Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

18 декабря: память преподобного Саввы Освященного, пост 10 Тевета

18 декабря православные верующие чтут память преподобного Саввы Освященного, а иудеи соблюдают пост 10 Тевета.

Преподобный Савва Освященный

Создатель Иерусалимского устава, используемого сегодня во многих православных церквях, родился в 439 году в городке Муталаска в Каппадокии в христианской семье. Он был совсем маленьким, когда его отец по делам службы был командирован в Александрию и взял с собой его мать, а сына оставил на попечение дяди. Пока родителей не было, мальчик прижился в монастыре святой Флавианы, стал там послушником, а когда родители вернулись, отказался покидать обитель и в 17 лет принял монашеский постриг.
Повзрослев, он, по совету Евфимия Великого, перешел в монастырь Мукеллик, известный своей строгостью, прожил в нем 17 лет, после смерти своего духовного отца почти на 5 лет ушел в затвор, а потом поселился в Иорданской пустыне, куда к нему стали стекаться ученики и в 484 году устроили там пещерную церковь, ставшую центром будущей Лавры.
Дважды — в 490 и 503 годах — часть его братии поднимала бунт против своего настоятеля, и он сам добровольно покидал свой пост, не пытаясь отстоять словами либо навязать силой свою власть, и лишь по настоянию патриарха снова принимал бразды правления. Узнав о том, что 60 монахов, ушедших из-под его власти в заброшенную обитель, так называемую Новую лавру, терпят крайнюю нужду, преподобный Савва попросил у патриарха для них некоторую сумму, сам привез ее к ним и даже помог построить церковь и организовать новый монастырь со своим собственным игуменом.
Достигнув блаженного бесстрастия и неколебимого предстояния души Богу, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных, по его молитвам шел дождь. Он основал в пустыне семь монастырей, и Иерусалимский патриарх Салюстий поставил его начальником всех собраний отшельнических жилищ и уединенных келий.
Скончался преподобный Савва, дожив до 94 лет, 5 декабря (18 декабря по новому стилю) 532 года. Его житие написал современник — Кирилл Скифопольский.
Мощи преподобного, вывезенные в 1256 году крестоносцами в Венецию, 12 ноября 1965 года были возвращены в носящую его имя Лавру — в Венеции остался лишь его монашеский крест.
Монашеский устав, введенный преподобным Саввой, со временем распространился сначала по всем монастырям Палестины, а потом и всего православного Востока. Лавра сыграла огромную роль в истории египетского и палестинского монашества — из нее вышли многие святые: Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский. И именно в ней сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по которому доныне совершаются богослужения в православной церкви.

Пост 10 Тевета

Этот пост (Асара-Бэтевет) был установлен в память о несчастьях, которые постигли еврейский народ 8-го, 9-го и 10-го числа месяца тевет.
10 тевета Вавилонский царь Навуходоносор начал осаду Иерусалима, и через два с половиной года в городской стене была пробита брешь, город был взят, Храм – сожжен, а евреи уведены в плен.
9 тевета умерли Ездра и Неемия, которые вели Израиль из Вавилонского плена.
А 8 тевета по указу царя Птоломея был завершен перевод Торы на греческий язык — событие, которое иудеи сочли не меньшим несчастьем, чем создание Золотого тельца: они считали, что пока Тора находилась в руках Израиля, который толковал ее на своем языке, она действительно связывала их с Всевышним и давала ответы на все вопросы; никто не решался отзываться о ней непочтительно, а если чужеземец хотел с ней ознакомиться, он должен был сначала изучить язык Писания. А теперь Тора оказалась заключенной в клетку греческого перевода, и благоговение перед ней исчезло: любой человек, знающий греческий язык, мог ее читать, комментировать и критиковать — и все это без того, чтобы хотя бы прикоснуться к ее мудрости.
В XX веке 10-е тевета получило дополнительное значение: сразу после создания государства Израиль Главный раввинат постановил, что этот день будет Днем всеобщего Кадиша — памяти жертв Катастрофы (Холокоста), дата гибели которых неизвестна. С тех пол 10-го тевета зажигают поминальную свечу (нер нешама), произносят молитву — Кадиш и учат отрывки из Мишны во имя душ этих мучеников.
Это день траура, поста и раскаяния. Еда и питье запрещены с рассвета до наступления ночи, А к дневным молитвам добавляют особые — относящиеся к Асара-Бэтевет и к дню поста. Также читают покаянные молитвы Слихот.
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала