Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

"Так решили на Вселенском соборе": Русская церковь вступает в Новый год

© Фото : предоставлено пресс-службой патриарха Московского и всея РусиПатриарх Кирилл совершает молебное пение на новолетие в Храме Христа Спасителя в Москве. Архивное фотоПатриарх Кирилл совершает молебное пение на новолетие в Храме Христа Спасителя в Москве. Архивное фото

МОСКВА, 14 сен — РИА Новости, Сергей Стефанов. У православных верующих 14 сентября Новый год — новолетие по церковному календарю. Понять этот праздник можно только в контексте всех событий богослужебного года: индикт (календарь) связан с особой реальностью — "сверхъестественной", "трансцендентной", в которой живет верующий человек. Об этом говорят священнослужители.

В храмах в этот день вспоминают евангельское повествование о том, как Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество пророка Исаии о наступлении "лета Господня благоприятного". Предание связывало это событие с 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Именно с этого дня с IV века ведется отсчет церковного индикта.

"Сверхъестественная реальность"

Выставка Янтарные вехи истории в Калининграде
Рождество: почему для науки Иисус Христос — реальный персонаж
"В нашей церкви с 1 сентября начинается цикл так называемых двунадесятых (двенадцати основных. — Прим. ред.) праздников, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Богородицы, с конкретной датой. Вообще, каждый день церковного календаря связан с каким-нибудь праздником или памятью святых. Но церковный календарь сложнее, чем гражданский. Если гражданский просто повторяет схему соответствия каких-то событий тем или иным дням, то в церковном календаре есть и другая модель — на основе дня празднования Пасхи, которая каждый год приходится на разные дни", — рассказывает РИА Новости замглавы синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион (Митько).

Именно от Пасхи отсчитываются подготовительные недели перед Великим постом, и воскресные дни, и "седмицы" (недели) после Пасхи, имеющие особый смысл. В числе переходящих праздников есть и двунадесятые — Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы (Пятидесятница).

"Искусство церковного устава в том, чтобы совместить непереходящие праздники и переходящие. Это и создает ту особую реальность, в которой живет верующий человек, — связанную с вознесением Христа, сверхъестественную, трансцендентную, в которую человек входит через веру. И эта реальность есть преддверие Царства Небесного", — объясняет священнослужитель.

Рельеф Обрезание на выставке Искусство Северной Готики и Ренессанса в ГМИИ им. А.С.Пушкина
Прообраз Крещения: как в старый Новый год Церковь отмечает Обрезание Христа
По его словам, гражданский календарь "генетически, исторически восходит к церковному и несет на себе определенные его черты". "Мы пользуемся гражданским календарем и не всегда помним его историю. А ведь самим типом того календарного времени, в котором мы живем, мы обязаны церковной традиции. Потому что именно церковный календарь лежит в основе нашего порядка отсчета дней, времени", — уточняет собеседник агентства.

Наместник Высоко-Петровского монастыря Москвы, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) обращает внимание на то, что начало и конец годового цикла связаны с жизнью Пресвятой Богородицы, благодаря которой и "совершилось дело человеческого спасения".

"Первый значимый праздник церковного года — Рождество Богородицы — в сентябре, а последний — Успение Пресвятой Богородицы — в августе. Получается, что год начинается с рождения Девы Марии, а завершается ее восхождением от земного мира в мир вечного Царства Божественного Сына", — говорит Еремеев.

Начало "свободы христианской"

В храме Христа Спасителя. Архивное фото
Лестница в небо: куда и зачем вознесся Христос
Церковное новолетие празднуют с IV века. Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над узурпатором Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. И участники Первого Вселенского собора в 325 году в память об этом постановили встречать Новый год 1 сентября, в день начала "свободы христианской".

На 1 сентября всегда приходилась праздничная служба с особым чином — проводами лета. Евангелие в этот день читал сам патриарх. А после утрени архиерей и другие священники под пение хора процессией выходили на городскую площадь и совершали службу с чтением Евангелия и особыми прошениями.

Однако на Руси даже после принятия христианства гражданский год по старинке еще долго начинался с марта. С этого месяца отсчитывали год Нестор и другие древние русские летописцы. Так было вплоть до XV века.

Изображение Иисуса Христа. Архивное фото
"Даже апостолы не поверили": что говорят историки о воскресении Христа
Сохранились свидетельства, что в XVII веке царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и другие служилые люди посвящали день новолетия делам милосердия. Всех нищих богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили праздничным обедом. Простому народу дарили гостинцы и подарки, посещали и заключенных в темницах.

В Москве царь выходил с торжественным крестным ходом на Соборную площадь Кремля, где патриарх поздравлял его с новолетием. В последний раз этот чин был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра I. Сидя на установленном на площади престоле в царской одежде, он принял благословение предстоятеля Русской церкви.

После этого император перенес начало гражданского Нового года на 1 января. Однако в богослужебных книгах приход "нового лета" по-прежнему 1 сентября.

Оценить 58
Лучшие комментарии
agentsmith11235814 сентября, 10:31
У Олдоса Хаксли есть замечательное эссе под названием "Двери восприятия", так там про сверхъестественную реальность написано поразительно схоже
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала