Рейтинг@Mail.ru
"Необычно для Руси". Ученые бьются над загадкой ростовского саркофага - РИА Новости, 15.03.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

"Необычно для Руси". Ученые бьются над загадкой ростовского саркофага

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 10 фев — РИА Новости, Антон Скрипунов. Российские археологи исследуют один из самых необычных древнерусских артефактов — саркофаг, который находится под полом Успенского собора в Ростове Великом. О тайнах странной гробницы — в материале РИА Новости.

Необычное расположение

Как это бывает порой в археологии, находка обратила на себя внимание ученых далеко не сразу. В 1994 году саркофаг под полом храма обнаружили специалисты Государственного Эрмитажа. Казалось бы, ничего особенного: каменный гроб с разломанной на части крышкой.
Осмотрев саркофаг, специалисты поспешили "законсервировать" его кирпичной кладкой, настелив сверху деревянный пол. По какой-то неведомой причине они не придали значения тому, что сам по себе пустой каменный гроб в историческом слое XIII века, да еще в главном храме духовного центра Северо-Восточной Руси — это очень необычно.
© ИА РАНСаркофаг XIII века в северной апсиде ростовского Успенского собора
Саркофаг XIII века в северной апсиде Ростовского Успенского собора
Саркофаг XIII века в северной апсиде ростовского Успенского собора
Лишь четверть века спустя началось исследование обнаруженного объекта. Да и то практически по случайному стечению обстоятельств: специалисты Института археологии (ИА) РАН на Соборной площади Ростова осмотрели теплотрассу, чтобы под полом Успенского собора, памятника архитектуры, провести тепло. Дело в том, что зимой его стены покрываются инеем, который по весне тает и смывает уникальную храмовую роспись. В это время в соборе очень холодно — ноги мерзнут даже в очень теплой обуви. Да и летом здесь больше семи градусов не бывает.
Клад из монет XIX–XX веков нашли при раскопках на Долгоруковской улице в Москве. 7 февраля 2019
Археологи могут установить владельцев клада на Долгоруковской улице Москвы
Именно работы над системой отопления, как отмечает настоятель Успенского собора протоиерей Роман Крупнов, позволят осуществить полноценную реставрацию храма и хранящихся в нем артефактов. Того же саркофага, например. Сейчас над ним установлено "археологическое окно", которое, правда, зимой из-за холода покрывается наледью.
© РИА Новости / Антон СкрипуновРоспись Успенского собора в Ростове Великом
Роспись Успенского собора в Ростове Великом
Роспись Успенского собора в Ростове Великом

"Орнамент дал подсказку"

"Этот саркофаг озадачивает ученых. Дело в том, что он пустой, и мы не знаем, для кого он был приготовлен. Никаких сведений о выемке останков в истории собора в документированное время нет, отсутствуют и следы, указывающие на то, что в саркофаге когда-либо было произведено захоронение. Пустой гроб в церкви — это в любом случае загадка, которая может навести на разного рода конспирологические размышления", — рассказывает ведущий научный сотрудник ИА РАН Андрей Леонтьев.
И вправду — слишком скудная информация о гробнице и исторический контекст порождают множество версий. Однако исследователи склонны жестко отсекать небылицы от более-менее правдивых предположений.
«
Специалисты ИА РАН обратили внимание еще на одно странное обстоятельство. "Массивная крышка гробницы по длине превышала размер каменного ящика и, возможно, заменила первоначальную. При предыдущих исследованиях этот факт остался незамеченным", — отмечает Леонтьев.
Завотделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев обращает внимание на то, что у гробницы и крышки к ней по краю одинаковый орнамент. "Это уникальный случай", — подчеркивает ученый.
© Фото : ИА РАНОрнамент на саркофаге XIII века в северной апсиде ростовского Успенского собора
Орнамент на ростовском саркофаге XIII века в северной апсиде Ростовского Успенского собора
Орнамент на саркофаге XIII века в северной апсиде ростовского Успенского собора
Сам тип орнамента — вписанные в прямоугольники концентрические круги — связан с древней европейской традицией погребения святых, которая, в свою очередь, восходит к языческому обычаю украшать саркофаг тремя венками. То есть, вполне вероятно, что в ростовском саркофаге лежал святой. Но кто? Еще одна загадка.

Гроб или мощевик

Гробница находится в северной части собора, где ученые нашли следы храмовой кладки XIII века. Нынешний облик Успенский собор приобрел в 1512 году, а до этого на его месте в то или иное время стояли три разных храма. Первый был построен "из древа дуба" в 991 году, когда князь Владимир лично крестил ростовчан.
© РИА Новости / Антон СкрипуновПамятник на месте крещения князем Владимиром жителей Ростова в 991 году
Памятник на месте крещения князем Владимиром жителей Ростова в 991 году
Памятник на месте крещения князем Владимиром жителей Ростова в 991 году
"Так он сделал только в Киеве и в Ростове. Почему он решил приехать сюда — непонятно. Возможно, потому, что здесь правили его дети — Борис, а потом Ярослав. А может, он собирался в Новгород, но не доехал", — рассуждает настоятель собора.
Однако по-настоящему Ростов стал христианским лишь благодаря ростовскому епископу Леонтию, впоследствии канонизированному. Обстоятельства его смерти в 1073 году окутаны тайной: в одних источниках говорится, что он умер мирно, в других — что погиб от рук язычников.
В 1160 году деревянный храм сгорел. По приказу князя Андрея Боголюбского началось возведение каменной церкви. Когда строители копали ров под фундамент, то, согласно летописям, в южной части сгоревшего здания нашли мощи святителя Леонтия и его преемника на ростовской кафедре — святителя Исайи.
© Public domainСвятитель Леонтий крестит детей. Клеймо иконы "Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах". Около 1677 года
Святитель Леонтий крестит детей. Клеймо иконы Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах. Около 1677 года
Святитель Леонтий крестит детей. Клеймо иконы "Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах". Около 1677 года
Правда, с построенным при Андрее Боголюбском храмом случилось странное: в 1204 году, как свидетельствует летописец, "падеся соборная церковь в Ростове". Землетрясение? Пожар? Ошибки в расчетах при строительстве? Доподлинно не известно — кроме того, что разрушение произошло очень быстро.
К середине XIII столетия возводится новое здание, именно этим веком ученые датируют загадочный саркофаг. Когда была сделана крышка к нему — тоже загадка. Может, он предназначался как раз для святителей?
"Вряд ли это рака для мощей. Гробница слишком большая по размеру (длина — 180 сантиметров), а глубина внутренней части (28 сантиметров) не так мала, как это кажется. То есть человек вполне поместится", — утверждает Леонид Беляев.

Два святителя

История останков святителей Леонтия и Исайи изучена довольно подробно. Мощи первого долгое время хранились в 120-килограммовой золотой раке.
"Такой на Руси больше не было. Правда, в 1609 году в собор ворвались поляки. Здесь молились и воины, и гражданские — среди них был митрополит Филарет, отец царя Михаила Романова и будущий патриарх Московский. Поляки всех в храме посекли (а Филарета увели в плен. — Прим. ред.). Летописец отмечал, что "кровь в соборе стояла по щиколотку". А в качестве трофея они забрали с собой золотую раку", — рассказывает протоиерей Роман Крупнов.
В 1612 году после освобождения Ростова местные жители решили замуровать мощи святителя Леонтия в полу. Это их — в отличие от останков святителя Исаии — спасло в 1920-е годы, когда большевики вскрывали саркофаги с мощами святых, борясь с "церковным дурманом".
© РИА Новости / В. Робинов | Перейти в медиабанкУспенский собор и звонница Ростовского кремля
Успенский собор и звонница Ростовского кремля
Успенский собор и звонница Ростовского кремля
Есть еще один аргумент в пользу того, что загадочный пустой саркофаг не мог принадлежать этим святым: в древнерусских храмах мощи святых ставили справа от алтаря, в южной части храма. По мнению историка Александра Мельника, эта традиция связана с почитанием князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
"Согласно источникам, возникшим не позднее начала XII века, раки с мощами этих святых были внесены в некую "клетку" — очевидно, специально построенное для них сооружение — и поставлены "на десной стране" (храма). Следовательно, в то время вкладывали какой-то особый смысл в то, что раки святых находились именно "на десной", то есть на правой стороне интерьера здания", — пишет историк.
А пустой саркофаг установлен в левой части Успенского собора.
© Public domainПеренесение мощей Бориса и Глеба
Перенесение мощей Бориса и Глеба
Перенесение мощей Бориса и Глеба

Тайна эксгумации

Однако среди вороха версий у археологов все же имеются две основные. В 1278 году в Ростове разразился большой скандал. Местный епископ Игнатий приказал вынуть из находившегося в соборе гроба тело ростовского князя Глеба Васильковича и похоронить "в земле". Возможно, выяснилось, что тот при жизни в чем-то сильно согрешил.
Впрочем, хотя тела родственников князя тоже похоронены в соборе и их никто не тронул, у этой версии есть один большой минус.
«
"Эта загадочная гробница находится в алтарной части храма, а значит, чисто теоретически в ней мог быть похоронен только священнослужитель, никак не мирянин", — отмечает отец Роман Крупнов.
А что если в саркофаге покоился сам епископ Игнатий, скончавшийся через десять лет после инцидента? Известно, что он обладал большим авторитетом в городе и, согласно преданию, "прославился чудотворениями" еще при жизни.
© Public domainПоставление Игнатия епископом Ростовским
Поставление Игнатия епископом Ростовским
Поставление Игнатия епископом Ростовским
По мнению Андрея Леонтьева, при рассмотрении этой версии нужно помнить, что в 1920-х годах большевики вели тщательный учет всех мощей в храме.
"Судя по описаниям, мощи святого Игнатия представляли собой кости, перемешанные с землей. В этом нет ничего странного, если останки переносили, но это означает, что их переносили не из саркофага, а из какого-то деревянного гроба, причем давно истлевшего. И это надо учитывать, рассуждая о том, принадлежал ли этот саркофаг Игнатию", — говорит исследователь.
Кроме того, следы органики на гробнице до сих пор не найдены. Здесь серьезные исследования только предстоят.
А вот отец Роман полагает, что это — все же гробница святителя Игнатия. Правда, его тело туда так и не положили.
"Во всех житиях говорится, что он не погребался — единственный святой на Руси. Его месяц не могли занести в Успенский собор — народ все шел и шел", — рассказывает священнослужитель. В конце концов тело святителя положили сразу в раку.
Впрочем, ученые так и не нашли каких-либо убедительных подтверждений этой версии. Однако исследование загадки "ростовского саркофага" продолжается — возможно, нас ждет сенсация.
© РИА Новости / Антон СкрипуновСвятые покровители земли Ростовской. Икона в Успенском соборе Ростова Великого
Святые покровители земли Ростовской. Икона в Успенском соборе Ростова Великого
Святые покровители земли Ростовской. Икона в Успенском соборе Ростова Великого
1 из 2
© РИА Новости / Антон СкрипуновФреска Успенского собора Ростова Великого
Фреска Успенского собора Ростова Великого
Фреска Успенского собора Ростова Великого
2 из 2
Святые покровители земли Ростовской. Икона в Успенском соборе Ростова Великого
1 из 2
Фреска Успенского собора Ростова Великого
2 из 2
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала