ВАШИНГТОН, 28 авг — РИА Новости, Алексей Богдановский. Президент США Дональд Трамп, договорившись по торговле с Мексикой в обход Канады, резко усилил давление на канадское правительство, но успех ему не гарантирован, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Трамп в понедельник объявил о том, что с Мексикой были достигнуты договоренности о заключении нового торгового соглашения вместо действующего трехстороннего соглашения США, Мексики и Канады о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Он отметил, что пока не решено, присоединится ли к этому соглашению Канада или же с ней будут вестись переговоры по заключению отдельного соглашения. Канадское министерство иностранных дел и международной торговли заявило, что Оттава подпишет лишь такое соглашение, которое будет выгодно самим канадцам. Глава МИД Христя Фриланд проводит во вторник срочные переговоры в Вашингтоне, отменив запланированный визит на Украину.
Угрозы Трампа
"Трамп может угрожать, но Трамп идет вниз, у республиканцев явные проблемы. Ему (Трампу) нужно показать, что он может открывать рынки, а не просто вводить торговые пошлины. Он не понимает, в чем суть торговых соглашений", — считает профессор международных отношений в Университете Джорджа Вашингтона в американской столице Сьюзан Ариэль Ааронсон.
С ней согласен коллега по Университету Джорджа Вашингтона, бывший эксперт американского министерства труда и специалист по международной торговле Стив Чарновиц. "Трамп обращается с Канадой просто постыдным образом. Но Трамп показал, что он знает, как вести торговые войны. Трамп за 17 месяцев продвижения торговых войн показал себя куда лучше, чем (его предшественник Барак) Обама за свои первые 17 месяцев продвижения торгового мира", — сказал Чарновиц.
Известный канадский специалист по международной торговле Дэн Трефлер считает, что сама тактика Трампа строится на ложных предпосылках. "Его главный аргумент в том, что ему нужно сократить торговый дефицит. Но поскольку у Канады нет торгового дефицита с США, основное условие всегда оставалось "фейковой новостью", — сказал Трефлер, в прошлом один из разработчиков торгового соглашения между Канадой и ЕС.
НАФТА или не НАФТА?
Уверенности в том, как будет выглядеть окончательное соглашение и даже как оно будет называться, у экспертов нет. "На данный момент имеется столько неопределенности, что невозможно сказать, будет ли возобновлено соглашение НАФТА или же из нынешнего переговорного процесса появится новое соглашение, два новых соглашения или ни одного соглашения вообще", — считает Роберт Блекер.
Вашингтонский профессор Ааронсон считает, что Канада еще присоединится к соглашению. "Канаду не "исключили", она сама вышла из переговоров по автомобилям. Да, Трамп угрожает, но соглашения только между двумя странами не получится", — сказала Ааронсон. "Это модернизированное НАФТА. Правда, конкретики пока немного за пределами того, на что США уже согласились в рамках Транстихоокеанского торгового партнерства", — считает она.
Дэн Трефлер считает, что дальнейшую позицию Канады трудно предсказать. "Пока неясно, ослаблены ли позиции Канады. Большая часть двустороннего соглашения (США и Мексики) касалась энергетики, а это Канаду не затрагивает, цифровой экономики — здесь мы пока не видели никаких деталей, — и автомобилей", — сказал Трефлер.
По мнению Трефлера, в конечном итоге у трех стран все же получится новое соглашение НАФТА. "Это будет возобновленное НАФТА, где большая часть нового материала будет касаться цифровой экономики. Но, вероятно, там будут новые главы по политике в области конкуренции и так далее", — сказал Трефлер.
Камни преткновения
"Разрешение споров — сложный вопрос, но по сути это ограничит возможность каждой из сторон по собственному капризу защищать свои отрасли, например как с нынешними ввозными пошлинами в 10% и 25% (введенными США на импортную сталь и алюминий – ред.)", — считает Трефлер.
Еще одним камнем преткновения остаются автомобили. Эксперты отмечают, что требование оплаты рабочим на автозаводах не менее 16 долларов в час Канаде выгодно. "Во-первых, требование почасовой оплаты в 16 долларов помогает Канаде. Второе — это процент "местной доли" (в производимых автомобилях — ред.)… Это вредит всем трем сторонам в равной степени. Канада, а также все крупные автопроизводители, была против роста местной доли в производстве, но уже давно было ясно, что здесь США своего добьются", — полагает Трефлер.
Осложнения в конгрессе
Дополнительное препятствие на пути Трампа — конгресс. Согласно статье 8 Конституции США, конгресс имеет полномочия "регулировать торговлю с иностранными государствами". Конгресс принял законы, по которым ряд полномочий по торговле могут быть делегированы исполнительной власти, но с ограничениями. Трамп пока что действует на переговорах без оглядки на конгресс, но эта позиция может быть оспорена с юридической точки зрения.
Это подчеркивает и Дэвид Гантц из Университета Аризоны.
"Слабая позиция Канады (на переговорах — ред.) несколько укрепляется тем, что у администрации Трампа есть законные полномочия от конгресса договориться о пересмотре НАФТА, но не заключать двусторонние соглашения отдельно с Мексикой и, возможно, Канадой", — считает Гантц.
"Несмотря на то, что администрация часто заявляла, что предпочитает двусторонние торговые соглашения, в этом случае есть серьезные осложнения в таких ситуациях, как НАФТА — или пересмотренное НАФТА, как бы его ни назвали, — особенно в отраслях, которые сильно зависят от компонентов, производимых по всей Северной Америке", — добавил Гантц.
По словам эксперта, администрации необходимо формально уведомить конгресс, что президент заключил соглашение и готов подписать его к 30 ноября — это последний день работы нынешнего правительства Мексики, с которым договаривался Трамп. "Случится это или нет, пересмотренное соглашение не получится внести в конгресс для утверждения, пока не пройдет значительная часть 2019 года", — заключил Гантц.