БАНГКОК, 30 июл – РИА Новости, Евгений Беленький. Государственная следственная комиссия Малайзии, расследовавшая исчезновение в 2014 году самолета "Малайзийских авиалиний" по пути из Куала-Лумпура в Пекин, представила 1500-страничный доклад, но признала "неокончательность" документа, заявив, что на данном этапе нельзя определить причины исчезновения самолета.
Выступивший с презентацией доклада глава следственной комиссии доктор Кок Су Чон начал речь с того, что комиссии не удалось определить причины незапланированного разворота самолета в сторону Индийского океана и его последующего исчезновения.
"Для полной ясности я должен подчеркнуть, что целью нашего расследования было не обнаружение местонахождения обломков самолета, а полный и тщательный анализ его исчезновения с точки зрения безопасности полетов", — сказал глава следственной комиссии.
Фрагменты обломков самолета были найдены в Индийском океане, в том числе на огромном расстоянии от воздушного пространства азиатских стран, через которые летел самолет, вплоть до побережья Танзании и Южно-Африканской Республики.
Свидетельств отказа техники нет
Комиссия проанализировала техническое состояние самолета за весь период его эксплуатации и не нашла предпосылок для какой-либо технической неисправности, которая могла бы заставить самолет резко поменять курс.
За все время после выпуска самолет, отправившийся 8 марта 2014 года из столицы Малайзии в Пекин с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, нуждался в серьезном ремонте только один раз: после того, как за несколько лет до исчезновения задел кончиком крыла другой самолет на рулежной дорожке. Ремонт крыла был выполнен с соблюдением всех стандартов и процедур, после чего самолет многие годы безопасно летал по всем дальним маршрутам "Малайзийских авиалиний", в том числе в Пекин.
Ручной режим полета
Подкомиссия по техническим вопросам следственной комиссии исследовала данные гражданских и военных радарных установок Малайзии и соседних стран региона, а также информацию о параметрах полета, которая автоматически передается с борта через систему спутниковой связи. Члены подкомиссии заключили, что лайнер неожиданно изменил курс, находясь в режиме ручного управления, без участия автопилота.
Анализ фрагмента одного из закрылков лайнера показал, что закрылок в момент аварии находился в невыпущенном полетном состоянии, то есть самолет не готовился к снижению или посадке.
С помощью анализа радиоэфира по записям систем спутниковой связи и радарных систем была выявлена ничтожно малая вероятность установления "дистанционного управления" самолетом третьими лицами, которые могли бы "отобрать" управление у экипажа.
Человеческий фактор
Вместе с тем сбрасывать со счетов полностью "человеческий фактор" нельзя, так как комиссия не смогла исключить вероятность вмешательства посторонних лиц в управление самолетом непосредственно в пилотской кабине.
Комиссия сделала вывод, что длительные перерывы в контакте самолета с диспетчерскими службами, а затем и полное прекращение контакта могли быть вызваны ручным отключением систем связи в пилотской кабине.
В докладе следственная комиссия отмечает, что диспетчерскими службами, в частности диспетчерами вьетнамского города Хошимин, были допущены ошибки в протоколе безопасности полетов. Диспетчеры Хошимина попытались связаться с Boeing "Малайзийских авиалиний", который должен был пролетать через воздушное пространство Вьетнама, только через 21 минуту после передачи им контроля за полетом лайнера, в то время как по действующему международному соглашению они были обязаны установить местонахождение самолета и связаться с ним в течение 5 минут после передачи им контроля.
Установление истины еще возможно
Комиссия пришла к выводу, что возможно продолжение поисков основной части останков самолета, которые до сих пор не найдены, также еще можно попытаться установить истинные причины разворота лайнера и его гибели.
Накануне презентации доклада премьер Малайзии Махатхир Мохамад на вопрос журналистов о продолжении поисков самолета ответил, что поиски могут возобновиться, только если в докладе будут обнародованы какие-либо "принципиально новые" выводы или факты, связанные с судьбой самолета.
Региональные обозреватели считают, что говорить о продолжении поисков и расследования пока рано, а сам доклад не дал окончательных ответов и лишь подтвердил, что катастрофа Boeing стала одним из самых таинственных происшествий в истории мировой гражданской авиации.