https://ria.ru/20190218/1551019512.html
Мирослав Лайчак: ситуация не позволяет пересмотреть санкции против России
Мирослав Лайчак: ситуация не позволяет пересмотреть санкции против России - РИА Новости, 03.03.2020
Мирослав Лайчак: ситуация не позволяет пересмотреть санкции против России
Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Словакии Мирослав Лайчак посетит во вторник Москву и проведет переговоры с руководителем российского дипведомства... РИА Новости, 03.03.2020
2019-02-18T14:00:00+03:00
2019-02-18T14:00:00+03:00
2020-03-03T13:38:00+03:00
интервью - авторы
словакия
мирослав лайчак
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149594/79/1495947916_0:254:1366:1022_1920x0_80_0_0_e14f43f6d83f3ce76f6739f8ec481462.jpg
Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Словакии Мирослав Лайчак посетит во вторник Москву и проведет переговоры с руководителем российского дипведомства Сергеем Лавровым. Накануне визита министр ответил на вопросы РИА Новости. В частности, он рассказал, как воспринял отказ украинских властей допустить на выборы в этой стране российских наблюдателей, считает ли он необходимым пересмотреть минские соглашения и нужно ли сохранить транзит газа через Украину в Европу. — Что вы думаете об отказе Киева допустить российских наблюдателей на выборы президента Украины? Будут ли в связи с этим в рамках ОБСЕ приняты какие-то меры в отношении Украины?— Я с озабоченностью воспринял информацию о данном решении Украины и свою позицию довел до сведения моего украинского партнера (Петра Климкина – ред.). Независимость, беспристрастность и профессионализм со стороны миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами, БДИПЧ имеют решающее значение, поэтому я как действующий председатель ОБСЕ призвал партнеров из Украины искать решение, которое позволило бы аккредитовать всех наблюдателей БДИПЧ. Я также принял к сведению решение МИД РФ не направлять долгосрочных наблюдателей в миссию БДИПЧ на эти выборы. — Как вы относитесь к идее размещения иностранных наблюдателей в районе Керченского пролива? Могут ли это быть наблюдатели ОБСЕ? Понадобится ли для этого переписывать минские соглашения?— Присутствие международных наблюдателей всегда зависит от согласия заинтересованных сторон, которые также должны гарантировать их безопасность.— Идея пересмотра или замены минских соглашений витает уже давно. Согласны ли вы с тем, что их нужно менять? Если нет, то почему: ведь они уже несколько лет не выполняются?— Я не cчитаю пересмотр минских соглашений необходимостью. Нам прежде всего нужен прогресс в их выполнении и реализации.— Будет ли отказ от договора о РСМД обсуждаться в рамках ОБСЕ? Может ли организация стать площадкой для переговоров о заключении нового соглашения по таким ракетам? И могли бы к нему присоединиться, по вашему мнению, все участники ОБСЕ?— Судьба договора о РСМД находится в первую очередь в руках двух его главных действующих лиц — США и Российской Федерации. Если обе стороны действительно заинтересованы в действии договора, то должны полностью соблюдать все его положения, исполнение которых они взяли на себя. Логично, что любые договоры о запрещении и уничтожении определенного вида оружия — в данном случае наступательных ракет, способных нести ядерные боеголовки, — которые соблюдает только одна сторона, являются практически неустойчивыми и не выдерживают испытания временем. Та из подписавших договор сторон, которая не соблюдает его условия, получает значительное военное преимущество перед другой. Мы все еще видим возможность для сохранения договора о РСМД и предотвращения его провала. Но российская сторона должна идти навстречу партнерам. Надеемся, что Россия отреагирует на призывы США, НАТО и ЕС и использует шестимесячный переходный период, чтобы следовать тем механизмам, которые она обязалась соблюдать при подписании договора о РСМД. Мы должны восстановить полное доверие в возможность выполнения этого договора. Мы считаем необходимым использовать эту возможность и не переносить данную тему в рамки ОБСЕ. — В случае выхода России из Совета Европы именно ОБСЕ может стать единственной общеевропейской организацией, в которой участвует Россия. Не может ли это быть стимулом для реформирования ОБСЕ, в частности, для разработки устава? Какие еще реформы нужны? Будете ли вы их инициировать и в какие сроки это реально сделать?— ОБСЕ является крупнейшей региональной организацией по безопасности и в рамках третьей корзины (человеческое измерение) своей работы она также предоставляет возможности для обсуждения вопросов демократии, верховенства закона и прав человека. ОБСЕ, однако, является организацией иного характера, нежели Совет Европы со своими правовыми обязательствами или Европейским судом по правам человека. В ОБСЕ решения принимаются консенсусом всех государств-участников и не имеют обязательной юридической силы. Что касается вопроса об Уставе ОБСЕ, то этот вопрос уже давно обсуждается в ОБСЕ и Словакия активно участвует в этой дискуссии. Я не хотел бы связывать вами упомянутый контекст с необходимостью реформы ОБСЕ.— Сформировала ли Словакия четкую официальную позицию о том, кто является легитимным главой Венесуэлы? Считаете ли вы в принципе нормальным и корректным с точки зрения международного права, что зарубежные государства решают, кто должен возглавлять Венесуэлу? Почему?— Словакия, в соответствии с заявлениями ЕС и Высокого представителя по внешней политике ЕС, считает мирное и всеобъемлющее демократическое решение, а именно объявление новых, заслуживающих доверия демократических президентских выборов, единственным надежным выходом из нынешнего политического тупика и глубокого социального кризиса. Мы, как составная часть ЕС, рассматриваем Национальное собрание, возглавляемое Хуаном Гуайдо, как институт демократически избранных представителей народа Венесуэлы. Словакия не участвовала в инаугурации Николаса Мадуро и тем самым четко продемонстрировала, что не считает выборы, в результате которых Мадуро стал президентом страны, законными и демократическими.Словакия как страна-член ЕС полностью поддерживает все усилия международного сообщества по созданию таких условий в Венесуэле, чтобы у народа этой страны была реальная возможность свободно участвовать в выборах в соответствии с международно признанными демократическими стандартами. Этот процесс должен быть честным и справедливым, без каких-либо сомнений или манипуляций вне или внутри страны.— Существуют ли утвержденные сроки строительства ответвления газопровода "Турецкий поток" в Словакию? Когда начнет поступать газ? На какие объемы и цены рассчитывает Словакия? И если вы за "Турецкий поток", то почему против "Северного потока-2"?— У меня нет сведений о строительстве какого-либо участка газопровода "Турецкий поток" в Словакию или внутри Словакии. С другой стороны, наша страна на протяжении уже нескольких десятилетий известна как надежный партнер при транзите газа в ЕС. Поскольку исторически газовая инфраструктура была построена с востока на запад, мы стремились сделать ее реверсной и завершить двусторонние соединения с севера на юг так, чтобы мы могли полностью реализовать свой транзитный потенциал.— Как известно, Словакия сейчас один из основных поставщиков газа для Украины. Насколько выгоден такой реверс российского газа для словацкой экономики? Сколько средств он приносит в бюджет?— Словакия не покупает и не продает газ, который поступает в Украину. Оператор словацкой газотранспортной системы предоставляет за оплату коммерческим компаниям, продающим газ в Украину, мощности для транзита газа. Словакия обязана, согласно правилам Европейского союза, предоставить такой транзит. Тендеры по объему и сумме транзитных сборов общедоступны на веб-сайте оператора нашей газотранспортной системы. Что касается Украины, то Словакия поддерживает посреднические усилия и действия Европейской комиссии, в частности, ее вице-президента и комиссара по энергетике Мароша Шефчовича, по заключению соглашения между Россией и Украиной о транзите российского газа после 1 января 2020 года. Заключение нового транзитного договора, на наш взгляд, было бы выгодно всем заинтересованным сторонам.— Правда ли, что санкции в отношении России стоили Словакии половину ее торгового оборота с РФ? Будет ли Братислава инициировать отмену или пересмотр санкций в рамках ЕС?— Упомянутое вами падение было зафиксировано в 2013-2016 годах, когда взаимный товарооборот упал на 53% — с 8,68 миллиарда евро до 4,07 миллиарда евро. Однако это снижение нельзя объяснить исключительно влиянием санкций ЕС, наложенных на Россию, скорее резкой девальвацией российского рубля, что негативно сказалось на экспорте Словакии, и падением мировых цен на нефть, которое привело к сокращению российского импорта на 90%. Эти факторы также были негативно преумножены снижением инвестиционной активности, спадом потребления населения и введением различных ответных мер со стороны России. Однако, как выяснили наши экономисты, товары, которые составляют основные компоненты экспорта Словакии, не входят в санкционный список. Влияние санкций, а также российских контрмер, компенсируется словацкими компаниями путем переориентации на альтернативные рынки, особенно это касается автопрома. В то же время нельзя не заметить, что возобновившийся рост мировых цен на нефть, а также экономический подъем в России уже положительно отразились на нашей взаимной торговле, уровень которой вырос на 18,83% в 2017 году и на 14,7% за 10 месяцев 2018 года. Приняв санкции против России и связав их с полным выполнением минских соглашений, ЕС отреагировал на аннексию Крыма и дестабилизацию юго-востока Украины. Целью санкций ЕС является урегулирование ситуации (Крым стал российским регионом после проведенного там в марте 2014 года референдума, на котором 96,77% избирателей Крыма и 95,6% жителей Севастополя высказались за вхождение в состав России. Крымские власти провели референдум после госпереворота на Украине в феврале 2014 года. Украина по-прежнему считает Крым своей, но временно оккупированной территорией. Руководство России неоднократно заявляло, что жители Крыма демократическим путем, в полном соответствии с международным правом и Уставом ООН проголосовали за воссоединение с Россией. По словам российского президента, вопрос Крыма "закрыт окончательно" – ред.). К сожалению, существующие обстоятельства пока еще не дают оснований для того, чтобы в ЕС думали о переоценке санкционной политики. Словакия, с учетом вышесказанного, согласилась с консенсусом по поводу введения санкций против РФ. Полное выполнение минских соглашений является необходимым условием для пересмотра санкций ЕС.
https://ria.ru/20190131/1550214159.html
https://ria.ru/20190216/1550972947.html
https://ria.ru/20190218/1551013311.html
https://ria.ru/20181021/1531141572.html
словакия
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149594/79/1495947916_0:126:1366:1150_1920x0_80_0_0_51463c4434596e99d24268adcd5cd499.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью - авторы, словакия, мирослав лайчак, россия
Интервью - Авторы, Словакия, Мирослав Лайчак, Россия
Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Словакии Мирослав Лайчак посетит во вторник Москву и проведет переговоры с руководителем российского дипведомства Сергеем Лавровым. Накануне визита министр ответил на вопросы РИА Новости. В частности, он рассказал, как воспринял отказ украинских властей допустить на выборы в этой стране российских наблюдателей, считает ли он необходимым пересмотреть минские соглашения и нужно ли сохранить транзит газа через Украину в Европу.
— Что вы думаете об отказе Киева допустить российских наблюдателей на выборы президента Украины? Будут ли в связи с этим в рамках ОБСЕ приняты какие-то меры в отношении Украины?
— Я с озабоченностью воспринял информацию о данном решении Украины и свою позицию довел до сведения моего украинского партнера (Петра Климкина – ред.). Независимость, беспристрастность и профессионализм со стороны миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами, БДИПЧ имеют решающее значение, поэтому я как действующий председатель ОБСЕ призвал партнеров из Украины искать решение, которое позволило бы аккредитовать всех наблюдателей БДИПЧ. Я также принял к сведению решение МИД РФ не направлять долгосрочных наблюдателей в миссию БДИПЧ на эти выборы.
— Как вы относитесь к идее размещения иностранных наблюдателей в районе Керченского пролива? Могут ли это быть наблюдатели ОБСЕ? Понадобится ли для этого переписывать минские соглашения?
— Присутствие международных наблюдателей всегда зависит от согласия заинтересованных сторон, которые также должны гарантировать их безопасность.
— Идея пересмотра или замены минских соглашений витает уже давно. Согласны ли вы с тем, что их нужно менять? Если нет, то почему: ведь они уже несколько лет не выполняются?
— Я не cчитаю пересмотр минских соглашений необходимостью. Нам прежде всего нужен прогресс в их выполнении и реализации.
— Будет ли отказ от договора о РСМД обсуждаться в рамках ОБСЕ? Может ли организация стать площадкой для переговоров о заключении нового соглашения по таким ракетам? И могли бы к нему присоединиться, по вашему мнению, все участники ОБСЕ?
— Судьба договора о РСМД находится в первую очередь в руках двух его главных действующих лиц — США и Российской Федерации. Если обе стороны действительно заинтересованы в действии договора, то должны полностью соблюдать все его положения, исполнение которых они взяли на себя.
Логично, что любые договоры о запрещении и уничтожении определенного вида оружия — в данном случае наступательных ракет, способных нести ядерные боеголовки, — которые соблюдает только одна сторона, являются практически неустойчивыми и не выдерживают испытания временем. Та из подписавших договор сторон, которая не соблюдает его условия, получает значительное военное преимущество перед другой.
Мы все еще видим возможность для сохранения договора о РСМД и предотвращения его провала. Но российская сторона должна идти навстречу партнерам. Надеемся, что Россия отреагирует на призывы США, НАТО и ЕС и использует шестимесячный переходный период, чтобы следовать тем механизмам, которые она обязалась соблюдать при подписании договора о РСМД. Мы должны восстановить полное доверие в возможность выполнения этого договора. Мы считаем необходимым использовать эту возможность и не переносить данную тему в рамки ОБСЕ.
— В случае выхода России из Совета Европы именно ОБСЕ может стать единственной общеевропейской организацией, в которой участвует Россия. Не может ли это быть стимулом для реформирования ОБСЕ, в частности, для разработки устава? Какие еще реформы нужны? Будете ли вы их инициировать и в какие сроки это реально сделать?
— ОБСЕ является крупнейшей региональной организацией по безопасности и в рамках третьей корзины (человеческое измерение) своей работы она также предоставляет возможности для обсуждения вопросов демократии, верховенства закона и прав человека. ОБСЕ, однако, является организацией иного характера, нежели Совет Европы со своими правовыми обязательствами или Европейским судом по правам человека. В ОБСЕ решения принимаются консенсусом всех государств-участников и не имеют обязательной юридической силы.
Что касается вопроса об Уставе ОБСЕ, то этот вопрос уже давно обсуждается в ОБСЕ и Словакия активно участвует в этой дискуссии. Я не хотел бы связывать вами упомянутый контекст с необходимостью реформы ОБСЕ.
— Сформировала ли Словакия четкую официальную позицию о том, кто является легитимным главой Венесуэлы? Считаете ли вы в принципе нормальным и корректным с точки зрения международного права, что зарубежные государства решают, кто должен возглавлять Венесуэлу? Почему?
— Словакия, в соответствии с заявлениями ЕС и Высокого представителя по внешней политике ЕС, считает мирное и всеобъемлющее демократическое решение, а именно объявление новых, заслуживающих доверия демократических президентских выборов, единственным надежным выходом из нынешнего политического тупика и глубокого социального кризиса.
Мы, как составная часть ЕС, рассматриваем Национальное собрание, возглавляемое Хуаном Гуайдо, как институт демократически избранных представителей народа Венесуэлы. Словакия не участвовала в инаугурации Николаса Мадуро и тем самым четко продемонстрировала, что не считает выборы, в результате которых Мадуро стал президентом страны, законными и демократическими.
Словакия как страна-член ЕС полностью поддерживает все усилия международного сообщества по созданию таких условий в Венесуэле, чтобы у народа этой страны была реальная возможность свободно участвовать в выборах в соответствии с международно признанными демократическими стандартами. Этот процесс должен быть честным и справедливым, без каких-либо сомнений или манипуляций вне или внутри страны.
— Существуют ли утвержденные сроки строительства ответвления газопровода "Турецкий поток" в Словакию? Когда начнет поступать газ? На какие объемы и цены рассчитывает Словакия? И если вы за "Турецкий поток", то почему против "Северного потока-2"?
— У меня нет сведений о строительстве какого-либо участка газопровода "Турецкий поток" в Словакию или внутри Словакии. С другой стороны, наша страна на протяжении уже нескольких десятилетий известна как надежный партнер при транзите газа в ЕС. Поскольку исторически газовая инфраструктура была построена с востока на запад, мы стремились сделать ее реверсной и завершить двусторонние соединения с севера на юг так, чтобы мы могли полностью реализовать свой транзитный потенциал.
— Как известно, Словакия сейчас один из основных поставщиков газа для Украины. Насколько выгоден такой реверс российского газа для словацкой экономики? Сколько средств он приносит в бюджет?
— Словакия не покупает и не продает газ, который поступает в Украину. Оператор словацкой газотранспортной системы предоставляет за оплату коммерческим компаниям, продающим газ в Украину, мощности для транзита газа. Словакия обязана, согласно правилам Европейского союза, предоставить такой транзит. Тендеры по объему и сумме транзитных сборов общедоступны на веб-сайте оператора нашей газотранспортной системы.
Что касается Украины, то Словакия поддерживает посреднические усилия и действия Европейской комиссии, в частности, ее вице-президента и комиссара по энергетике Мароша Шефчовича, по заключению соглашения между Россией и Украиной о транзите российского газа после 1 января 2020 года. Заключение нового транзитного договора, на наш взгляд, было бы выгодно всем заинтересованным сторонам.
— Правда ли, что санкции в отношении России стоили Словакии половину ее торгового оборота с РФ? Будет ли Братислава инициировать отмену или пересмотр санкций в рамках ЕС?
— Упомянутое вами падение было зафиксировано в 2013-2016 годах, когда взаимный товарооборот упал на 53% — с 8,68 миллиарда евро до 4,07 миллиарда евро. Однако это снижение нельзя объяснить исключительно влиянием санкций ЕС, наложенных на Россию, скорее резкой девальвацией российского рубля, что негативно сказалось на экспорте Словакии, и падением мировых цен на нефть, которое привело к сокращению российского импорта на 90%.
Эти факторы также были негативно преумножены снижением инвестиционной активности, спадом потребления населения и введением различных ответных мер со стороны России. Однако, как выяснили наши экономисты, товары, которые составляют основные компоненты экспорта Словакии, не входят в санкционный список. Влияние санкций, а также российских контрмер, компенсируется словацкими компаниями путем переориентации на альтернативные рынки, особенно это касается автопрома.
В то же время нельзя не заметить, что возобновившийся рост мировых цен на нефть, а также экономический подъем в России уже положительно отразились на нашей взаимной торговле, уровень которой вырос на 18,83% в 2017 году и на 14,7% за 10 месяцев 2018 года.
Приняв санкции против России и связав их с полным выполнением минских соглашений, ЕС отреагировал на аннексию Крыма и дестабилизацию юго-востока Украины. Целью санкций ЕС является урегулирование ситуации (Крым стал российским регионом после проведенного там в марте 2014 года референдума, на котором 96,77% избирателей Крыма и 95,6% жителей Севастополя высказались за вхождение в состав России. Крымские власти провели референдум после госпереворота на Украине в феврале 2014 года. Украина по-прежнему считает Крым своей, но временно оккупированной территорией. Руководство России неоднократно заявляло, что жители Крыма демократическим путем, в полном соответствии с международным правом и Уставом ООН проголосовали за воссоединение с Россией. По словам российского президента, вопрос Крыма "закрыт окончательно" – ред.).
К сожалению, существующие обстоятельства пока еще не дают оснований для того, чтобы в ЕС думали о переоценке санкционной политики. Словакия, с учетом вышесказанного, согласилась с консенсусом по поводу введения санкций против РФ. Полное выполнение минских соглашений является необходимым условием для пересмотра санкций ЕС.