Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«На кровь не смотреть!»
Репортаж из общины последних язычников Европы
Антон Скрипунов

Вместо церквей и мечетей — огромные деревья. Молитвы — только неведомым богам на непонятном языке. Главный обряд — кровавое жертвоприношение. В каких-то ста километрах от Казани живут «луговые мари», до сих пор исповедующие собственную древнюю религию. Корреспондент РИА Новости провел два дня с язычниками в марийском селе Шоруньжа и стал свидетелем уникальных обрядов, скрытых от посторонних глаз.

Тайное жертвоприношение

Пожилой человек в расшитой традиционными марийскими узорами рубахе на опушке леса быстро произносит несколько слов на непонятном языке и скрывается за деревьями. Это один из жрецов, пришедших сюда с рассветом, чтобы подготовится к главному празднику — Сярему. В этот день марийцы приносят жертвы Ош Куго-Юмо, «большому белому богу».

Жители села  Шоруньжа входят через ворота в священную рощу на праздник Сярем
Жители села Шоруньжа входят через ворота в священную рощу на праздник Сярем.

Вообще-то, с первого взгляда и не подумаешь, что здесь почти полторы тысячи лет проводили языческие обряды. Причем беспрерывно, даже в годы самой ожесточенной борьбы с религией. 

Это делает веру марийцев уникальной, не зря ученые называют их последними язычниками Европы.

Жрецы, которых здесь именуют картами, начинают готовиться к празднику с пяти утра. Только они имеют право находиться в священной роще до жертвоприношения. Но Иван Евсеев, глава Шоруньжинского сельского поселения, хоть и не проводит обрядов, приходит сюда раньше всех. Оказывается, жрецами у марийцев не становятся, ими рождаются.

«В моем роду все были картами. Нельзя просто обучиться жречеству, это передается генетически», — уверяет местный мэр.

Как и когда проводить обряды, жрецы решают коллективно. Допустить ли в священное место иноверцев — тоже.

Корреспондентам РИА Новости повезло: нам в виде исключения позволили даже поснимать тайные обряды.

Главный обряд на Сярем — жертвоприношение. По правилам, в жертву приносят скот и птицу. На этот раз одна из местных жительниц подарила для этой цели своего гуся и барашка, поэтому о ней жрецы будут возносить специальную молитву.

Михаил Казанцев, самый старший из картов, молится у дерева, посвященного богу Тунямбалу Серлагышу, покровителю путешествующих. А помощник жреца, уссо, тщательно омывает водой все расставленные в роще скамьи и столы. 

Затем начинается самая важная часть праздника — ритуальное убийство.

1 / 3
Жертвенный баран на празднике Сярем.

«В этот момент мы впадаем в транс. Разговариваем с богами», — поясняет карт Михаил и берет в руки еловую ветку. Его помощник держит таз с водой. Они подходят к животным, и жрец кропит их водой, речитативом произнося молитвы на марийском языке.

«Овечка должна начать дергаться — это означает, что она готова принести себя в жертву Ош Куго-Юмо, главному богу», — шепотом объясняет уссо (помощник).

А гусь должен замахать крыльями, пытаясь взлететь. Жрец обильно кропит овечку. А затем берет в руки ритуальный нож — и та начинает дрожать. Но уссо крепко держит ее: нельзя, чтобы кровь осквернила священное место, поэтому умерщвляют животное особым способом. Карт молится, а овца блеет — все громче и чаще.

Однако едва мы сделали несколько снимков этого тайного обряда, как нас попросили покинуть рощу. «Это священный момент, никто из посторонних не должен его видеть. К тому же там кровь. Не надо на это смотреть», — объяснил Иван Евсеев.

Снаружи, естественно, разглядеть, что делается в густой роще, невозможно. Наверное, именно такая естественная «завеса» и помогла марийцам до сих пор сохранить свои обряды.

Пришедшие с небес

У бога Юмо была прекрасная дочь, но выдать ее замуж он не мог — на небе, кроме духов, никого не было. А еще Юмо держал скот, а дочь водила его пастись на землю. Однажды она встретила смертного мужчину по имени Мари. Влюбилась, да так сильно, что осталась на земле. От этого союза богини и человека и пошел марийский народ, гласит легенда.

1 / 5
Жительницы села Шоруньжа в национальных костюмах на празднике Сярем.

По версии ученых, марийцы относятся к финно-угорским народам. Венгры, эстонцы и финны — их дальние родственники и часто бывают в Марий Эл. Больше всего гостей привлекают уникальные традиции «родни».

Анисия Абрамова достает из печи кома мелна — марийские блины. Они, в отличие от русских, трехслойные. Но смысл тот же, что и у славян: восславить солнце, главное божество.

«Я по-русски очень плохо… Если что, знаками объясню», — говорит Анисия. Пока она печет блины, ее муж, Андрей Петрович, растапливает баню — скоро приедут сыновья, а в священную рощу нужно заходить чистым, неважно, какую веру ты исповедуешь. Именно поэтому гости Шоруньжи остаются тут на ночь — человека «с дороги» в сакральное место не пустят.

После бани вся семья собирается за столом. Самый старший берет тарелку с блинами и подходит помолиться к «красному углу», в котором нет икон, только одна самодельная свеча — двоеверие у марийцев не в почете. «Либо в церкви молись, либо в роще, но не вместе», — строго вразумляет Андрей Петрович.

Когда молитва окончена, тарелку передают друг другу по часовой стрелке. Каждый надкусывает всю стопку блинов. После этого самая старшая в семье женщина берет горстку монет и обходит всех с молитвой о том, «чтобы бог принял его просьбу в роще», слово в слово повторяя эту просьбу.

На этом подготовка закончена — можно идти на праздник. С собой в рощу семья берет блины, мед, свечи, ложки и контейнеры для мяса жертвенных животных. Все надевают белую одежду, расшитую марийскими узорами. Платья женщинам обычно достаются по наследству.

Жители села Шоруньжа перед праздником Сярем
Жители села Шоруньжа перед праздником Сярем

«Раньше к празднику готовились гораздо дольше: еще за несколько недель мама заставляла нас с сестрами вышивать платья. А нам-то по пять-шесть лет было», — вспоминает Анисия.

«Петр — наш главный бог»

В центре села Шоруньжа стоит памятник... православному священнику. Отца Тихона Ефремова здесь очень чтут, ведь он занимался просвещением марийцев. Жили они в труднодоступных местах, со всех сторон окруженных болотами, поэтому цивилизация, в том числе и письменность, добралась до них лишь к концу XIX века.

В 1895 году в селе построили церковь. Правда, при советской власти ее переделали в сельский клуб, а сегодня никто даже не собирается возвращать зданию его изначальное предназначение.

«В царское время многие из марийцев вынужденно крестились: некрещеным ведь поднимали налоги втрое, а крещеных от них освобождали. Вот все и перешли в новую веру — но только на словах», — рассказывает Евсеев.

Отец Тихон, как утверждают сегодня жители Шоруньжи, прекрасно это понимал и разрешал марийцам тайком ходить в священную рощу. А при большевиках он и вовсе отказался от сана и даже вступил в партию, пытаясь приспособить марийцев к новым реалиям. Но в 1938 году его все равно расстреляли.

Впрочем, христианство все же наложило отпечаток на местных язычников. Они, например, «адаптировали» свои праздники к православному календарю: Рождество у них — Рошто (Шорыкйол), его отмечают семь дней, начиная с первой пятницы января; Пасха — Кугече, Троица — Семык. А Сярем, который совпадает с Петровым днем, именуют просто: Петро. Так же некоторые жители Шоруньжи называют и своего главного бога Ош Куго-Юмо. А народное именование его родительницы — Шочын-Ава, «божья матерь».

«Богу — только чистые монеты»

У марийцев нет ни икон, ни тотемов. Для молений они выбирают самые высокие деревья, потому что они «ближе к небу». «Наш бог везде, — говорит Иван Евсеев, очерчивая руками круг. — Поэтому мы природопоклонники».

1 / 6
Жители села Шоруньжа приносят дары богу Ош Куго-Юмо к священному дереву (онапу) на празднике Сярем.

Верующие собираются в роще у трех деревьев. Возле каждого — очередь. Люди по одному подходят к карту и произносят просьбы, каждому из божеств — свою. Тунямбалу Серлагышу — о благополучной дороге в Йошкар-Олу или Казань, ведь он покровитель путешествующих. Богине Шочын-Ава — о даровании любви и детей, очередь к ней самая длинная.

А Ош Куго-Юмо просят практически обо всем. Причем не только марийцы.

«Несколько лет назад была сильная засуха, к нам обратился глава соседнего района, относящегося к Татарстану. Он хоть сам мусульманин, но принес сюда бычка, чтобы мы попросили бога о дожде в его селах. На следующий день звонит мне и говорит: как только мы провели моление, в его районе тут же пошел дождь», — уверяет Иван Евсеев.

 

Важно прийти в рощу не с пустыми руками. Обычно жрецы стоят с корзинками, куда верующие кладут деньги. Затем карт произносит молитву, слово в слово повторяя просьбу жертвователя, и несколько раз потряхивает корзиной с деньгами, как бы завершая моление.

«Перед молением монеты обязательно нужно промыть либо тщательно протереть салфеткой. Боги не примут нечистое», — настойчиво советует марийка Мария.

Жительницы села Шоруньжа во время молитвы очищения на празднике Сярем
Жительницы села Шоруньжа во время молитвы очищения на празднике Сярем.

Наконец все собравшиеся произнесли свои просьбы всем трем богам и начинается общее моление — у самого высокого дерева, посвященного Ош Куго-Юмо. А затем присутствующие делятся друг с другом едой, которую принесли сюда и тем самым «освятили». И помощники жрецов раздают всем мясо, которое после всех обрядов, как верят марийцы, обладает целебными свойствами.

В самом конце моления молодые жрецы вешают на дерево, посвященное главному богу, полотенца, которые принесли верующие.

Вообще, быть картом у марийцев весьма почетно, но и непросто.

«Когда-то я ходил сюда с отцом, он тоже был старшим картом. Все передается устно, поэтому надо запоминать. Услышишь какие-то слова молитвы и тут же про себя их повторяешь. Специального обучения у нас нет», — говорит Михаил Казанцев.

1 / 7
Жители села Шоруньжа во время ритуальной трапезы на празднике Сярем.

Сейчас в Шоруньже всего три карта, что по местным меркам очень мало. К ним ежедневно приходят люди со своими вопросами и проблемами. «Вот, например, в армию провожают и надо прочитать молитву. Или спрашивают, какое подношение сделать», — рассказывает карт.

Марийцы убеждены, что их вера не исчезнет под влиянием современности. Покуда в священной роще будут приносить жертвы, «большой белый бог» не оставит свой народ.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала