — за день, а кто-то — за 40 часов. Были и такие, кто, буквально толкуя те самые слова Христа про жениха, постился в сам день Пасхи."Трудно определенно утверждать, каким был пост в первые века христианства. Слишком мало достоверных источников", — отмечает отец Павел Хондзинский.Историки спорят, что представлял собой сорокачасовой Великий пост. Было ли это полное воздержание от еды и питья (как принято сейчас за несколько часов до причащения), либо ограничения касались какой-то определенной пищи.Как у монаховВ относительно знакомом нам виде Великий пост оформился в IV веке, когда его стали соблюдать сорок дней. Почему именно сорок? Доподлинно неизвестно."Это традиционное число. Сорок лет иудеи ходили по пустыне, прежде чем пришли в Землю Обетованную. Сорок дней, по Ветхому завету, длилось ритуальное очищение от скверны. Сорок дней Спаситель постился в пустыне и так далее", — говорит Хондзинский.Есть мнение, что такую продолжительность поста Церковь установила под влиянием быстро растущего монашества. Однако, по мнению богослова, эта точка зрения недостаточно обоснована."Монашество активно формируется в IV-V веках, не раньше. Думаю, это параллельный процесс как минимум. Такие вещи не происходят по предписанию. Для становления традиции требуется время", — считает отец Павел.Так или иначе, характерная для монахов аскеза, полное воздержание от каких-либо удовольствий — главное в Великий пост. Отсюда и убеждение, что в это время нужно жить буквально по-монашески."Играть на повышение"Однако священники призывают не впадать в крайности. "Религиозная жизнь — не только христианская — без посильной аскезы вообще не мыслится. Потому что через некоторую жертву и преодоление строится духовная жизнь и сама личность. Первой аскезой была просьба Бога, чтобы Адам и Ева не вкушали плоды Древа Познания. И на этом основано любое общество. Я, может, как большой орангутанг, хочу любую самку, но моя аскеза состоит в том, что я люблю одну женщину — свою жену", — говорит известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.Главное, объясняет он, понимать, что любое воздержание и любая попытка серьезно воздействовать на собственную человеческую природу — "это обоюдоострый меч, то есть может принести как пользу, так и вред". Все решается индивидуально — чем питаться и как проводить досуг."Чем досуг более возвышен, тем лучше. А что у кого считается возвышенным — это очень по-разному, единых рекомендаций не существует. Известно, например, что в дореволюционной России на время Великого поста закрывались театры. Но тот же праведный Иоанн Кронштадтский говорил: театр — это добро для тех, кто обычно выбирает злое". То есть театр способен указать на высшие смыслы тем, кто о таких вещах обычно не думает. А для человека, который об этом и так размышляет, театр будет "игрой на понижение". А лучше всегда — хоть немножко — играть на повышение", — советует отец Максим.В целом великопостное время, вопреки распространенному мнению, вовсе не рассматривается как исключительный период отказа от всего плохого — "ведь христианин должен избегать этого всегда". Наоборот, это время отказа от того, "что не является плохим само по себе"."В том , чтобы есть мясо, нет ничего плохого. Но в пост мы от него отказываемся, чтобы снизить зависимость от еды", — подчеркивает протоиерей."Современный человек в пост должен пытаться избавиться от своих типичных зависимостей. Если ты подсел на сериалы, компьютерные игры или еще что-то — самое время проверить, насколько сильно ты от этого зависим. И если у тебя начинается настоящая ломка от того, что ты не поиграл сегодня в "танчики", значит, в пост нужно отказаться от этого. Либо хотя бы попытаться резко сократить время сидения за компьютером. Тут главное — правильная цель", — заключает священник.
https://ria.ru/20190310/1551657019.html
https://ria.ru/20180722/1525069851.html
https://ria.ru/20180219/1514759685.html
https://ria.ru/20180225/1515166639.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/92747/34/927473489_169:0:2836:2000_1920x0_80_0_0_c20744db2082ebe83d80093ebf3e552f.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
русская православная церковь, великий пост. 2009, православие, аналитика - религия и мировоззрение, религия
Религия, Русская православная церковь, Великий пост. 2009, Православие, Аналитика - Религия и мировоззрение, Религия
МОСКВА, 11 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане вступают в Великий пост — самый строгий в году. И самый древний. О том, когда у верующих появились периоды особого воздержания от пищи и развлечений и для чего они им нужны, — в материале РИА Новости.
Как ни странно, Иисус Христос, о чем известно из Евангелия, не велел ученикам поститься. За что его критиковали фарисеи, которые, как и ученики Иоанна Крестителя, строго соблюдали посты, предписанные иудейским Законом.
"И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни", — приводит слова Христа евангелист Матфей.
Но именно то обстоятельство, что речь явно шла об иудейских постах, уже в середине I века нашей эры приведет к большому спору в христианской общине. Зачинщиками полемики выступили апостолы Павел и Петр. Один вместе с последователями считал, что нужно соблюдать Закон, данный Моисею, в частности и в отношении еды, деля ее на кошерную и некошерную. Другой объяснял, что как раз христианам можно употреблять в пищу все. В истории христианства этот эпизод считается одним из ключевых — именно он побудил последователей Христа окончательно отделиться от иудейской общины.
«
"Сама идея поста стала гораздо глубже, чем просто исполнение предписаний иудейского Закона. Христиане придали ему новый смысл. Наш пост — это подготовка к Страстям Христовым, к Пасхе, то есть встрече с Христом", — объясняет профессор богословия ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский.
В итоге все посты у ранних христиан, как считают историки, свелись к Великому, приуроченному к празднику Пасхи, первому и главному с возникновения христианства.
Но тут в христианской общине разгорелся еще один спор: сколько должен длиться пост? В 190 году мученик Ириней Лионский в письме папе римскому жаловался: "некоторые (общины. — Прим. ред.) полагают, что пост нужно держать за час до начала Пасхи", некоторые — за день, а кто-то — за 40 часов. Были и такие, кто, буквально толкуя те самые слова Христа про жениха, постился в сам день Пасхи.
"Трудно определенно утверждать, каким был пост в первые века христианства. Слишком мало достоверных источников", — отмечает отец Павел Хондзинский.
Историки спорят, что представлял собой сорокачасовой Великий пост. Было ли это полное воздержание от еды и питья (как принято сейчас за несколько часов до причащения), либо ограничения касались какой-то определенной пищи.
В относительно знакомом нам виде Великий пост оформился в IV веке, когда его стали соблюдать сорок дней. Почему именно сорок? Доподлинно неизвестно.
«
"Это традиционное число. Сорок лет иудеи ходили по пустыне, прежде чем пришли в Землю Обетованную. Сорок дней, по Ветхому завету, длилось ритуальное очищение от скверны. Сорок дней Спаситель постился в пустыне и так далее", — говорит Хондзинский.
Есть мнение, что такую продолжительность поста Церковь установила под влиянием быстро растущего монашества. Однако, по мнению богослова, эта точка зрения недостаточно обоснована.
"Монашество активно формируется в IV-V веках, не раньше. Думаю, это параллельный процесс как минимум. Такие вещи не происходят по предписанию. Для становления традиции требуется время", — считает отец Павел.
Так или иначе, характерная для монахов аскеза, полное воздержание от каких-либо удовольствий — главное в Великий пост. Отсюда и убеждение, что в это время нужно жить буквально по-монашески.
Однако священники призывают не впадать в крайности. "Религиозная жизнь — не только христианская — без посильной аскезы вообще не мыслится. Потому что через некоторую жертву и преодоление строится духовная жизнь и сама личность. Первой аскезой была просьба Бога, чтобы Адам и Ева не вкушали плоды Древа Познания. И на этом основано любое общество. Я, может, как большой орангутанг, хочу любую самку, но моя аскеза состоит в том, что я люблю одну женщину — свою жену", — говорит известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.
Главное, объясняет он, понимать, что любое воздержание и любая попытка серьезно воздействовать на собственную человеческую природу — "это обоюдоострый меч, то есть может принести как пользу, так и вред". Все решается индивидуально — чем питаться и как проводить досуг.
"Чем досуг более возвышен, тем лучше. А что у кого считается возвышенным — это очень по-разному, единых рекомендаций не существует. Известно, например, что в дореволюционной России на время Великого поста закрывались театры. Но тот же праведный Иоанн Кронштадтский говорил: театр — это добро для тех, кто обычно выбирает злое". То есть театр способен указать на высшие смыслы тем, кто о таких вещах обычно не думает. А для человека, который об этом и так размышляет, театр будет "игрой на понижение". А лучше всегда — хоть немножко — играть на повышение", — советует отец Максим.
В целом великопостное время, вопреки распространенному мнению, вовсе не рассматривается как исключительный период отказа от всего плохого — "ведь христианин должен избегать этого всегда". Наоборот, это время отказа от того, "что не является плохим само по себе".
«
"В том , чтобы есть мясо, нет ничего плохого. Но в пост мы от него отказываемся, чтобы снизить зависимость от еды", — подчеркивает протоиерей.
"Современный человек в пост должен пытаться избавиться от своих типичных зависимостей. Если ты подсел на сериалы, компьютерные игры или еще что-то — самое время проверить, насколько сильно ты от этого зависим. И если у тебя начинается настоящая ломка от того, что ты не поиграл сегодня в "танчики", значит, в пост нужно отказаться от этого. Либо хотя бы попытаться резко сократить время сидения за компьютером. Тут главное — правильная цель", — заключает священник.