https://ria.ru/20190223/1551273424.html
"Надо спасать": кому достанется русский экзархат в Европе
"Надо спасать": кому достанется русский экзархат в Европе - РИА Новости, 03.03.2020
"Надо спасать": кому достанется русский экзархат в Европе
Русские священники и миряне в Западной Европе на специальной Генассамблее 23 февраля в Париже решат, как жить дальше после их "упразднения" Константинопольским... РИА Новости, 03.03.2020
2019-02-23T08:00
2019-02-23T08:00
2020-03-03T13:40
религия
европа
константинопольский патриархат
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154927/59/1549275927_0:159:3077:1889_1920x0_80_0_0_7854c18d7e23bff993220c4003da910d.jpg
МОСКВА, 23 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Русские священники и миряне в Западной Европе на специальной Генассамблее 23 февраля в Париже решат, как жить дальше после их "упразднения" Константинопольским патриархатом. Перед каким выбором стоят сегодня более ста приходов и десятки тысяч верующих упраздненного Русского экзархата и какой вариант развития события наиболее вероятен, разбирался корреспондент РИА Новости. Когда настоятель русского прихода в итальянском Сан-Ремо священник Дионисий Байков получил в январе ультиматум Константинопольского патриархата, он крепко задумался. Представитель Константинополя митрополит Италийский Геннадий Зервос требовал от него передать митрополии собственность русского прихода."Надо спасать храм"Православный храм Христа Спасителя построили здесь в начале ХХ века и по уставу, юридически заверенному итальянскими властями в 1960 году, он — собственность прихода. А сам приход до сих пор подчинялся Константинополю напрямую, в составе его Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (в статусе экзархата), внезапно упраздненной Константинопольским синодом в ноябре 2018-го.Теперь отец Дионисий опасался, что митрополит заменит его новым настоятелем без согласия прихожан. А если те заартачатся, то просто с помощью полиции выгонит их из храма."Нам надо было спасать храм", — говорит он.И тогда настоятель собрал приходское собрание, которое решило перейти в другую юрисдикцию. А греческий митрополит, узнав об этом, запретил его в служении. Хотя и не имел на это никакого права, поскольку подчиняется священник только своему архиерею — архиепископу Хариопольскому Иоанну (Реннето), управлявшему Русским экзархатом.Приход обратился в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ) — и епископ Западно-Европейский Ириней выполнил его просьбу о присоединении. А РПЦЗ воссоединилась с Русской православной церковью в Отечестве, с Московским патриархатом, еще в 2007 году."Мы могли обратиться в Болгарскую, Сербскую, Румынскую церкви. Но мы русские — и выбрали русскую церковь", — объясняет отец Дионисий.Как выбрать свою ЦерковьВ Европе существует три русских церковных структуры: кроме РПЦЗ и упраздненного теперь Русского экзархата Константинопольского патриархата, есть еще Западно-Европейский экзархат Московского патриархата, непосредственно ему подчиняющийся. Почему верующие в Сан-Ремо выбрали именно РПЦЗ? "Мы обсуждали этот вопрос. У нас в общине не только русские, но и христиане других национальностей хотят сохранить большую церковную свободу", — объясняет священник.Теперь выбор предстоит сделать остальным русским приходам Европы. Вариантов у них четыре. Наименее вероятный выбор — остаться в подчинении у Константинополя и практически самоуничтожиться. Наиболее вероятный — перейти в РПЦЗ. Но остаются еще две альтернативы: либо перейти в прямое подчинение Московскому патриархату, либо же добиваться автокефалии (полной независимости от всех патриархатов). Чтоб не пропасть поодиночкеПо данным МИД России, сейчас за границей живут 30 миллионов русских — это третья по численности этническая диаспора в мире. И большинство из них исповедуют православие, хотя на практике и не очень религиозны. Всего же у Русской архиепископии около сотни приходов по всей Европе. По словам отца Дионисия, конфликт между русскими и греческими приходами в Италии был всегда. Он и сам встретил сопротивление греческого епископа, когда создавал новые русские приходы на Адриатике.Священник считает, что греки давно мечтают доминировать в православном мире. "Это их цель, они этого не скрывают и борются за это всеми способами", — утверждает он. И говорит, что самый оптимальный вариант для оставшихся русских приходов — войти в состав РПЦЗ. Или добровольно распустить архиепископию, чтобы каждый приход в отдельности сам решал свою судьбу.А по мнению протоиерея Владислава Цыпина, автора учебника по каноническому праву, наилучшим вариантом для Русской архиепископии был бы прямой переход в Московский патриархат или в РПЦЗ. Иначе, по отдельности, приходы окажутся в изоляции.Правда, теоретически у русских приходов есть возможность попросить автокефалию у Московской патриархии, как в это сделала 1970-х годах Православная церковь в Америке. "Это представляется довольно трудной дорогой, но это лучше, чем подчиниться грекам", — считает отец Владислав.Русские в ПарижеНастоятель прихода преподобного Сергия Радонежского в Париже протоиерей Владислав Трембовельский объясняет, что однозначного ответа на вопрос, какой вариант больше всего отвечает интересам архиепископии, просто нет. Многое зависит от происхождения, языка и культуры конкретных прихожан. "Одно можно сказать с уверенностью: всех нас связывает русская литургическая традиция, святоотеческое наследие, а также принципы церковной жизни и управления в соответствии с наследием Поместного собора 1917-1918 годов. Это, на мой взгляд, будет определяющим в выборе дальнейшего пути нашей епархии", — заявил Трембовельский в беседе с РИА Новости.По его словам, решение греческих церковных властей об упразднении экзархата русских приходов в Западной Европе входит в конфликт с французским законом о культовых организациях. "Органом, принимающим решение об окончании существования ассоциации, согласно уставу нашей епархии (экзархат находился на правах епархии в составе Константинопольского патриархата. — Прим. ред.), является не священноначалие, а Генеральная ассамблея, на треть состоящая из клириков и на две трети из мирян. А для большинства клириков и мирян важно сохранить целостность нашей епархии", — объясняет отец Владислав. Авторитет патриарха Варфоломея упалВпрочем, большинство священников предпочитают пока на эту тему публично не высказываться. Многим из них даже запретили это делать. А кто-то просто не готов давать прогнозы. Отказался давать комментарии и иеромонах Прохор (Спасский) из храма святого Пантелеймона в Брюсселе (Бельгия). "К сожалению, не могу вам дать ответ сейчас, так как никто не знает, что произойдет на заседании. Распространяются всякие слухи, но как священник я доверяю только фактам", — пояснил он."Любое высказывание в эти очень трудные для нас времена может быть истолковано неправильно и осложнить нашу и без того непростую ситуацию, — говорит настоятель храма святого Николая в Труа (Франция) протоиерей Андрей Кременцов. — Кстати, в нашем бывшем экзархате и все еще существующей архиепископии в Западной Европе не 65 приходов, как часто сообщают, а порядка 120".Впрочем, отец Дионисий из Сан-Ремо все-таки прокомментировал расстановку сил на ассамблее. По его словам, никто серьезно не говорит о подчинении патриарху Варфоломею, потому что "его авторитет упал ниже всех пределов". Часть делегатов будут выступать за вхождение в Московскую патриархию, а часть — за РПЦЗ. Однако большинство хотело бы "оставаться независимыми и не входить ни в какую структуру". Условие, на котором они согласились бы войти в состав Московского патриархата, — получение "полной автономии, как у РПЦЗ". Но вряд ли Москва или РПЦЗ захотят создавать еще одну церковную структуру, полагает отец Дионисий."Мне кажется, лучше, если каждый приход сам будет решать свою судьбу", — заключил священник.
https://ria.ru/20190118/1549591983.html
https://ria.ru/20181203/1540059589.html
https://ria.ru/20181019/1531089045.html
https://ria.ru/20180630/1523688580.html
https://ria.ru/20190212/1550743101.html
https://ria.ru/20190116/1549399571.html
европа
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154927/59/1549275927_173:0:2902:2047_1920x0_80_0_0_0e2395c686d6b2c64338186c1cc1c751.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
европа, константинопольский патриархат, россия
Религия, Европа, Константинопольский патриархат, Россия
МОСКВА, 23 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Русские священники и миряне в Западной Европе на специальной Генассамблее 23 февраля в Париже решат, как жить дальше после их "упразднения" Константинопольским патриархатом. Перед каким выбором стоят сегодня более ста приходов и десятки тысяч верующих упраздненного Русского экзархата и какой вариант развития события наиболее вероятен, разбирался корреспондент РИА Новости.
Когда настоятель русского прихода в итальянском Сан-Ремо священник Дионисий Байков получил в январе ультиматум Константинопольского патриархата, он крепко задумался. Представитель Константинополя митрополит Италийский Геннадий Зервос требовал от него передать митрополии собственность русского прихода.
Православный храм Христа Спасителя построили здесь в начале ХХ века и по уставу, юридически заверенному итальянскими властями в 1960 году, он — собственность прихода. А сам приход до сих пор подчинялся Константинополю напрямую, в составе его Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (в статусе экзархата), внезапно упраздненной Константинопольским синодом в ноябре 2018-го.
Теперь отец Дионисий опасался, что митрополит заменит его новым настоятелем без согласия прихожан. А если те заартачатся, то просто с помощью полиции выгонит их из храма.
"Нам надо было спасать храм", — говорит он.
И тогда настоятель собрал приходское собрание, которое решило перейти в другую юрисдикцию. А греческий митрополит, узнав об этом, запретил его в служении. Хотя и не имел на это никакого права, поскольку подчиняется священник только своему архиерею — архиепископу Хариопольскому Иоанну (Реннето), управлявшему Русским экзархатом.
Приход обратился в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ) — и епископ Западно-Европейский Ириней выполнил его просьбу о присоединении. А РПЦЗ воссоединилась с Русской православной церковью в Отечестве, с Московским патриархатом, еще в 2007 году.
«
"Мы могли обратиться в Болгарскую, Сербскую, Румынскую церкви. Но мы русские — и выбрали русскую церковь", — объясняет отец Дионисий.
В Европе существует три русских церковных структуры: кроме РПЦЗ и упраздненного теперь Русского экзархата Константинопольского патриархата, есть еще Западно-Европейский экзархат Московского патриархата, непосредственно ему подчиняющийся. Почему верующие в Сан-Ремо выбрали именно РПЦЗ?
"Мы обсуждали этот вопрос. У нас в общине не только русские, но и христиане других национальностей хотят сохранить большую церковную свободу", — объясняет священник.
Теперь выбор предстоит сделать остальным русским приходам Европы. Вариантов у них четыре. Наименее вероятный выбор — остаться в подчинении у Константинополя и практически самоуничтожиться. Наиболее вероятный — перейти в РПЦЗ. Но остаются еще две альтернативы: либо перейти в прямое подчинение Московскому патриархату, либо же добиваться автокефалии (полной независимости от всех патриархатов).
Чтоб не пропасть поодиночке
По данным МИД России, сейчас за границей живут 30 миллионов русских — это третья по численности этническая диаспора в мире. И большинство из них исповедуют православие, хотя на практике и не очень религиозны. Всего же у Русской архиепископии около сотни приходов по всей Европе.
По словам отца Дионисия, конфликт между русскими и греческими приходами в Италии был всегда. Он и сам встретил сопротивление греческого епископа, когда создавал новые русские приходы на Адриатике.
Священник считает, что греки давно мечтают доминировать в православном мире. "Это их цель, они этого не скрывают и борются за это всеми способами", — утверждает он. И говорит, что самый оптимальный вариант для оставшихся русских приходов — войти в состав РПЦЗ. Или добровольно распустить архиепископию, чтобы каждый приход в отдельности сам решал свою судьбу.
А по мнению протоиерея Владислава Цыпина, автора учебника по каноническому праву, наилучшим вариантом для Русской архиепископии был бы прямой переход в Московский патриархат или в РПЦЗ. Иначе, по отдельности, приходы окажутся в изоляции.
Правда, теоретически у русских приходов есть возможность попросить автокефалию у Московской патриархии, как в это сделала 1970-х годах Православная церковь в Америке. "Это представляется довольно трудной дорогой, но это лучше, чем подчиниться грекам", — считает отец Владислав.
Настоятель прихода преподобного Сергия Радонежского в Париже протоиерей Владислав Трембовельский объясняет, что однозначного ответа на вопрос, какой вариант больше всего отвечает интересам архиепископии, просто нет. Многое зависит от происхождения, языка и культуры конкретных прихожан.
"Одно можно сказать с уверенностью: всех нас связывает русская литургическая традиция, святоотеческое наследие, а также принципы церковной жизни и управления в соответствии с наследием Поместного собора 1917-1918 годов. Это, на мой взгляд, будет определяющим в выборе дальнейшего пути нашей епархии", — заявил Трембовельский в беседе с РИА Новости.
По его словам, решение греческих церковных властей об упразднении экзархата русских приходов в Западной Европе входит в конфликт с французским законом о культовых организациях.
"Органом, принимающим решение об окончании существования ассоциации, согласно уставу нашей епархии (экзархат находился на правах епархии в составе Константинопольского патриархата. — Прим. ред.), является не священноначалие, а Генеральная ассамблея, на треть состоящая из клириков и на две трети из мирян. А для большинства клириков и мирян важно сохранить целостность нашей епархии", — объясняет отец Владислав.
Авторитет патриарха Варфоломея упал
Впрочем, большинство священников предпочитают пока на эту тему публично не высказываться. Многим из них даже запретили это делать. А кто-то просто не готов давать прогнозы.
Отказался давать комментарии и иеромонах Прохор (Спасский) из храма святого Пантелеймона в Брюсселе (Бельгия). "К сожалению, не могу вам дать ответ сейчас, так как никто не знает, что произойдет на заседании. Распространяются всякие слухи, но как священник я доверяю только фактам", — пояснил он.
"Любое высказывание в эти очень трудные для нас времена может быть истолковано неправильно и осложнить нашу и без того непростую ситуацию, — говорит настоятель храма святого Николая в Труа (Франция) протоиерей Андрей Кременцов. — Кстати, в нашем бывшем экзархате и все еще существующей архиепископии в Западной Европе не 65 приходов, как часто сообщают, а порядка 120".
Впрочем, отец Дионисий из Сан-Ремо все-таки прокомментировал расстановку сил на ассамблее. По его словам, никто серьезно не говорит о подчинении патриарху Варфоломею, потому что "его авторитет упал ниже всех пределов". Часть делегатов будут выступать за вхождение в Московскую патриархию, а часть — за РПЦЗ. Однако большинство хотело бы "оставаться независимыми и не входить ни в какую структуру". Условие, на котором они согласились бы войти в состав Московского патриархата, — получение "полной автономии, как у РПЦЗ". Но вряд ли Москва или РПЦЗ захотят создавать еще одну церковную структуру, полагает отец Дионисий.
"Мне кажется, лучше, если каждый приход сам будет решать свою судьбу", — заключил священник.