Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экскурсовод Виктория Петрова: туристы иногда ищут в Эрмитаже "Мону Лизу"

© из личного архива Виктории ПетровойЭкскурсовод Эрмитажа Виктория Петрова
Экскурсовод Эрмитажа Виктория Петрова
Всемирный день экскурсовода, который в 2019 году приходится на четверг, отмечается с 1990 года по инициативе президента Международной федерации ассоциаций экскурсоводов (World Federation of Tourist Guide Associations) Титины Лоизидес. В свой профессиональный праздник экскурсовод Государственного Эрмитажа Виктория Петрова рассказала РИА Новости, чем отличаются туристы из различных регионов России, как ведут себя в музее иностранные посетители и сложно ли вести экскурсии для VIP-персон. Беседовала Виктория Уздина.
— Виктория, расскажите, пожалуйста, об общей системе экскурсионного обслуживания в Эрмитаже и ее особенностях по сравнению с другими музеями.
— Пожалуй, общий принцип везде одинаковый, но у каждого музея в зависимости от количества обслуживаемых групп, самих запросов туристов все равно присутствует какой-то свой персональный подход. Если говорить об Эрмитаже, то у нас очень много тематических экскурсий, посвященных определенным направлениям в искусстве, каким-то конкретным историческим эпохам или отдельным мастерам.
Хотя у экскурсоводов, безусловно, есть специализация, каждый наш гид может при необходимости работать по любой тематике. Востребованность того или иного направления определяет методический отдел Эрмитажа, но это рекомендации, а не директива. Нам предлагается только идея, а дальше каждый экскурсовод готовит экскурсию самостоятельно — и даже те объекты, которые рекомендуется показать, можно варьировать, выбирая наиболее интересные. Поэтому в Эрмитаже вы никогда не услышите двух абсолютно одинаковых экскурсий. Если, например, с интервалом в год попасть на экскурсию по одной и той же теме, которую готовили разные специалисты, это будут две разные беседы.
Я говорю о беседах, потому что экскурсия это ни в коем случае не монолог. Наша цель заключается в том, чтобы вовлечь посетителей в какие-то ответные действия, вызвать у них определенную реакцию на тот или иной предмет искусства, а не просто произнести выученный наизусть текст и разойтись.
Вид на фонтаны Большого каскада и Большой Петергофский дворец
Турассоциация предлагает российским музеям продлить время работы
При этом очень важной задачей является не дать почувствовать гостю, что его знания недостаточны, и сделать так, чтобы его собственные представления об увиденном не показались бы ему ничтожными по сравнению с профессиональными знаниями экскурсовода. Если мы видим, что слушатель не понимает какие-то специфические термины, лучше начать говорить на простом языке, постепенно повышая градус сложности. Тогда к концу экскурсии посетители чувствуют, что они не только узнали что-то новое для себя, но и были в состоянии применить свои знания, вступая в диалог с экскурсоводом. Это, мне кажется, самая главная задача экскурсовода, который должен быть открыто настроен по отношению к публике, одновременно давая ей возможность ощутить себя значимой.
— Вы упомянули необходимость втянуть туристов в диалог. А какие категории посетителей идут на контакт с наибольшей легкостью и зависит ли это от того, откуда человек приехал?
— Конечно, четкую дифференциацию провести невозможно, но характер общения с российскими экскурсантами действительно во многом зависит от того, из какого они региона. С теми, кто приезжает из далекой глубинки, гораздо интереснее работать — они куда более открыты по сравнению, например, с жителями центра страны, которых приходится тормошить, чтобы они вступили в дискуссию.
Есть и особенности, обусловленные стилем поведения, характерным для того или иного города. Петербуржцы, которые в большинстве приходят не просто посмотреть Эрмитаж, а предметно изучить интересующую тему, как правило, ведут себя максимально сдержанно и деликатно. Их можно вычислить даже по манере задавать и формулировать вопросы в предположительной, а не утвердительной форме. Москвичи, наоборот, скорее выражают свою точку зрения, чем спрашивают.
Также на общении сказывается профессия человека. Одна из моих коллег проводила экскурсию для представителей прокуратуры, и первое время ей казалось, что она у них на допросе, а не они в музее — так суровы были их взгляды. Правда, после нескольких вопросов и деликатной шутки они смогли расслабиться, так что получилась живая дискуссия.
Что касается иностранных туристов, то здесь играет роль общая культура воспитания. Немцы, англичане и французы ведут себя более сдержанно, тогда как итальянцы, испанцы, португальцы — это просто воплощение живого настроения, которое написано на лице. Они открытые, как дети, и стремятся не только слушать, но и делиться своими эмоциями, что очень воодушевляет.
Здание Государственного Эрмитажа - Зимний дворец. Архивное фото
Эрмитаж планирует выставить скульптуры, которые разрешат трогать руками
— Китайские туристы, которые, по наблюдениям, преобладают среди зарубежных гостей Эрмитажа, отличаются от остальных иностранных посетителей?
— Смотря откуда они приехали. Группы из крупных городов, как правило, не слишком выделяются, а вот жителей китайских провинций отличает более экзальтированное, на взгляд европейца, поведение. Такие посетители зачастую разговаривают между собой куда громче, чем это принято в музеях, или могут даже растолкать публику, чтобы посмотреть на экспонат поближе.
С другой стороны, однажды я проводила экскурсию для китайских генералов и других высокопоставленных военнослужащих из этой страны и они оказались очень милыми людьми. Если сначала и ощущалось, что европейское искусство не находит у них полного понимания, то при переходе к экспозиции стран Востока экскурсия превратилась в полноценный диалог. Более того, они пришли в неподдельный восторг при виде "своих" экспонатов и даже попытались объяснить разницу в их восприятии в Азии и Европе.
— Китайских генералов, вероятно, вполне можно отнести к VIP-персонам. Как вообще ведет себя в музее высокопоставленная публика?
— Для меня, честно говоря, нет особой разницы. Все, кто приходят на экскурсию, более-менее равны, так что ее содержательная часть и высокий статус гостей никак не связаны. Другое дело, что подобные люди обычно прекрасно знакомы с Эрмитажем, с историей искусства в целом и экскурсия из рассказа об экспонатах превращается в обмен мнениями.
В целом можно сказать, что в музее, где на VIP-персон в меньшей степени влияет их вес в обществе и необходимость соблюдать соответствующие формальности, они получают редкую возможность побыть обычными людьми. Думаю, что и политики, и дипломаты посещают Эрмитаж отчасти и для того, чтобы отдохнуть от своих обычных обязанностей, и с ними всегда очень приятно работать.
— А с кем, наоборот, неприятно?
— Вообще, для экскурсовода не должно быть раздражающей публики. Иначе просто не получится найти понимание у тех людей, которые, казалось бы, очень далеки от искусства. Наверное, наиболее тяжело получить отклик у различных медийных персон — известных актеров, ведущих популярных ток-шоу и тому подобное. Как правило, они имеют цель стать центром внимания даже на экскурсиях, тем самым превращая их в одно бесконечное селфи, где уникальные исторические экспонаты становятся обычным фоном.
Еще одна категория посетителей, с которой сложно работать, это поклонники псевдоисторической литературы, где опровергаются очевидные факты, чье место занимают разные сомнительные гипотезы. Утверждается, например, что египетские пирамиды были построены в XIX веке, поскольку в древности для этого не было технических возможностей. Экскурсанты такого типа нередко пытаются убедить в своей правоте не только гида, но и всю остальную группу, что вызывает некоторое недоумение, а рассказ об экспонатах приходится осторожно сводить к общим словам.
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Эрмитаж запустит мобильное приложение для стоящих в очереди посетителей
— Сталкивались ли вы с какими-либо еще случаями нетипичного поведения гостей музея?
— Такого, чтобы кто-нибудь, допустим, громко грыз шоколадку, как иногда бывает во время спектаклей в театрах, к счастью, на моей памяти не было. Но вот однажды во время экскурсии прямо с парадной лестницы зазвучал хор. Оказалось, что музыкальный коллектив, посещавший музей, не смог устоять перед акустикой Эрмитажа и решил спеть. Насколько я помню, никто особо не возмущался и не шикал, тем более что пели они хорошо.
Бывает, что экзотическое впечатление производит и просто внешний облик посетителей. Летом, во время матчей чемпионата мира по футболу, невозможно было не заметить гротескные элементы национальной одежды болельщиков — например, огромные сомбреро мексиканцев. Гости в традиционных индийских нарядах тоже заставляют людей оборачиваться вслед. Привлекают внимание и буддийские монахи, которые в соответствии со своими взглядами ходят по залам Эрмитажа босиком. В холодную погоду они, конечно, добираются до музея в обуви, но обязательно оставляют ее в гардеробе.
— Можно ли выделить конкретные экспонаты, экспозиции и залы Государственного Эрмитажа, которые одинаково привлекают всех туристов? И бывает ли так, что посетители не находят в музее то, что рассчитывали увидеть?
— Те, кто приходит в Эрмитаж впервые, конечно, стараются увидеть то, что у всех на слуху. Неизменной популярностью пользуются интерьерные залы, связанные с императорским бытом и, соответственно, с предметами сервировки стола или исторической мебелью. Из экспозиций можно выделить две наши галереи драгоценностей — Золотую и Бриллиантовую кладовые. И если Золотую кладовую, где представлены, в частности, археологические находки – золото скифов и изделия мастеров Древней Греции, посещают не только обычные посетители, но и профильные специалисты, то в Бриллиантовую кладовую чаще всего приходят просто посмотреть на ошеломляющий блеск драгоценных камней.
Иорданская лестница в Государственном Эрмитаже
Эрмитаж посещают порядка 4,3 миллиона человек в год, сообщил Пиотровский
Что касается художников, то люди идут в первую очередь на классических мастеров, таких как Рембрандт и Леонардо да Винчи. И, кстати, иной раз удивляются, не обнаружив у нас "Моны Лизы". Кроме того, у экскурсоводов часто интересуются, куда исчез "Последний день Помпеи" Брюллова, хотя эта картина у нас никогда не экспонировалась. А еще регулярно спрашивают про Янтарную комнату. Похоже, что посетители искренне считают Эрмитаж именно тем музеем, где обязательно должны быть собраны абсолютно все шедевры мирового искусства.
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала