Рейтинг@Mail.ru
"Надо спасать": кому достанется русский экзархат в Европе - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

"Надо спасать": кому достанется русский экзархат в Европе

Читать ria.ru в
МОСКВА, 23 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Русские священники и миряне в Западной Европе на специальной Генассамблее 23 февраля в Париже решат, как жить дальше после их "упразднения" Константинопольским патриархатом. Перед каким выбором стоят сегодня более ста приходов и десятки тысяч верующих упраздненного Русского экзархата и какой вариант развития события наиболее вероятен, разбирался корреспондент РИА Новости.
Когда настоятель русского прихода в итальянском Сан-Ремо священник Дионисий Байков получил в январе ультиматум Константинопольского патриархата, он крепко задумался. Представитель Константинополя митрополит Италийский Геннадий Зервос требовал от него передать митрополии собственность русского прихода.

"Надо спасать храм"

Православный храм Христа Спасителя построили здесь в начале ХХ века и по уставу, юридически заверенному итальянскими властями в 1960 году, он — собственность прихода. А сам приход до сих пор подчинялся Константинополю напрямую, в составе его Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (в статусе экзархата), внезапно упраздненной Константинопольским синодом в ноябре 2018-го.
Священники в Духовно-образовательном центре имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии в Эпине-Су-Сенар под Парижем
Распущенный русский экзархат отказался подчиняться европейским архиереям
Теперь отец Дионисий опасался, что митрополит заменит его новым настоятелем без согласия прихожан. А если те заартачатся, то просто с помощью полиции выгонит их из храма.
"Нам надо было спасать храм", — говорит он.
И тогда настоятель собрал приходское собрание, которое решило перейти в другую юрисдикцию. А греческий митрополит, узнав об этом, запретил его в служении. Хотя и не имел на это никакого права, поскольку подчиняется священник только своему архиерею — архиепископу Хариопольскому Иоанну (Реннето), управлявшему Русским экзархатом.
Приход обратился в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ) — и епископ Западно-Европейский Ириней выполнил его просьбу о присоединении. А РПЦЗ воссоединилась с Русской православной церковью в Отечестве, с Московским патриархатом, еще в 2007 году.
«
"Мы могли обратиться в Болгарскую, Сербскую, Румынскую церкви. Но мы русские — и выбрали русскую церковь", — объясняет отец Дионисий.

Как выбрать свою Церковь

В Европе существует три русских церковных структуры: кроме РПЦЗ и упраздненного теперь Русского экзархата Константинопольского патриархата, есть еще Западно-Европейский экзархат Московского патриархата, непосредственно ему подчиняющийся. Почему верующие в Сан-Ремо выбрали именно РПЦЗ?
"Мы обсуждали этот вопрос. У нас в общине не только русские, но и христиане других национальностей хотят сохранить большую церковную свободу", — объясняет священник.
Первый зампред синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков. Архивное фото
В РПЦ дали совет прихожанам упраздненного "русского экзархата"
Теперь выбор предстоит сделать остальным русским приходам Европы. Вариантов у них четыре. Наименее вероятный выбор — остаться в подчинении у Константинополя и практически самоуничтожиться. Наиболее вероятный — перейти в РПЦЗ. Но остаются еще две альтернативы: либо перейти в прямое подчинение Московскому патриархату, либо же добиваться автокефалии (полной независимости от всех патриархатов).

Чтоб не пропасть поодиночке

По данным МИД России, сейчас за границей живут 30 миллионов русских — это третья по численности этническая диаспора в мире. И большинство из них исповедуют православие, хотя на практике и не очень религиозны. Всего же у Русской архиепископии около сотни приходов по всей Европе.
По словам отца Дионисия, конфликт между русскими и греческими приходами в Италии был всегда. Он и сам встретил сопротивление греческого епископа, когда создавал новые русские приходы на Адриатике.
Священник считает, что греки давно мечтают доминировать в православном мире. "Это их цель, они этого не скрывают и борются за это всеми способами", — утверждает он. И говорит, что самый оптимальный вариант для оставшихся русских приходов — войти в состав РПЦЗ. Или добровольно распустить архиепископию, чтобы каждый приход в отдельности сам решал свою судьбу.
Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х Язиджи. Архивное фото
Патриарх всего Востока предупредил об опасности, нависшей над православием
А по мнению протоиерея Владислава Цыпина, автора учебника по каноническому праву, наилучшим вариантом для Русской архиепископии был бы прямой переход в Московский патриархат или в РПЦЗ. Иначе, по отдельности, приходы окажутся в изоляции.
Правда, теоретически у русских приходов есть возможность попросить автокефалию у Московской патриархии, как в это сделала 1970-х годах Православная церковь в Америке. "Это представляется довольно трудной дорогой, но это лучше, чем подчиниться грекам", — считает отец Владислав.

Русские в Париже

Настоятель прихода преподобного Сергия Радонежского в Париже протоиерей Владислав Трембовельский объясняет, что однозначного ответа на вопрос, какой вариант больше всего отвечает интересам архиепископии, просто нет. Многое зависит от происхождения, языка и культуры конкретных прихожан.
"Одно можно сказать с уверенностью: всех нас связывает русская литургическая традиция, святоотеческое наследие, а также принципы церковной жизни и управления в соответствии с наследием Поместного собора 1917-1918 годов. Это, на мой взгляд, будет определяющим в выборе дальнейшего пути нашей епархии", — заявил Трембовельский в беседе с РИА Новости.
Свято-Троицкий собор в Сан-Франциско
"У Бога есть чувство юмора": почему американцы выбирают православие
По его словам, решение греческих церковных властей об упразднении экзархата русских приходов в Западной Европе входит в конфликт с французским законом о культовых организациях.
"Органом, принимающим решение об окончании существования ассоциации, согласно уставу нашей епархии (экзархат находился на правах епархии в составе Константинопольского патриархата. — Прим. ред.), является не священноначалие, а Генеральная ассамблея, на треть состоящая из клириков и на две трети из мирян. А для большинства клириков и мирян важно сохранить целостность нашей епархии", — объясняет отец Владислав.

Авторитет патриарха Варфоломея упал

Впрочем, большинство священников предпочитают пока на эту тему публично не высказываться. Многим из них даже запретили это делать. А кто-то просто не готов давать прогнозы.
Отказался давать комментарии и иеромонах Прохор (Спасский) из храма святого Пантелеймона в Брюсселе (Бельгия). "К сожалению, не могу вам дать ответ сейчас, так как никто не знает, что произойдет на заседании. Распространяются всякие слухи, но как священник я доверяю только фактам", — пояснил он.
Константинопольский патриарх Варфоломей и митрополит Епифаний
В Болгарии рассказали, как Варфоломей навязывает свою власть православным
"Любое высказывание в эти очень трудные для нас времена может быть истолковано неправильно и осложнить нашу и без того непростую ситуацию, — говорит настоятель храма святого Николая в Труа (Франция) протоиерей Андрей Кременцов. — Кстати, в нашем бывшем экзархате и все еще существующей архиепископии в Западной Европе не 65 приходов, как часто сообщают, а порядка 120".
Впрочем, отец Дионисий из Сан-Ремо все-таки прокомментировал расстановку сил на ассамблее. По его словам, никто серьезно не говорит о подчинении патриарху Варфоломею, потому что "его авторитет упал ниже всех пределов". Часть делегатов будут выступать за вхождение в Московскую патриархию, а часть — за РПЦЗ. Однако большинство хотело бы "оставаться независимыми и не входить ни в какую структуру". Условие, на котором они согласились бы войти в состав Московского патриархата, — получение "полной автономии, как у РПЦЗ". Но вряд ли Москва или РПЦЗ захотят создавать еще одну церковную структуру, полагает отец Дионисий.
"Мне кажется, лучше, если каждый приход сам будет решать свою судьбу", — заключил священник.
Седьмой Вселенский собор
Шестнадцать еретиков: за что судили Константинопольских патриархов
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала