Сокрушительные удары по береговым целям, охота за вражескими субмаринами и эскортирование транспортных конвоев — фрегаты проекта 11356 «Буревестник» задумывались как недорогие универсальные сторожевые корабли для патрулирования дальней морской зоны. Сегодня в составе Черноморского флота действуют «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович» и «Адмирал Макаров». Чтобы раскрыть «тайну трех адмиралов», корреспондент РИА Новости поднялся на борт новейшего из них.
К месту постоянного базирования — в Севастополь — «Макаров» пришел в начале октября. Перед этим успел поучаствовать в Санкт-Петербургском военно-морском параде и отстреляться по учебным целям на Балтике и в Средиземноморье.
![Церемония торжественной встречи фрегата Черноморского флота Адмирал Макаров, прибывшего в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море Церемония торжественной встречи фрегата Черноморского флота Адмирал Макаров, прибывшего в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153007/99/1530079953_0:0:3072:2048_900x0_80_0_0_8cb29043df77243e1c5daa889225ffa1.jpg)
![Швартовка фрегата Черноморского флота Адмирал Макаров, прибывшего в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море Швартовка фрегата Черноморского флота Адмирал Макаров, прибывшего в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153007/97/1530079769_0:0:3364:2048_900x0_80_0_0_e2a560a2da9d92a01ed4fe84d748c36e.jpg)
![Церемония торжественной встречи фрегата Черноморского флота Адмирал Макаров, прибывшего в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море Церемония торжественной встречи фрегата Черноморского флота Адмирал Макаров, прибывшего в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153008/16/1530081667_0:0:3049:2048_900x0_80_0_0_50ba3689b4bc087d6eda5e8410bfac5d.jpg)
Сейчас фрегат включен в состав сил постоянной готовности и, если понадобится, может выйти в море в любую минуту. У стенки ему выделили почетное «парковочное» место рядом с флагманом Черноморского флота — гвардейским ракетным крейсером «Москва».
Парадный кормовой трап ведет на широкую вертолетную палубу с взлетно-посадочной площадкой, примыкающей к конусообразному ангару. За двустворчатыми воротами спрятано основное воздушное оружие фрегата — противолодочный вертолет Ка-27ПЛ, заточенный на поиск и уничтожение субмарин. В походе его держат в постоянной готовности к вылету — в любой момент может потребоваться разведка и целеуказание.
На верхней палубе в глаза бросается идеальная чистота и, в отличие от кораблей советских проектов, почти полное отсутствие металлоконструкций. В монолитной на первый взгляд надстройке есть два сквозных коридора вдоль бортов, по которым можно беспрепятственно переместиться с кормы на полубак.
На тех же корветах проекта 20380 (головной «Совершенный») такой номер не пройдет — нужно спускаться на уровень ниже.
Изнутри проходы «зеркальные» — почти полностью повторяют друг друга, по всей длине надстройки прорезаны двери во внутренние отсеки корабля. В «тоннеле» достаточно просторно — свободно разойдутся несколько человек.
![Вид с мостика фрегата Адмирал Макаров Вид с мостика фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153136/71/1531367126_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_58c5ce2b3aa48c506632f131176ab608.jpg)
![Верхняя палуба фрегата Адмирал Макаров Верхняя палуба фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153136/66/1531366659_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_0bfcd0cb0d8fc3a7ff3c6b8625d0bf34.jpg)
![Правый борт фрегата Адмирал Макаров Правый борт фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/63/1531376349_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_dd2c9052687e4556f2e3a5a8309098b1.jpg)
![На верхней палубе фрегата Адмирал Макаров На верхней палубе фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/26/1531372698_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_ff05da2d19d6d04575a00d11166f2e7a.jpg)
![Кабинка руководителя посадки на вертолетной палубе фрегата Адмирал Макаров Кабинка руководителя посадки на вертолетной палубе фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153136/92/1531369288_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_87f50a9b6884bf0a0b5c08cdfcc1e7b5.jpg)
Первое, на что тут обращаешь внимание, — спрятанный в бортовой нише массивный торпедный аппарат. На корабле их два: по левому и правому борту, оба двухтрубные, калибром 533 миллиметра. Рядом — изогнутый рельс для разворота в боевое положение, стеллажи и лебедки для загрузки торпед. Боеприпасы могут быть как противолодочные, с самонаведением, так и обычные, для стрельбы по надводным целям.
Крышки аппаратов выкрашены в черный цвет, а сверху наклеены красные звезды, аккуратно вырезанные из линолеума, — флотский тюнинг, на заводе так не делают.
Подвижные узлы и агрегаты жирно смазаны солидолом. Судя по всему, качественным — от одежды не отстирывается.
Проходим вперед вдоль борта и оказываемся на полубаке. Здесь сосредоточена главная ударная мощь фрегата. Сразу под надстройкой ощетинился направляющими реактивный противоторпедный бомбомет РБУ-6000 «Смерч-2», за ним — двухуровневая ракетная площадка и автоматическая 100-миллиметровая артустановка А-190. На верхнем ярусе площадки тускло поблескивают крышки восьми ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК), адаптированного под крылатые ракеты «Калибр-НК» (противокорабельные, противолодочные или большой дальности), а также сверхзвуковые ПКР «Оникс» и, в перспективе, — гиперзвуковые ПКР «Циркон».
Все комплексы управления огнем подключены к «мозгу» корабля — боевой информационно-управляющей системе, разработанной специально для фрегатов этого проекта.
![Реактивный бомбомет РБУ-6000 Смерч-2 на фрегате Адмирал Макаров Реактивный бомбомет РБУ-6000 Смерч-2 на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/77/1531377736_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_5b300c9f29596c6239941380e8a659c7.jpg)
![Реактивная бомбовая установка Смерч-2 на фрегате Адмирал Макаров Реактивная бомбовая установка Смерч-2 на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/77/1531377770_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_99f1297cad11398824f6d14449e6c6cd.jpg)
![Реактивный бомбомет Смерч-2 на фрегате Адмирал Макаров Реактивный бомбомет Смерч-2 на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/84/1531378421_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_1733ccc538a19d6de051cd9195a31b58.jpg)
![Реактивный бомбомет РБУ-6000 и установка вертикального пуска ракет Калибр-НК на фрегате Адмирал Макаров Реактивный бомбомет РБУ-6000 и установка вертикального пуска ракет Калибр-НК на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/89/1531378963_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_db3ebd2d514876bba5daa3e411a97e97.jpg)
![Носовая артиллерийская установка А-190 на фрегате Адмирал Макаров Носовая артиллерийская установка А-190 на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/37/1531373701_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_926ab12d26d50ceda6ff3b4394984087.jpg)
![Носовая 100-миллиметровая артиллерийская установка на фрегате Адмирал Макаров Носовая 100-миллиметровая артиллерийская установка на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/33/1531373359_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_ae9dd32482c2ffc9cb1080ba21b34dbb.jpg)
![Носовая часть фрегата Адмирал Макаров Носовая часть фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/37/1531373749_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_67a235f991cd5e1421ffe4dd269a19f1.jpg)
![Крышки пусковой установки универсального корабельного стрельбового комплекса Калибр на фрегате Адмирал Макаров Крышки пусковой установки универсального корабельного стрельбового комплекса Калибр на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/20/1531372000_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_2fae11a43e1045f3f81dc3c71e419856.jpg)
![Крышки ячеек зенитных ракет комплекса Штиль-1 Крышки ячеек зенитных ракет комплекса Штиль-1](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/22/1531372215_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_83d4a029ce948eea0f1f7570ab93b967.jpg)
![Установка торпедного аппарата на фрегате Адмирал Макаров Установка торпедного аппарата на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153138/02/1531380236_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_da481a6050d385c640a3d223dbcd9827.jpg)
![Ниша правого торпедного аппарата на фрегате Адмирал Макаров Ниша правого торпедного аппарата на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/30/1531373014_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_58fd81700b270e0009c88864d68bfb9a.jpg)
Нижний ярус отведен под вертикальные пусковые зенитных ракет комплекса «Штиль-1» (аналог наземного «Бука»), их тут 24 — две установки по 12 ракет. ЗРК может одновременно обстреливать до 12 целей. Артиллерийская часть системы ПВО корабля размещена ближе к корме — две шестиствольные пушки АК-630М. Скорострельность — до пяти тысяч выстрелов в минуту, блоки стволов вращаются.
![Зенитная пушка АК-630М на фрегате Адмирал Макаров Зенитная пушка АК-630М на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153136/85/1531368539_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_30d664792e48a479bfd56e93b3b53a75.jpg)
![Шестиствольная артиллерийская установка АК-630М на фрегате Адмирал Макаров Шестиствольная артиллерийская установка АК-630М на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153138/13/1531381325_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_be1d6fbdf34fd21ee7cdb2a8eeb1dbcc.jpg)
![Зенитная артиллерия фрегата Адмирал Макаров - шестиствольная установка АК-630М Зенитная артиллерия фрегата Адмирал Макаров - шестиствольная установка АК-630М](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153136/84/1531368422_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_111afecbd5a3217ed896a64f279b0fe6.jpg)
![Зенитно-ракетный комплекс Штиль-1 фрегата Адмирал Макаров Зенитно-ракетный комплекс Штиль-1 фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153136/87/1531368712_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_bc8e207a0d2b0a59822556dd61fa2c74.jpg)
Впрочем, они подходят не только для обстрела воздушных целей — хорошая очередь из такой пушки разрезает маломерное судно как сварка.
«Радиус действия нашего бортового вооружения гораздо больше, чем у кораблей предыдущих поколений, и боевые функции совершенно другие, — рассказывает РИА Новости командир «Адмирала Макарова» капитан второго ранга Григорий Бреев. — Этот фрегат не уступает, а в чем-то даже превосходит крупные надводные корабли ВМС стран черноморского региона, вплоть до эсминца.
Грубо говоря, по мощи бортового вооружения и спектру решаемых задач «Макаров» сопоставим с крейсером «Москва». Мы можем все — наносить удары по берегу, кораблям, искать субмарины — как с помощью вертолета, так и сами, следить за ними и отрабатывать торпедами».
Обойдя верхнюю палубу, поднимаемся по трапу на правое крыло мостика – место дежурства сигнальщиков или, говоря сухопутным языком, наблюдателей. Тут установлено высокое кресло, по словам моряков, подаренное экипажем крейсера «Москва», сигнальный прожектор с затворами и репитер гирокомпаса. На ограждении — широкий деревянный планширь, покрытый лаком, на полу специальные решетки, тоже из дерева. Как говорят моряки, пайолы.
![Правое крыло ходового мостика фрегата Адмирал Макаров Правое крыло ходового мостика фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/63/1531376323_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_6ffa012f64c00a99904db351d29360cc.jpg)
![Репитер гирокомпаса на крыле ходового мостика фрегата Адмирал Макаров Репитер гирокомпаса на крыле ходового мостика фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/90/1531379003_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_6f1f4b6006a59fabb028248401f3b952.jpg)
![Сигнальный прожектор на фрегате Адмирал Макаров Сигнальный прожектор на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/92/1531379218_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_909f2c97adf2053f20af769aa7bdd04d.jpg)
Надо отметить, в военном кораблестроении медь, бронза и дерево давно отдали пальму первенства более современным и технологичным материалам, однако их по-прежнему используют — в основном в декоративных целях, как дань вековым флотским традициям.
Берешься за начищенный до зеркального блеска бронзовый поручень и чувствуешь: это действующий боевой корабль, а не какая-нибудь угольная баржа на Енисее.
На внешней поверхности рубки «Макарова» базируется целая армада военных кораблей стран НАТО. Их детальные силуэты белой краской нанесены через трафарет и выстроены как на параде. В первом ряду — американский ракетный крейсер типа «Тикондерога», эсминцы УРО «Замволт» и «Арли Берк», а также десантно-вертолетный корабль-док типа «Сан-Антонио». За ними в тесном боевом порядке следуют испанские, французские, немецкие и турецкие корабли.
На общем фоне выделяется характерный угловатый силуэт вертолетоносца «Мистраль», так и не ставшего российским.
«Это для сигнальщиков, — поясняет сопровождающий матрос. — Тут почти все боевые корабли, которые можно встретить в зоне ответственности фрегата — Черноморском и Средиземноморском бассейнах. Вахтенный обнаруживает корабль потенциального противника, быстро сверяется с силуэтом, идентифицирует его и докладывает командиру».
![Силуэты боевых кораблей НАТО на рубке фрегата Адмирал Макаров Силуэты боевых кораблей НАТО на рубке фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/92/1531379240_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_aad74d5a3495a9e131eceeeca4cfc419.jpg)
![Силуэты кораблей НАТО на ходовом мостике фрегата Адмирал Макаров Силуэты кораблей НАТО на ходовом мостике фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/95/1531379510_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_8c6485193701070f4dd7ebe1bb0ef805.jpg)
До него, кстати, отсюда совсем близко — обшитая деревом дверь ведет прямо на ходовой мостик. Внутри просторно, стоит нактоуз с гирокомпасом на карданном подвесе, тумба с рукоятками машинного телеграфа, на переборках висят оперативные карты и схемы, с подволока спускается массивный прибор — оптический стереовизор с переменным зумом и ночным режимом, внешне похожий на перископ подлодки. Он поворачивается на 180 градусов, позволяет визуально «вести» цели и брать на них пеленги. Здесь же, в правой части мостика, — высокое командирское кресло. Слева — такое же кресло для старшего на борту, следящего за маневрами. Как правило, это адмирал. По состоянию органов управления и приборов заметно, что фрегат недавно сошел со стапелей.
![Командирское кресло на ходовом мостике фрегата Адмирал Макаров Командирское кресло на ходовом мостике фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/09/1531370952_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_36d4d50d6ca3ea8a74bdad1c6d5a951f.jpg)
![Интерьер ходового мостика фрегата Адмирал Макаров Интерьер ходового мостика фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153136/89/1531368956_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_c91e10730e6b5d23dc9a3da5fccff5cd.jpg)
![Часы на ходовом мостике фрегата Адмирал Макаров - московское и корабельное время Часы на ходовом мостике фрегата Адмирал Макаров - московское и корабельное время](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153138/13/1531381308_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_d6ea96d67187e000d7b816b98494fd3a.jpg)
![Окуляры визира-пеленгатора на фрегате Адмирал Макаров Окуляры визира-пеленгатора на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/39/1531373962_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_e9e92ffe0f088ca00b2c4758737d94e7.jpg)
«Новый корабль как новая машина — все исправно, нет эксплуатационных ограничений, системы автоматизированы, подключены к компьютерам, — объясняет Бреев. — Для каждого командира боевой части предусмотрено персональное рабочее место. Компьютеры есть и в офицерских каютах, но к интернету они не подключены — запрещено».
Выше ходового мостика только крымское небо и стальной лес антенных постов — глаза и уши фрегата.
Антенных решеток и лепестков тут хватает — на борту шесть радиолокационных станций, отвечающих за навигацию и управление бортовым оружием, есть комплекс радиоэлектронной борьбы. Все системы защищены от помех. При этом, что интересно, для вражеских средств радиоразведки фрегат малозаметен из-за особой архитектуры корпуса, построенного по стелс-технологиям.
С мостика спускаемся на нижние палубы. Прессу сюда еще не пускали. Недра корабля представляют собой километры узких коридоров, увитых трубопроводами и электрическими кабелями. На стенах — телефоны экстренной связи, которые работают даже при полном обесточивании. Сотни люков, трапов, переходов и лазов, связывающих между собой несколько палуб.
Здесь, как нигде, корабль воспринимается как огромный живой организм, в котором нет ни одной лишней заклепки. Все подчинено максимальной живучести и боевой эффективности.
![Телефонный аппарат внутренней связи на фрегате Адмирал Макаров Телефонный аппарат внутренней связи на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153138/01/1531380139_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_ec44862379e65baace110b248097c233.jpg)
![Внутренние переходы и коридоры на фрегате Адмирал Макаров Внутренние переходы и коридоры на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153136/75/1531367502_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_3813d213fd6b84e6a5839d094a108b04.jpg)
![Коридор на нижней палубе фрегата Адмирал Макаров Коридор на нижней палубе фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/10/1531371014_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_ca0339ad95bf68c1e167f2851f187ed3.jpg)
![Переходы и трапы на фрегате Адмирал Макаров Переходы и трапы на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/53/1531375303_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_73634374e08e0404b91eed71069cea07.jpg)
![Внутренние отсеки фрегата Адмирал Макаров Внутренние отсеки фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153136/74/1531367492_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_9e3f606d081a7b955edcf5881a060803.jpg)
![На нижних палубах фрегата Адмирал Макаров На нижних палубах фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/29/1531372987_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_6e49e52249f025449d237047433bb495.jpg)
Коридоры почти не отличаются, поэтому, попав в них впервые, поневоле теряешься. «Я тоже поначалу плутал, — смеется мой провожатый. — А за три года привык, теперь ориентируюсь с закрытыми глазами. На самом деле здесь все очень логично выстроено». По специальности Иван — гидроакустик, служит на «Макарове» по контракту и расставаться с флотом не планирует.
Вместо привычного линолеума под ногами — наливные полы, долговечные и практичные. Верхняя палуба покрыта особым нескользящим составом, сохраняющим свои свойства даже при намокании.
Просторная кают-компания выделяется интерьером и напоминает городскую квартиру с неплохой отделкой — темное дерево стеновых панелей, матовый металл светильников и белые скатерти на столах. Внутри прохладно — работают кондиционеры.
Экипаж «Макарова» — почти 200 человек. Офицеры и мичманы расселены в каютах, матросы — в кубриках, где у каждого собственная койка и тумбочка. Умывальники и гальюн общие.
![Офицерская каюта на фрегате Адмирал Макаров Офицерская каюта на фрегате Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/42/1531374204_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_421f31798fb29aea7eaba3a06d1cde5a.jpg)
«На флоте многое зависит от обученности личного состава, — подчеркивает командир. — Наш экипаж успел добиться высокой слаженности — с 2016 года прошли вместе около 30 тысяч миль. Текучка, конечно, есть, но незначительная. Уходят по разным причинам, некоторые просто не хотят связывать судьбу с военно-морским флотом и предпочитают гражданские профессии. Кто-то подписывает и второй, и третий контракты. Главное, удается сохранить костяк».
Красного вина, как на подлодках, на «Макарове» не наливают, но питание плотное, трехразовое, согласно морской норме.
Вертолетная группа кормится из одного котла с моряками, плюс в море получает доппайки.
![В кают-компании фрегата Адмирал Макаров В кают-компании фрегата Адмирал Макаров](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153136/64/1531366409_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_cb014c29d760476abbe44f09eb518807.jpg)
«Хлеб печем сами, есть две опреснительные установки для забортной воды, — объясняет командир. — Это очень важно: пресная вода — главная ценность в море. На старых кораблях она выдается по графику, два раза в сутки через расходные бачки. Тут водой никто не обделен, личный состав может и пить, и стирать вещи. Автономность фрегата — месяц. Грубо говоря, загрузились продовольствием, вооружились, заправились и ушли решать задачи. Есть возможность заправки в море от танкера».
Сердце корабля — двухвальная газотурбинная установка суммарной мощностью 56 тысяч лошадиных сил, на максимальных режимах разгоняющая корабль до 30 узлов (55 километров в час). Два форсажных и два маршевых двигателя вращают гребные винты фиксированного шага. За электроэнергетику отвечают четыре дизель-генератора.
Система управления машинным отделением полностью автоматизирована, там, где на старых кораблях требовалось десять механиков, сейчас достаточно двоих.
«Мы на ходовых испытаниях крутили механизмы до предела, до той грани, которая прописана в конструкторской документации, — вспоминает Бреев. — Сбоев не было. Скажу больше, в Баренцевом море и на Балтике нас изрядно потрепало в штормах, но корабль показал себя превосходно. Тут есть активные успокоители качки, которые работают в разных режимах и гасят амплитуду колебаний».
![Фрегат Адмирал Макаров в Севастополе Фрегат Адмирал Макаров в Севастополе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153138/04/1531380467_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_424dfa88e0be482fdb0afae79a6c1762.jpg)
«Макаров», «Эссен» и «Григорович» — прямые потомки советских сторожевиков дальней морской зоны проекта 1135, разработанных Северным ПКБ (Санкт-Петербург) для поиска и уничтожения подлодок. Один из них — СКР «Пытливый» — пришвартован по соседству с «Макаровым». Новые фрегаты унаследовали лучшие черты семейства — простоту конструкции, удобство размещения экипажа и выдающиеся мореходные качества.
Всего на калининградском судостроительном заводе «Янтарь» заложили шесть «Буревестников».
Судьба второй тройки — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» — пока не решена. Их также заказывали для ЧФ, но из-за проблем с поставками украинских двигателей решили достроить с российскими и продать Индии. В конце 2016-го договорились о поставке четырех единиц, однако до реальных контрактов дело пока не дошло.
![Портрет адмирала Макарова в кают-компании одноименного фрегата Черноморского флота Портрет адмирала Макарова в кают-компании одноименного фрегата Черноморского флота](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153137/55/1531375551_0:0:4000:2670_900x0_80_0_0_3736cce20cfcb772b424eb9b6abe5942.jpg)
Третий корабль серии назвали в честь российского флотоводца и ученого, вице-адмирала Степана Макарова. Его портрет висит в кают-компании.
Ранее это имя носил один из больших противолодочных кораблей проекта 1134А, почти тридцать лет гонявшийся за натовскими подлодками и авианосцами.