Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайцам оказались не нужны богатые

© AP Photo / Andy Wong Мужчина у витрины с орехами из США в супермаркете в Пекине. Архивное фото
Мужчина у витрины с орехами из США в супермаркете в Пекине. Архивное фото
Мужчина у витрины с орехами из США в супермаркете в Пекине. Архивное фото
Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Начавшийся в прошлом августе сюжет с фильмом "Бешено богатые азиаты" получил неожиданное продолжение: картина провалилась в китайском прокате. Не собрала и миллиона долларов в ключевой первый уик-энд. И это на втором в мире (после США) кинорынке, и это вопреки очевидности: уж если кто-то должен был смотреть, затаив дыхание, на подробности стиля жизни китайских миллиардеров, пусть и в Сингапуре, то именно их этнические собратья. А собратья вяло зевнули и смотреть не стали.
Перед нами не скандал, а нечто куда лучшее. В конце концов, все скандалы на одно лицо: сначала кто-то демонстративно оскорбляется, а дальше… дальше все то же самое, то есть тишина. Перед нами очень поучительная история о том, что разные народы и цивилизации в наш информационный век знают друг о друге и чувствуют друг друга не просто мало, а опасно мало. Отчего иногда происходят войны, иногда стычки, а иногда, вот как сейчас, тягостное недоумение. Которое интереснее всего именно своей как бы несобытийностью.
Женщина с флагом Китая на площади в Пекине. Архивное фото
Какое будущее строят в Китае коммунисты-миллиардеры
Напомним, о чем кино. Готовящаяся к свадьбе американо-китайская пара приезжает в Сингапур знакомиться с родителями жениха, и тут невеста выясняет, что они не просто не бедны, а как-то очень уж не бедны. Собственный самолет — это так, среди прочих мелочей. И дальше — веселая комедия о том, как китаянка из семьи в США (человек благополучного среднего класса) сталкивается со стилем жизни сверхбогатых".
Фильм стал событием для американской публики, благодаря ему понявшей, что такое приход "века Азии" и неожиданное процветание одной из двух ключевых азиатских наций.
Но то Америка. Что же произошло с прокатом в Китае?
А как бы и ничего. К декабрю там масса народа посмотрела фильм в интернете, целиком или в отрывках, и комментарии были похожи: да у нас любой сериал по телевидению таких историй рассказывает миллион, и вы хотите, чтобы мы шли в кинотеатры? В чем новость?
Были, конечно, и обиженные, спрашивавшие: а если у нас снимут фильм под названием "Бешено богатые американцы" или "Глупые американцы", то вы там, у себя за океаном, пойдете его смотреть?
Но все-таки обиженных оказалось до странности мало для Китая, хотя нация очень даже умеет реагировать на оскорбления, вспомним хотя бы, что было с "Дольче и Габбаной" и их рекламным клипом с чумазой азиаткой, поедающей пиццу палочками. А здесь — пожали плечами: это не для нас.
Вообще-то автора книги, по которой сняли фильм, зовут Кевин Кван, он американский гражданин китайского происхождения. То же относится ко всей съемочной команде. Но команда эта добилась ровно того, чего и хотела, — сделала открытие для американской и прочей западной публики. Если задела чьи-то чувства, то именно в США или, допустим, в Европе. Их она, собственно, и хотела задеть. А восторгов соотечественников на исторической родине заслужить не удалось.
Фермер на крыше комбайна во время уборки урожая в штате Иллинойс. Архивное фото
Если с другом вышел в путь: Россия и Китай разоряют американских фермеров
Сколько таких сюжетов случалось в последние месяцы или годы с импортным кино о России, вы знаете. И все чаще подобные фильмы вызывают у нас не столько возмущение, сколько смех или, как у китайцев, равнодушие. Потому что откровенные провокации — это бывает, но гораздо чаще встречается нечто иное. Искреннее непонимание того, что такое Россия, историческая или сегодняшняя.
Они, может быть, даже добра нам желают — спасти от наследия сталинского тоталитаризма или от прочих напастей. Но фактуру не понимают и не чувствуют, так что "добро" их ничего, кроме равнодушия, не заслуживает. Что-то всегда не так: детали, общая тональность…
Понятно, что мы говорим давно уже не только о кино или прочих видах искусства. Все сложнее и хуже. Предполагалось, что информационный век и прочая глобализация невиданно сблизят народы, если не превратят их в единую массу. А как насчет того, что происходит ровно обратное?
Вообще-то чем дальше, тем яснее, что по крайней мере крупные страны или цивилизации с каждым десятилетием становятся все больше особыми и самобытными, в культурном и прочих смыслах. И прежде всего это касается бывшей колониальной периферии и когда-то бедных государств (а Китай к таковым вполне относился). Схема здесь проста: если появляются деньги, то часть их идет на возрождение своей культуры и традиций, просто потому, что людям это важно и нужно. И никакая цивилизационная уравниловка (она же глобализация в западном понимании) этот процесс переломить не может.
Исполнительный председатель Alibaba Group Джек Ма. Архивное фото
Основатель Alibabа рассказал, чем займется после ухода из компании
Попытки одних народов понять другие (и написать о них книгу, и снять кино) были и будут всегда. Есть, однако, ощущение, что сегодня процесс этот запаздывает, не успевает за ростом особости наций и цивилизаций.
И в такой ситуации непрерывно идущую в мире борьбу за конкурентоспособность имеют больше шанса выиграть те народы, у которых больше вкуса к пониманию других. Кевин Кван, конечно, облагодетельствовал свою новую родину, США, открытием на уровне карамзинского "и крестьянки любить умеют". То есть, в данном случае, и китайцы по ту сторону океана могут быть сверхбогатыми и жить лучше американцев. Но рассказать людям со своей исторической родины о том, какие они есть, у него не получилось. Они это лучше знают.
Оценить 82
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала