МОСКВА, 30 окт — РИА Новости. Единоличное право Константинопольского патриарха созывать всеправославные соборы, на чем он настаивает, не имеет никакого основания в церковных канонах, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Он пояснил, что прежде поместные церкви, в том числе и Русская церковь, не возражали против той практики, чтобы Константинополь созывал Соборы.
"Мы де-факто согласились с этим, потому что кто-то же должен созывать Вселенский собор. И поскольку Константинопольский патриарх первый по диптиху — ну, пускай он собирает. Ну, а теперь получилось так, что эта канонически не обоснованная, просто из соображений целесообразности возникшая традиция заводит нас в тупик. Вот не желает он собрать Собор — и Собор не собирается", — признал предстоятель РПЦ.
При этом, добавил он, другие церкви как раз за это выступают — или за проведение Собора, или хотя бы какого-то всеправославного совещания, на котором можно было бы обсудить, в том числе, сложившуюся церковную ситуацию на Украине.
"Но, видимо, Константинополь не согласится с таким развитием событий. Потому что он не желает объяснять другим причины своих неканонических деяний — я так объясняю эту позицию", — заключил патриарх.
Из-за решения Константинополя начать предоставление автокефалии неканонической церкви на Украине, которое в РПЦ назвали расколом, Синод Русской православной церкви 15 октября объявил о разрыве общения с Константинопольским патриархатом по всей канонической территории РПЦ, включая Украину и Белоруссию. Синод РПЦ назвал канонически ничтожным и увидел политику в решении об отмене Константинополем акта 1686 года о передаче им Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата. Митрополит Иларион заявил, что Константинополь утратил право называться координирующим центром православия. При этом в РПЦ надеются, что Константинополь изменит решение дать автокефалию Украинской церкви, а до этого он будет находиться в расколе.
Разрыв евхаристического общения делает невозможным для всех священнослужителей РПЦ совместные служения с иерархами и клириками Константинопольской церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах.