Дмитрий Лекух
Тут, в общем, все просто. Любовь к футболу объясняется (и измеряется) отнюдь не особенностями климата и/или национального менталитета. А всего лишь доступностью этого, не случайно считающегося "народным", вида спорта для любых социальных слоев.
Здесь не надо выдумывать ничего особенного: четыре палки или, допустим, школьных ранца, изображающих ворота. Любая более или менее ровная поверхность — заасфальтированный двор, площадка за школой, "коробочка", даже обычный пустырь. Если нет мяча, пусть даже обычного резинового детского, сойдет банальная консервная банка.
А уж если есть зеленая лужайка и звонкий "настоящий футбольный мяч" (три копейки, в сущности, по сравнению с любой другой спортивной экипировкой), то любому мальчишке — и из "элитной спецшколы", и с обычной городской окраины — можно смело представлять себя Бобровым или Черенковым, Львом Яшиным или Эдуардом Стрельцовым, Акинфеевым или Дзюбой. Марадоной или Пеле. И это одна из причин, по которой футбол объединяет и делает равными — что на поле, что на трибунах, кстати! — любые "социальные" и/или "интеллектуальные" слои общества. Стирая "различия и грани" социального статуса, равняя знаменитого артиста и автослесаря, миллионера и подростка, с трудом накопившего деньги на билет за воротами.
Потому и народная игра.
Да и недавно закончившийся в нашей с вами стране чемпионат мира этот (и без того весьма спорный) тезис о "нефутбольности России", казалось бы, совершенно блистательно опроверг. Как внезапно выяснилось, нужно просто честно и искренне играть в футбол, сделать нормальные, комфортные для людей условия на стадионах, дать хорошую телевизионную картинку. И болельщик придет сам.
Рядовой, особенно на фоне отшумевшего всемирного праздника, матч чемпионата России на стадионе "Открытие". "Спартак" — "Оренбург". Не дерби, не еврокубки, не принципиальный соперник: по сути — игра одного из лидеров с заведомым аутсайдером. Субботний вечер, в Москве куча мероприятий, включая большой бесплатный концерт на Манежной площади с чествованием недавних героев чемпионата мира. Дачи. Клубы. Проливной дождь.
На трибунах почти аншлаговые 36 672 человека. Скажете — ну, понятно, это все же "Спартак".
Хорошо.
Да о чем там говорить, если даже вынужденный проводить первый тур не в родном Красноярске, где идет реконструкция стадиона, а за многие сотни километров, в Тюмени, только вышедший в премьер-лигу "Енисей" собирает на трибунах больше десяти тысяч человек! Если даже сыгранный в Нижнем Новгороде "выставочный", по сути, матч на Суперкубок между московскими (!) "Локомотивом" и ЦСКА собирает на не родной для обоих клубов арене, в другом городе, 43 319 болельщиков. Или когда в Саранске на матч играющей в первой лиге "Мордовии" приходят аж 26 с половиной тысяч зрителей. А в Волгограде на игру местного "Ротора" с дальневосточным "Лучом" на трибуны набивается 30 611 болельщиков.
Еще раз: оба последних примера — это ФНЛ, это первая лига. На играх которой год назад и о трех-пяти тысячах зрителей на трибунах можно было только мечтать.
На фото: граффити на стене жилого дома на Земляном валу в Москве.
На фото: граффити на стене жилого дома на Земляном валу в Москве.
На фото: граффити на стене жилого дома на Земляном валу в Москве.
Потому как социальный, наиважнейший для государства и общества смысл игры ногами в мяч, говоря цинично, еще и в следующем: каждый российский мальчишка с футбольным мячом или просто на трибунах в плюсе — это минус тот же мальчишка в такое же время суток с бутылкой пива в подворотне. И если в подобном контексте за московские "Спартак", ЦСКА, "Динамо", "Локомотив", питерский "Зенит", "Ростов", "Краснодар" или за грозненский "Ахмат" можно особо не беспокоиться, то по многим другим вопросы, безусловно, есть. Работы там очень и очень много. Но и задел тоже весьма хорош.
Футбол любим, богат, популярен — и он в этом не виноват.
Кстати, именно поэтому так смешно и нелепо выглядит развернувшаяся в последние дни в наших спортивных и не только СМИ псевдодискуссия относительно того, справедливо ли наградили футболистов сборной в том числе и званиями заслуженных мастеров спорта, за которые в других видах спорта бьются люди куда более титулованные. Хорошо еще, что хоть всеми признается, что по регламенту это вполне допустимая вещь. В некоторых особо демократических СМИ уже даже договорились до того, что это "подачка режима охлосу" ради поднятия рейтингов (ни о чем, кроме рейтингов, эти "особо демократические" думать не умеют).
Так, извините, случилось.
А значит, их радость — искренняя, честная радость, которую парни в футболках сборной России доставили на глазах у всего мира нашему народу, — она стоит любых рекордов. И, безусловно, стоит в том числе и звания ЗМС.
Поэтому от российского футбола мы будем ждать не только новых красивых игр, голов и побед — но и переполненных трибун, и детских спортивных школ. Иначе зачем все это было.
"Часто болельщики громко кричат, у меня их крики ассоциируются с самым громким попугаем – какаду. Эти звуки в моей голове трансформируются в разные яркие цвета. Таким образом, меня воодушевили цвет, энергия и звуки", – объясняет он свою идею.
"Часто болельщики громко кричат, у меня их крики ассоциируются с самым громким попугаем – какаду. Эти звуки в моей голове трансформируются в разные яркие цвета. Таким образом, меня воодушевили цвет, энергия и звуки", – объясняет он свою идею.
"Поскольку я из Аргентины, я решила нарисовать Марадону. Его все знают и он настоящий символ футбола. Я росла с представлением о нем, как о чемпионе, несмотря на многие его неудачи в жизни. Его пример действительно вдохновляет, и каждый может ему последовать: после падения можно встать и идти дальше. Когда ты поднимаешься, тогда ты чемпион", – отмечает художница.
"Поскольку я из Аргентины, я решила нарисовать Марадону. Его все знают и он настоящий символ футбола. Я росла с представлением о нем, как о чемпионе, несмотря на многие его неудачи в жизни. Его пример действительно вдохновляет, и каждый может ему последовать: после падения можно встать и идти дальше. Когда ты поднимаешься, тогда ты чемпион", – отмечает художница.
"Я за мирное соперничество в одном общем мире", – говорит он.
"Я за мирное соперничество в одном общем мире", – говорит он.
"Изначально я хотел изобразить что-то сложное, стилизованное, красочное и современное. Рисовал два полных дня, потом психанул, как это обычно бывает у художников, удалил тот файл и решил, что нужно создать картину, более доступную широкому кругу людей – чтобы не возникали лишние вопросы. Просто в изначальном варианте был Годзилла, иероглифы, мяч… В общем, я сделал проще и нарисовал блестящее будущее нашего футбола: мяч как астероид разбивает бронированный иллюминатор соперника", – рассказывает Nizmo.
"Изначально я хотел изобразить что-то сложное, стилизованное, красочное и современное. Рисовал два полных дня, потом психанул, как это обычно бывает у художников, удалил тот файл и решил, что нужно создать картину, более доступную широкому кругу людей – чтобы не возникали лишние вопросы. Просто в изначальном варианте был Годзилла, иероглифы, мяч… В общем, я сделал проще и нарисовал блестящее будущее нашего футбола: мяч как астероид разбивает бронированный иллюминатор соперника", – рассказывает Nizmo.
"Часто болельщики громко кричат, у меня их крики ассоциируются с самым громким попугаем – какаду. Эти звуки в моей голове трансформируются в разные яркие цвета. Таким образом, меня воодушевили цвет, энергия и звуки", – объясняет он свою идею.
"Поскольку я из Аргентины, я решила нарисовать Марадону. Его все знают и он настоящий символ футбола. Я росла с представлением о нем, как о чемпионе, несмотря на многие его неудачи в жизни. Его пример действительно вдохновляет, и каждый может ему последовать: после падения можно встать и идти дальше. Когда ты поднимаешься, тогда ты чемпион", – отмечает художница.
"Я за мирное соперничество в одном общем мире", – говорит он.
"Изначально я хотел изобразить что-то сложное, стилизованное, красочное и современное. Рисовал два полных дня, потом психанул, как это обычно бывает у художников, удалил тот файл и решил, что нужно создать картину, более доступную широкому кругу людей – чтобы не возникали лишние вопросы. Просто в изначальном варианте был Годзилла, иероглифы, мяч… В общем, я сделал проще и нарисовал блестящее будущее нашего футбола: мяч как астероид разбивает бронированный иллюминатор соперника", – рассказывает Nizmo.