«Почти Лас-Вегас»
Как живет Сочи спустя пять лет после Олимпиады
Ирина Халецкая
Пять лет назад в Сочи открылись зимние Олимпийские игры. Новые отели, трассы, стадионы — облик города изменился кардинально. Однако многие до последнего не верили, что после Игр олимпийское наследие будет работать. А зря. Сегодня Сочи — круглогодичный курорт мирового уровня с самой большой в России зоной катания. О том, как живет спортивная столица, — в репортаже РИА Новости.
Все дороги ведут в Красную Поляну
До Олимпиады зимние виды спорта для Сочи были так же нетипичны, как игра в пляжный волейбол где-нибудь в Сибири морозным февральским утром. Обещания сделать Красную Поляну «местом силы» зимней Олимпиады, а потом превратить в горнолыжный курорт мирового уровня вызывали у сочинцев улыбку. Сейчас Поляна — визитная карточка города. Поэтому свое путешествие мы начали именно отсюда.
В недалеком прошлом горная дорога из Сочи была извилистой и опасной. «Да и зачем туда было ехать? Первая канатка в Красной Поляне появилась в 1992 году, называлась «Альпики». Это был не курорт, да и горнолыжной трассой назовешь с натяжкой», — вводят в курс дела местные жители перед поездкой.
Согласно требованию Международного олимпийского комитета (МОК), к спортивным объектам из города должны вести как минимум две дороги. Поэтому пришлось строить новую трассу. Она проходит через горы — работы были очень сложными, из-за чего дорога стала едва ли не самым дорогим объектом инфраструктуры. Но все это оправданно: добраться до одного из курортов — «Роза Хутор» — теперь можно за полчаса.
И ты практически не замечаешь, как из солнечного Сочи, где цветет мимоза, попадаешь в зиму с белоснежными сугробами и морозным воздухом.
В «Розу» ходит автобус, но с экипировкой туда не пустят, поэтому многие пользуются такси. Водители здесь находчивые: почти у всех авто на крыше — крепления для лыж и сноуборда. По соседству с магистралью вьется железнодорожное полотно — в Красную Поляну мчатся «Ласточки». Поезда идут из Сочи, Краснодара, Адлера.
Комплекс «Роза Хутор» похож на отдельный город: домики-отели будто вшиты в горы. Туристы, которые приезжают покататься, останавливаются не в Сочи, а в Красной Поляне.
Те, кто работает на курортах, в город выбираются редко. Живут прямо здесь: вдоль трассы растянулись волонтерские типовые дома — еще одно наследие Игр, их раздали очередникам и льготникам. Магазины, кафе, рестораны — все есть. Для горнолыжников уйма предложений.
К услугам и частный инструктор, и персональный гид. Не хочешь кататься? Можно спуститься с вершины на параплане или на тюбинге.
Многие приезжают в Красную Поляну просто погулять. Один из инструкторов говорит, что максимальная загрузка пришлась на новогодние каникулы — трассы «были битком». «Словно вся Россия собралась. География огромная: встречали людей из Оренбурга, Нижнего Новгорода, Твери. Много сибиряков и уральцев», — на ходу перечисляет Сергей. Он ведет на склон группу новичков.
Канатная дорога поднимается на несколько уровней: на первом расположились Олимпийская деревня и финиши лыжных трасс. К слову, на балконах домов, где во время Олимпиады жили спортсмены, до сих пор висят флаги сборных — как напоминание об Играх.
Деревню перестроили в гостиничные комплексы. Сопровождающие рассказывают, что номера в домах похожи на студии: кухня, ванная, спальня, телевизор. Судя по заставленным машинами парковкам, загрузка практически стопроцентная.
На «Розе» у трасс разные уровни сложности: «зеленые» (для новичков), «красные» и «черные» (там проходили соревнования). Столько трасс нет ни на одном другом склоне в стране. В прошлом году «Розу Хутор» признали лучшим горнолыжным комплексом России по версии World Ski Awards.
«Мы только начинаем»
Олимпийские игры оставили после себя много других спортивных объектов. Проезжаем мимо великанов-трамплинов «Русские горки». Кажется, они стоят без дела: канатная дорога не работает, ворота закрыты. На самом деле здесь тренируются воспитанники сочинской спортивной школы № 14 по зимним видам спорта и Центра спортивной подготовки Краснодарского края. На фоне огромных трамплинов непросто заметить юных лыжников.
«У нас у всех строгая диета: никакого сахара», — объясняет старший тренер Сергей Зырянов. Самой младшей ученице школы шесть лет. Она пока не прыгает, учится правильно стоять на лыжах. Однако в десять лет, уверен Зырянов, будет творить чудеса. «Представляешь, проснулась сегодня в три часа ночи и давай бабушку уговаривать: мол, поехали на трамплины!» — смеется тренер.
Сергей знает о прыжках все: каким должен быть снег, как его правильно уложить, построить трамплины, организовать тренировки.
Он готов часами рассказывать про этот зрелищный, но не самый популярный в России вид спорта.
«Мы только начинаем кусаться. Трамплинов в России сейчас три — все они построены к Олимпиаде. Для сравнения: в Германии 320 трамплинов, базы есть в каждом городе, занимаются не меньше 20 тысяч человек. В России пока 1,2 тысячи. Однако мы добились того, что в этом году финал Кубка мира пройдет в Нижнем Тагиле, я —главный судья соревнований».
Сергей говорит, что самая сильная школа — в Ленинградской области (тренируют Михаил Шванов и Дмитрий Тихонов). Их воспитанница Лидия Яковлева выиграла первый этап Кубка мира. Хорошая подготовка в Нижнем Новгороде и Уфе, продолжает тренер. «Но трамплины там устаревшие, не сравнить с сочинским. У нас все лишь развивается: четыре года я добивался, чтобы прыжки внесли в перечень базовых видов спорта. Создали Федерацию прыжков на лыжах Краснодарского края. Теперь есть финансирование», — не скрывает гордости Зырянов.
Главная звездочка среди его воспитанников — хрупкая Диана. В свои 16 лет она прыгает с 50-метровых трамплинов, летает со скоростью 120 километров в час. Недавно вернулась из Адыгеи, с международных сборов, где вошла в первую двадцатку.
На шлеме Дианы — автограф.
— Это мне Васильев расписался (Дмитрий Васильев — многократный чемпион России, участник Олимпиад в 2006 и 2014-м. — Прим. ред.). Он поставил рекорд на «стодвадцатке» на предыдущем чемпионате России.
— Значит, это твой счастливый шлем?
— Единственный!
Пока Диана готовится к прыжку, Сергей рассказывает, как он с ней познакомился: «Иду по пляжу. Смотрю, какие-то две безумные девочки прыгают с огромной высоты, кувыркаются с пирса. Сразу же беру у них номера телефонов. Девочки ничего не поняли сначала, но я увидел потенциал. А до этого она занималась бисероплетением».
И добавляет: «Всем детям нужна мотивация. Диана из малообеспеченной семьи, она рада развиваться». Зырянов признается, что трамплины содержать сложно, но с каждым годом все больше желающих попасть на тренировки. В подтверждение статистика: если в 2015-м со всей России приехали 12 сборных, то в этом году — уже 27.
Горячий лед
Основные олимпийские объекты сосредоточены в прибрежной зоне Адлера. Это стадионы «Большой», «Айсберг», «Адлер Арена» (трансформировался в теннисную академию) и «Шайба». Все работают как для посетителей, так и для спортсменов. Здесь в 2014-м проходили состязания.
«Большой» передали КХЛ. Тут две арены: основная и тренировочная. На основной тренируется ХК «Сочи», там же проходят игры «Ночной лиги».
На тренировочной базе жизнь кипит: дети из спортивной школы занимаются фигурным катанием, шорт-треком и хоккеем. Все расписано по минутам.
«Не каждого можно научить: бывает, что ребенок ходит три года, а все равно никак не привыкнет ко льду. Наверное, нужен еще один олимпийский сезон, чтобы появилась предрасположенность», — рассуждает тренер по шорт-треку Вячеслав Просеков. Впрочем, его воспитанники уже делают успехи — занимают призовые места на соревнованиях.
Дальше по плану тренировка хоккеистов, группа начальной подготовки. Тренер Владимир Ходырев вскользь уточняет, что хоккеем на Кавказке больше интересуются, чем лыжами или фигурным катанием: «Видимо, потому что это тоже борьба, адреналин, командная работа».
В это время на «Айсберге» тоже проходят тренировки. Стадион задумывался как временный, после Олимпиады часть конструкции собирались увезти в Самару, часть в — Астрахань. Однако решили сохранить этот спортивный объект, серьезно его модернизировав. В результате «Айсберг» стал универсальным: здесь работают самые разные секции. Например, один пресс-центр превратили в площадку для танцев, в другом учат фехтованию. Также на выбор — настольный теннис или акробатический рок-н-ролл.
Еще тут проходят ледовое шоу Ильи Авербуха, концерты, выставки. Арена вместимостью 12 тысяч человек благодаря термопокрытию принимает турниры по баскетболу, гандболу.
Покрытие такое, что лед не тает, а пол — теплый.
На тренировочных базах отдельно занимается сборная Краснодарского края по фигурному катанию. Старший тренер Илья Калашников приехал в Сочи с семьей из Москвы в 2014-м. Говорит, что мечтал создать здесь сборную с нуля, потому как работать с такой инфраструктурой — одно удовольствие. «Это уникальное место. Во-первых, тут одна из лучших и многофункциональных площадок. Во-вторых, сошлись московская и ленинградская школа катания, каждая привносит что-то свое», — поясняет Калашников.
Спортсмены в сборной тоже не из Сочи — из Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга. «Почти все переехали с семьями. Некоторых родителей останавливает переезд — нужно устроиться на работу, найти жилье, поменять жизнь, в конце концов. Но те, кто готов жертвовать ради успеха своего ребенка, едут и потом не жалеют об этом», — подчеркивает тренер. Впрочем, у него есть и местные звезды, которые первые шаги делали именно в «Айсберге».
Олимпийский парк
Гости курорта после дневного катания в Красной Поляне перемещаются на прогулку в Олимпийский парк. Это в центре Адлера, что удобно, поскольку во время массовых мероприятий остальная часть города не перегружается, нет пробок.
По парку ходит экскурсионный автобус. Николай уже четыре года на этом маршруте: «Я рассказываю посетителям историю стадионов, кто какие медали получил. На Олимпиаде царила особая атмосфера, праздник, каждый день — концерт. Сегодня все спокойнее, но вечером, когда включается подсветка, работает поющий фонтан, народа много. Почти Лас-Вегас».
По нашей просьбе Николай анализирует турпоток: самый пиковый год — 2016-й, когда закрыли чартерные рейсы в Египет и Турцию. «На шоу поющих фонтанов яблоку негде было упасть. В 2018-м туристов тоже было немало. Пляжи, инфраструктура стали явно круче, чем в той же Анталии», — не сомневается он.
Его наблюдения подтверждаются официальной информацией: по данным администрации Сочи, туристический пик действительно пришелся на 2016 год. Если сравнивать с 2013-м, прирост практически двойной (3,8 миллиона против 6,4 миллиона человек). В 2018-м отдыхающих было столько же — 6,4 миллиона.
И в основном это внутренний рынок. Привлечение иностранных туристов для чиновников Сочи пока не является первостепенной задачей.
Лазурные берега
Заместитель главы города Сергей Юрченко в беседе с РИА Новости говорит, что Олимпиада не просто дала мощный импульс развитию туризма — в самом городе прошла масштабная модернизация.
Так что олимпийское наследие отнюдь не только для туристов, в первую очередь — для горожан. Одна из центральных улиц в Сочи, ведущая к вокзалу, превратилась из автомобильной в пешеходную.
Построено почти 50 километров объездных дорог вокруг города — разгрузили центр. Снесены стихийные рынки, приведены в порядок фасады зданий. Эти изменения городу явно к лицу.
«Построили очистные сооружения. Море наконец-то стало чистым! Ежегодно Роспотребнадзор берет три тысячи проб воды, проверяет на соответствие требованиям. Еще ни одна проба не была отрицательной. Мы получили «Голубой флаг» за шесть пляжей в Сочи. Думаю, в этом году их будет еще больше», — комментирует Юрченко.
Чиновник признается, что за пять лет местным властям пришлось серьезно потрудиться, чтобы привлечь туристов из других регионов.
«Для нас это было удивительно: многие думают, что в Сочи дорого и скучно, проще, дескать, купить тур за границу. Но у нас сформировалась насыщенная программа. Мы сегодня проводим 300 крупных мероприятий, из них 20 — международного уровня. И постоянно работаем над тем, чтобы сформировать портфель значимых мероприятий, под которые люди специально берут отпуск. К таким можно отнести «Формулу 1», этапы чемпионатов мира, музыкальный конкурс «Новая волна», — перечисляет он.
А главное — на любой вкус и кошелек найдется вариант размещения. «Всего в Сочи 2450 объектов, это 88 тысяч номеров. Мы можем принять 200 тысяч туристов одновременно. Отелей, которые в «тени», почти не осталось, даже самые бюджетные гостевые дома обязаны проходить классификацию», — утверждает Юрченко.
Однако острой проблемой, сетует замглавы, пока остается дорогой трансфер. «Мы можем что угодно придумать, в том числе привлекать крупные компании для развития, но если билет стоит почти как весь отдых, многие подумают, стоит ли лететь вообще".
Впрочем, и с этой проблемой со временем можно разобраться: опыта решения, казалось бы, невыполнимых задач у этого города хоть отбавляй.