08:00 14.01.2019
(обновлено: 11:53 14.01.2019)
"Вызывающе и неприлично": чем раздражала перестроечная мода
© предоставлено издательством РИП – ХолдингОбложка журнала Stern, посвященного моде в СССР, 1988/Аризона, одна из участниц конкурса "Московская красавица-87", 1986
© предоставлено издательством РИП – Холдинг
Читать ria.ru в
МОСКВА, 14 янв — РИА Новости, Анна Кочарова. Художник-график, один из самых ярких представителей советского андеграунда 1980-х Миша Бастер выпустил книгу "Перестройка моды", рассказывающую о модной индустрии времен СССР. Автор подробно описывает, как Раиса Горбачева пыталась сделать отечественную моду актуальной, а известные западные дизайнеры создавали коллекции с советской символикой. С разрешения издательства "РИП-Холдинг" РИА Новости публикует отрывки из книги.
"Главным учреждением, определяющим направление официальной моды в стране, был ОДМО — Общесоюзный Дом моделей одежды в Москве. В 1965 году в ОДМО пришел работать молодой модельер Слава Зайцев, которого за создание "Русской серии" 1960-х французская пресса назовет "красным Диором", — отмечает автор.
"Как и остальные Дома моделей, ОДМО к 1980-м превратился в театр мод с билетами на показы и выездными шоу с обширной географией, — продолжает Бастер. — Это были и показы для партийной элиты, и шефские визиты в другие города СССР, и заграничные показы экспортной меховой продукции, на которые брали проверенных демонстраторов мод в сопровождении куратора из КГБ.
В знаменитом зеленом зале, который разрезал подиум, как его называли, "язык", зрителями оказывались члены партийных организаций и ударники труда, которым иногда выдавали специальные талоны на пошив одежды в Доме Мод".
© Фото : предоставлено издательством РИП – Холдинг/Виктория ИвлеваПоказ Дома моды Славы Зайцева, 1988
© Фото : предоставлено издательством РИП – Холдинг/Виктория Ивлева
Показ Дома моды Славы Зайцева, 1988
Автор пишет, что там можно было пошить на заказ по спецталонам, а при предприятии работал небольшой магазин, где можно было купить одежду с демонстраций.
«
Но основная производственная часть в обывательской среде СССР возлагалась на мастерство частных умелиц и различные ателье, которые были способны воспроизвести одежду из подручных средств по выкройкам с Кузнецкого Моста, 14.
"Помимо Общесоюзного, существовал спортивный, трикотажный и молодежный Дом моды в Сокольниках. Также было Бюро промышленной одежды, на которое возлагалась обязанность технических инноваций по крою, тканям и оборудованию для фабрик. Конструкторы работали по соседству, в рамках цехов верхней, детской и легкой одежды", — отмечает Бастер.
© Фото : предоставлено издательством РИП – Холдинг/Виктория ИвлеваМодели "Вали Мода" на Тишинском рынке, 1988
© Фото : предоставлено издательством РИП – Холдинг/Виктория Ивлева
Модели "Вали Мода" на Тишинском рынке, 1988
"Модели в том виде, в каком они были разработаны, в масспошив не шли, они упрощались и адаптировались, превращаясь в нечто ужасное. Но самой серьезной проблемой было то, что "творил коллектив", невзирая на личные качества и способности отдельных дизайнеров. Пожилые дизайнеры творили за некую призрачную идею "престижа Родины", а кто помоложе — "коллективами", — считает автор исследования.
"В тридцатую годовщину доклада Хрущева "О культе личности и его последствиях", 25 февраля 1986 года, на ХХVII съезде КПСС Михаил Горбачев оценивает постхрущевский период как "застой" и объявляет "перестройку", призванную раскрыть потенциал социализма, — напоминает Бастер. — "Второй нэп", как его иногда называли теоретики перестройки, начался с короткой, но шумной кампании по борьбе с нетрудовыми доходами. Летом 1986 года под это определение попадали любые доходы, полученные не из рук государства".
© Фото : предоставлено издательством РИП – Холдинг/Александр Тягны-Рядно Кооперативный магазин в Подмосковье, 1988
© Фото : предоставлено издательством РИП – Холдинг/Александр Тягны-Рядно
Кооперативный магазин в Подмосковье, 1988
"Людей с советской психологией раздражали не столько экономические последствия появления кооперативов, сколько возможность моральной реабилитации духа наживы и неравенства. Визуально этот по-настоящему болезненный вопрос проявлялся в виде частных автомобилей и модной одежды, которая раздражала и выглядела куда более вызывающей и неприличной, чем ранее", — замечает художник.
«
Фарцовщики, одетые в "вареные" джинсовые костюмы или кожаные куртки, дискотечные девушки в мини из джинсовой ткани или кожзаменителя, в чулках-сеточке, которые доводили до "правильной" формы, подрисовывая карандашом вертикальный шов, если он отсутствовал.
По словам Бастера, "балахоны пестрили иностранными принтами, которые на фарцовочный манер называли "пуссер" (от финнского pussero), как и первые кооперативные бейсболки. В это же время под влиянием видео и дискотечного бума появились всевозможные начесы, химия волос у обоих полов и яркий вульгарный макияж у девушек".
Автор обращает внимание на то, что "высокая" советская мода в этих условиях решительно увядала, пока за нее не взялась Раиса Максимовна Горбачева. Первая за всю историю СССР жена главы государства, соответствующая западному понятию первой леди: умеющая не только презентабельно выглядеть, но и поддерживать диалог на любом уровне.
© Фото : предоставлено издательством РИП – Холдинг/из архива Светланы КуницинойИв Сен-Лоран и советские манекенщицы. Ленинград, 1986
© Фото : предоставлено издательством РИП – Холдинг/из архива Светланы Кунициной
Ив Сен-Лоран и советские манекенщицы. Ленинград, 1986
"В связи с перестроечной активностью и курсом на моду интерес к советской тематике вырос настолько, что Тьерри Мюглер стал снимать моделей на фоне советской архитектуры для журнала "Оффисиель" в 1986 году — яркие футуристические модели на коммунистических памятниках. Вскоре после этого Мюглер-фотограф становится дизайнером и уже в этом качестве вернется в Москву.
В это же время эпатажный Жан-Поль Готье сделал коллекцию в духе конструктивизма с использованием крупных кириллических шрифтов и надписей, а Ив Сен-Лоран одел своих моделей в каракулевые шапки на манер генсековских", — пишет исследователь.
«
В истории мод были моменты, когда фешен-дизайнеры обращались к русской и советской теме, но не так интенсивно.
Автор напоминает и о том, что первая леди СССР прекрасно понимала значимость приличного внешнего вида и моды. С решительным настроем настоящего трендсеттера она взвалила на себя титаническую задачу изменить виртуальную ситуацию с модой. В 1988 году выходит полностью посвященный перестроечной моде и культуре номер журнала "Штерн", впервые представивший целую плеяду советских художников-альтернативщиков, а также сшитую по этому поводу современную молодежную коллекцию ОДМО.
© Фото : предоставлено издательством РИП – Холдинг/ из архива Ирины АфонинойПерестроечная военная коллекция Ирины Афониной, созданная специально для витрины итальянского магазина, торгующего вещами из СССР, 1989
© Фото : предоставлено издательством РИП – Холдинг/ из архива Ирины Афониной
Перестроечная военная коллекция Ирины Афониной, созданная специально для витрины итальянского магазина, торгующего вещами из СССР, 1989
"На эту фотосессию был приглашен великий Альберт Вотсон, который импровизировал со съемками на территории киностудии "Мосфильм". Германская пресса восторженно писала о Горби, а советско-германское направление в целом стало наиболее приоритетным в это время", — уточняет Бастер.
«
Резкие сдвиги после открытия журнала "Бурда" проявились в череде всевозможных конкурсов красоты, которые поначалу, по признанию организаторов, никто до конца не понимал, как сделать, что они должны собой представлять.
"Указание о проведении конкурса красоты в Советском Союзе пришло из ЦК, кто-то в ЦК партии дал команду, чтобы такой конкурс под эгидой "Бурды" и "Московского комсомольца" был. Для этого была создана специальная комиссия с участием горкомовских бонз и представителей культурной общественности, среди которых был тогда еще никому не известный Леонид Якубович. Последний же советский конкурс "Мисс СССР" прошел в 1991 году, за пару месяцев до неожиданного распада империи, и от его показа не осталось ни кадра хроники", — заключает автор книги.