Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ракету-носитель "Ангара" предложили сделать многоразовой

Ракета может "садиться" на выдвижные опоры, как у ракеты Falcon 9 от SpaceX, считает генеральный конструктор средств выведения, один из идеологов ракет семейства "Ангара" Александр Медведев.

МОСКВА, 8 авг — РИА Новости. Ракету-носитель повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В" можно сделать многоразовой, полагает генеральный конструктор средств выведения, один из идеологов ракет семейства "Ангара" Александр Медведев. По его мнению, ракета может садиться на выдвижные опоры, как у Falcon 9.

Макеты ракет Ангара на стенде государственной корпорации Роскосмос в ЭкспоФоруме
В Центре Хруничева идет производство пяти версий ракеты-носителя "Ангара"

"Конкретные предложения заключаются в спасении всей связки ускорителей первой и второй ступеней с помощью ракетно-динамического способа при использовании ракет-носителей "Ангара-А5В" и "Ангара-А3В", — говорится в статье Медведева, опубликованной в научном журнале ЦНИИмаш "Космонавтика и ракетостроение".

Ранее сообщалось, что производитель "Ангары" — Центр Хруничева — представил в головной научный институт "Роскосмоса" ЦНИИмаш концепцию многоразовой ракеты-носителя. Отмечалось, что многоразовую ракету-носитель с крыльями разрабатывают под руководством Фонда перспективных исследований КБ Макеева и "Роскосмос".

Как у Илона Маска

Макеты ракет-носителей Ангара. архивное фото
Путин рассказал, когда должен состояться пуск ракеты "Ангара"
Согласно концепции Медведева, после старта связка первой и второй ступеней (четыре боковых блока первой ступени и центральный блок — второй) без разделения друг от друга, как должно быть при пуске "одноразовой" "Ангары", продолжают лететь до момента отделения от них третьей ступени с космическим аппаратом.

Затем третья ступень продолжает полет по программе, а связка выдает тормозной импульс, разворачивается и летит двигателями вниз. Перед посадкой центральный блок тормозит и ракета "садится" на выдвижные опоры, как у ракеты Falcon 9 от SpaceX.

Создание многоразовый версии "Ангары", отмечает Медведев, потребует ее конструкторской переделки, дооснащения посадочными опорами, системой управления при посадке и дополнительными системами теплозащиты. Это увеличит массу ракеты на 12 процентов. Плюс само возвращение ракеты потребует около семи процентов запаса топлива в носителе. После доработки "Ангара-А5В" сможет выводить с космодрома Восточный 26-27 тонн, а не 37 тонн, как в одноразовом варианте.

Ракетные двигатели НПО ЭНЕРГОМАШ. Архивное фото
"Энергомаш" настаивает на внедрении лазерного зажигания двигателей "Ангары"
В статье Медведева говорится только об "Ангаре-А5В" и "Ангаре-А3В", третья ступень которых должна быть водородной, то есть иметь повышенную грузоподъемность. Это, полагает генконструктор, должно компенсировать снижение грузоподъемности ракеты из-за многоразовости.

"Сажать" ракету предлагается на плавучую платформу в Охотском море в 1360 километрах от космодрома. Если многоразовая "Ангара" будет приземляться на Восточном, то есть на месте запуска, ее грузоподъемность снизится сразу на 40-50 процентов от потенциально возможных 37 тонн, отмечает Медведев.

"После приземления на посадочную площадку (либо стационарную, если место падения находится на суше, например в районе старта, либо плавучую, если место падения находится на водной поверхности), расположенную по направлению трассы, связка ускорителей проходит первичное послеполетное обслуживание, а затем транспортируется в район космодрома Восточный для ее подготовки к следующему пуску", — говорится в статье.

Ракетный двигатель в НПО Энергомаш. Архивное фото
Названы сроки создания первого российского метанового ракетного двигателя

Цена вопроса

Благодаря многоразовости, стоимость выведения груза с помощью "Ангары" на низкую орбиту (200 километров) может снизиться на 33-37 процентов, а на геостационарную орбиту (36 тысяч километров) — на 22-27 процентов.

"Следует отметить, что такое значительное снижение удельной стоимости пуска ракеты-носителя в перспективе может дать заметный экономический эффект, при запусках как в национальных интересах, так и в интересах коммерческих заказчиков", — пишет Медведев.

Ракета "Ангара"

Запуск ракеты. Архивное фото
Центр Хруничева завершил разработку концепции многоразовой ракеты
"Ангару" запускали всего два раза, оба — с космодрома Плесецк. Первый раз — в легком исполнении в июле 2014 года. Во второй раз испытали тяжелую "Ангару-А5" в декабре того же года. Очередной запуск состоится в этом, или в следующем году.

Как отмечал глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, серийное производство новых ракет-носителей "Ангара" начнется к 2023-2024 году.

Ракеты типа "Ангара" экологически чистые, так как их двигатели работают на керосине и кислороде без использования крайне токсичного гептила. Все семейство, спроектированное по модульному типу, включает несколько классов ракет грузоподъемностью от 3,8 тонны до 37 тонн для запусков с космодрома Плесецк, а в перспективе — с Восточного.

В семейство входят носители легкого класса "Ангара-1.2", среднего — "Ангара-А3", тяжелого — "Ангара-А5" (с модификациями "А5М" (модернизированная) и "А5П" (пилотируемая)), а также повышенной грузоподъемности — "Ангара-А5В". Ранее планировалось, что ракету среднего класса "Ангара-А3" создавать не будут.

Другие проекты

Сборка ракет-носителей Протон в центре имени Хруничева
Производство двигателей для ракет "Протон" прекратят до конца годаГендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин ранее заявил, что поставил задачу прекратить производство "Протонов" после выполнения имеющихся контрактов и далее летать только на "Ангаре".
Сейчас возвращаемые ступени используют только ракеты американских компаний Blue Origin и SpaceX. Они садятся на Землю на своих ракетных двигателях.

О возможности создания своей многоразовой версии ракеты среднего класса "Союз-5SL" заявила группа S7, владеющая проектом "Морской старт". Проект многоразовой ракеты "Корона" разрабатывают и в Государственном космическом центре имени Макеева.

В апреле Рогозин заявил, что из-за географических причин Россия не может создать ракеты, как SpaceX, а должна использовать крылатую схему. По его словам, американская компания запускает ракеты с мыса Канаверал и "ловит" ступени на морскую платформу, а в российских географических условиях такой платформы быть не может.

Оценить 132
Лучшие комментарии
ААнатолий8 августа 2018, 07:45
Моё мнение - не надо.
Многоразовость дорого обходится. Там уже совершенно другие запасы прочности учитываться должны при проектировании, это влечёт за собой лишнюю массу, и всё равно ступень перед повторным использованием приходится перебирать и многие детали менять. У того же Флакона первая ступень заменяется на 60-80%.

Ну и давайте не будем забывать, что ступень F9 относительно несложно затормозить в падении благодаря включению 1 двигателя из 9. А универсальный ракетный модуль (УРМ) Ангары имеет в составе не 9 двигателей, а 1, тягу которого никак не получится дросселировать до 1/9 номинальной.

Целесообразнее попробовать спасать какие-нибудь отдельные части, например, те же самые дорогие двигатели. Да, тоже придётся перебирать, но двигатель проще приземлить, чем целый УРМ. То есть приземляться-то они будут вместе, но двигатель при этом страдать не будет. И даже необязательно выдвижные стойки делать. Вместо них, например, можно оборудовать УРМ каким-нибудь устройством, чтобы двигатель не повреждался при падении, типа надувного спасательного круга у основания УРМ, который будет надуваться при подлёте к земле и одновременно замедлять падение, задавать правильную ориентацию падения (двигателем вверх), и защищать двигатель при последующем опрокидывании УРМ на бок.
eldeckel8 августа 2018, 08:14
Ещё не прочитав, комментарий Антолия тоже посчитала, что приведённый экономический эффект от многоразовости явно завышен. Не надо гнаться за америкой, надо спокойно разрабытывать своё и, возможно, на совсем иных принципах и технологиях.
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала