МОСКВА, 29 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская. Народный банк Китая резко повысил курс национальной валюты к доллару — юань укрепился до максимальных значений с начала августа, хотя в последние месяцы неуклонно снижался. Какой сигнал подает Пекин Вашингтону в торговой войне и что еще могут предпринять китайцы — в материале РИА Новости.
На фоне экономического противостояния с США курс китайской валюты неуклонно снижался, достигнув минимумов с середины прошлого года. С одной стороны, это связывали с процессами вывода капитала с развивающихся рынков. Повышение процентных ставок в США вынуждало инвесторов распродавать рискованные активы и перекладывать деньги в доллар.
С другой — предполагалось, что таким образом КНР пытается компенсировать потерю конкурентных преимуществ от повышения импортных пошли США. Дональд Трамп уже не раз обвинял Китай в использовании юаня в качестве инструмента торговой войны и манипуляциях валютой. Такие заявления небеспочвенны: курс юаня формируется нерыночным образом, и возможности Народного банка Китая по управлению нацвалютой практически не ограничены.
Рекордное ослабление
В конце июля юань пережил рекордное ослабление — регулятор девальвировал его до годового минимума, обеспечив мощный стимул китайскому экспорту. Дешевая нацвалюта позволяет сохранить присутствие товаров из КНР на американском рынке и нарастить объемы экспорта — несмотря на новые заградительные меры.
В то же время ослабление национальной валюты несет для Китая и негативные последствия — в первую очередь снижение объемов производства товаров и услуг в связи с удешевлением юаня.
В середине августа Центральный банк Китая заявил: прибегать к конкурентной девальвации для облегчения последствий торговой войны регулятор не собирается, а для стабилизации курса предпримет контрциклические меры.
Готовность к компромиссам
Начиная с прошлой недели власти понемногу повышают обменный курс юаня. По мнению аналитиков, это сделано из тактических соображений и демонстрирует готовность Поднебесной идти на компромиссы.
"Провал очередного раунда переговоров между Китаем и США ставит Пекин в невыгодное положение. Из-за торговой войны в следующем году экономика страны может замедлиться: у внутреннего рынка недостаточная емкость", — считает Андрей Верников, советник генерального директора по макроэкономике "Открытие Брокер".
В то же время Китай не только экспортер, но и крупнейший импортер различных товаров, включая сырьевые, а потому укрепление курса не просто жест "доброй воли" в переговорах с США.
"В большей степени КНР обеспечивает стабильные условия для импортеров, а также контролирует инфляционные процессы внутри страны", — отмечает Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие Брокер".
Ревальвации не будет
И все же заметной ревальвации юаня, как того требуют США, ждать не стоит.
С 2014 года Китай потерял около триллиона международных резервов. Основная причина — отток капитала из страны, а также переоцененность юаня. Переходя к контрциклическим мерам, регулятор рассчитывает посмотреть, как отразится укрепление национальной валюты на динамике резервов.
"Не исключено, что они вновь начнут падать, и тогда Народному банку придется отказаться от такой политики", — предполагает Сергей Хестанов, советник генерального директора по макроэкономике "Открытие Брокер".
Дальнейшее развитие событий зависит и от реакции Вашингтона. "На днях Трамп заявил, что сейчас не лучшее время переговоров с Китаем о торговой политике, и это похоже на шантаж — Китай нуждается в скорейшем урегулировании споров", — отмечает Верников.
На значительное укрепление юаня рассчитывать вряд ли придется и потому, что ФРС США взяла курс на повышение процентных ставок. От этого страдают развивающиеся страны, в том числе и Китай.
Другое дело, что в противостоянии с Вашингтоном Китай — крупнейший держатель американских трежерис — может использовать и другие методы.
На руках у Пекина почти 20 процентов принадлежащего иностранцам американского госдолга. Любые действия с более или менее крупными объемами трежерис опасны для финансовой системы США и курса доллара. Для удара по американской экономике Пекину достаточно лишь немного сократить вложения в государственные облигации США.