Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Подло и вероломно". Почему Константинополь хочет раскола

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкСвященнослужитель на богослужении в Георгиевском храме в Москве. Архивное фото
Священнослужитель на богослужении в Георгиевском храме в Москве. Архивное фото

Ирина Алкснис

Греция. Святая Гора Афон. Архивное фото
Греция не дала визу управляющему делами Московской патриархии
Историческое решение Синода Русской православной церкви в связи с церковной ситуацией на Украине дополняется беспрецедентно жесткой риторикой представителей РПЦ в отношении Константинопольского патриархата (КП). Москва выражает твердую готовность к разрыву церковной общности с Константинополем, а глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата (МП) митрополит Волоколамский Иларион назвал политику Фанара "подлой и вероломной".

Невозможно совершить большую ошибку, чем оценить происходящее как "чисто церковные дела". На самом деле разворачивающиеся события в полной мере относятся к тому, что принято называть "большой политикой", когда на кону стоят судьбы десятков миллионов людей, стран и целых регионов.

И речь в данном случае далеко не только об Украине.

Наша юго-западная соседка стала объектом действий Фанара ровно по той же причине, по какой Запад пытается с ее помощью давить на Москву все последние годы: Украину считают — и небезосновательно — уязвимой точкой, рычагом, который можно использовать против России.

Президент Украины Петр Порошенко во время встречи с Патриархом Варфоломеем I. Архивное фото
В РПЦ рассказали о влиянии США на Константинопольский патриархат
При этом на самом деле в обоих случаях — и светском, и религиозном — на кону стоят куда более масштабные задачи и сложные цели. Например, тот же митрополит Иларион на днях сказал, что КП ведет войну против Русской церкви уже сто лет. Это разрушает нередко высказываемую версию о том, что в текущем кризисе виноват исключительно константинопольский патриарх Варфоломей. В реальности все намного глубже и серьезнее.

Представляется, что истинную подоплеку происходящего можно понять с помощью нескольких общеизвестных, если не сказать — банальных, фактов.

Факт первый. Мировое православие представляет собой сообщество независимых и равноправных поместных церквей. В отличие от имеющей жесткую иерархию католической церкви, во главе которой стоит папа римский, в православии нет ничего подобного. Автокефальные церкви полностью самостоятельны в делах своего канонического и административного управления.

Вид на Кремль и храм Христа Спасителя в Москве. Архивное фото
РПЦ отказалась работать под председательством Константинополя
Факт второй. При отсутствии иерархии у православных церквей есть определенное старшинство, которое не дает никаких формальных преимуществ, но отражает традицию и историю мирового православия. Под первым номером идет Константинопольский патриархат, что является данью той великой — и уже очень далекой от нас — эпохе расцвета, когда именно Константинополь был сердцем православия, а Константинопольский патриархат — крупнейшей, самой влиятельной и во всех остальных отношениях "самой-самой" православной церковью в мире.

Факт третий. В силу той же традиции КП выполняет ряд координационных функций между православными церквами, и именно тут концентрируется один из главных подспудных конфликтов. Во многих действиях Фанара критики усматривают попытки превратить его координационную деятельность в управленческую. КП обвиняют в стремлении трансформировать мировое православие по подобию католической церкви с "восточным папой", роль которого, разумеется, предназначена константинопольскому патриарху. Это встречает заметное сопротивление среди православных церквей, однако главным и абсолютно бескомпромиссным противником такого развития событий выступает Московский патриархат.

Софийский собор в Киеве
Политолог рассказал, зачем Порошенко пытается "узурпировать веру"Вселенский патриархат сообщил, что рассмотрел запрос президента Украины Петра Порошенко об отдельной церкви на Украине. Политолог Александр Асафов в эфире радио Sputnik объяснил, зачем киевским политикам разговоры об автокефалии.
Факт четвертый. В настоящее время Русская православная церковь занимает место, некогда принадлежавшее Константинополю как "самой-самой" православной церкви в мире. На днях секретарь по межправославным отношениям отдела внешних церковных связей протоиерей Игорь Якимчук без ложной скромности заявил: "Русская церковь — это никак не меньше половины всего православного христианства". Речь идет приблизительно о ста миллионах верующих и всех остальных ресурсах, которые стоят за организацией такого масштаба. К тому же РПЦ, как и прочие традиционные религии России, пользуется поддержкой государства, что в нынешние времена возвращения страны в державный статус дополнительно усиливает возможности и влияние русского православия.

В общем, если перевести на обыденный язык вывод, который можно сделать из вышеперечисленных фактов, то он будет звучать следующим образом: Русская православная церковь стоит костью в горле Константинопольского патриархата, причем чем дальше, тем сильнее.

Крестный ход Украинской православной церкви в Киеве. Архивное фото
Поместные церкви выступили против проекта украинской автокефалии
Кстати, нет ничего удивительного в том, что еще около века назад противодействие Фанара Москве приобрело серьезный размах. Именно тогда благодаря прогрессу мир начал активно "глобализироваться" и Русская православная церковь из чисто российского феномена стала превращаться в заметную международную силу.

Советская власть на семьдесят лет остановила этот процесс, но теперь все вернулось с утроенной силой. Русское православие можно встретить в любой точке земного шара — в Палестине, на Афоне, в Антарктиде…

Для Константинопольского патриархата, мечтающего вернуть (а то и превзойти) давно утраченное величие, перестроив всю систему мирового православия и встав во главе него, РПЦ превратилась в непреодолимое препятствие. В этой ситуации действия Фанара в отношении Украины — просто борьба с РПЦ как с силой, которая воспринимается им как огромная угроза и очень опасный конкурент.

Киево-Печерская лавра в Киеве
В чужой монастырь со своим уставом. Госдеп занялся религией на УкраинеСША направили в Киев ревизора: проверить, как обстоят дела в духовной жизни украинцев. И, кажется, для Вашингтона в этой ситуации чем хуже – тем лучше.
Недавние решения КП можно расценить как попытку подорвать позиции РПЦ на Украине и, соответственно, ослабить русское православие в целом. Однако вряд ли успехи на этом пути будут столь уж значительны. Максимум, чего можно ожидать, это усиления религиозного раскола и канонического хаоса на данной территории, зато УПЦ МП, скорее всего, получит дополнительный стимул для сплочения своих рядов.

Представляется, что Фанар своими скандально провокационными действиями хочет добиться иного результата — того самого раскола православия, о возможности которого предупреждает Москва.

В ситуации, когда нет никаких шансов победить противника, а время играет в его пользу, выходом может стать лишь полная смена правил игры и вывод опасного конкурента "за скобки". Ведь в случае успеха такого сценария это будет означать разрыв РПЦ не только с Константинополем, но и с остальными православными церквами, которые не выразят аналогичную с Москвой позицию и не пойдут тем же путем. А это резко увеличит шансы Фанара на перестройку той, другой половины мирового православия по желаемой им схеме с константинопольским патриархом во главе.

Вид на Храм Христа Спасителя в Москве. Архивное фото
В РПЦ допустили разрыв церковной общности с Константинополем
В свете этого заметно иначе выглядит пятничное решение Синода, который при всей жесткости в отношении КП не сделал последнего шага по разрыву церковного единства, зато инициировал всеправославное обсуждение украинского раскола.

Русской православной церкви нет причин самой бояться "великого раскола" православия. Ее масштаб, сила и независимость гарантируют ей уверенное движение в будущее, как бы события ни повернулись.

Но есть еще почти полтора десятка православных автокефальных церквей по всему миру, которым грозит остаться один на один с Фанаром, желающим подчинить их себе, разрушив тысячелетнюю традицию православия, и имеющим для этого определенные ресурсы (в частности, заокеанскую поддержку).

Судя по всему, Московский патриархат намерен не допустить исполнения замыслов Константинополя.

Петро автокефальный
Петро автокефальный

Популярные комментарии
нет такого города больше (Константинополя) и страны такой нет (Византия). Патриарх несуществующей страны. Профукали вы все 550 лет назад.
17 сентября 2018, 09:31
Это и так и не так. Мечта КП понятна, но он никогда бы не решился на это, не будь мощной подпитки его и его окружения из США, которые углядели в этом ослабление РПЦ. И то что КП со времен существования Византии и до захвата турками Константинополя, принимали решение в зависимости от величины подношений - не секрет. А уж после этого они ни чем другим и не руководствовались.
17 сентября 2018, 08:33
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала