Рейтинг@Mail.ru
"Русского солдата считали за дурака". Как работала немецкая пропаганда - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Русского солдата считали за дурака»
Как работала немецкая пропаганда
Филипп Прокудин

Первую мировую войну на пропагандистском фронте Германия тоже проиграла. Солдаты союзных армий откровенно смеялись над агитпропом немецкого Генштаба. Вместо четких и понятных лозунгов рейх пытался навязать противникам чуть ли не философские дискуссии. РИА Новости рассказывает, на каких ошибках учился Третий рейх.

«Водку дуют и водят девок»

Страх и ужас повсюду: на Западном фронте британцы пьют кровь немецких солдат, а на Восточном «земля пропитана страданиями женщин и детей, убитых русскими ордами». Такими сюжетами немецкая пресса потчевала публику с самого начала войны. Уже в сентябре 1914-го газеты раструбили о том, что в госпитале в Аахене якобы набралась целая палата немецких солдат, которым в Бельгии выкололи глаза. А в Берлине кто-то уверял, что видел ведро выдранных глазных яблок.

Немецкая пропагандистская открытка времен Первой мировой войны Русские пограничники
Немецкая пропагандистская открытка времен Первой мировой войны "Русские пограничники".

«В Первую мировую в Германии еще не осознавали роли пропаганды. У них получалось очень нелепо. В особенности по отношению к нам — русского солдата держали за дурака. 

Предлагали: сдавайтесь — дадим семь рублей за винтовку, приходите к нам в окопы чай пить — пленным у нас хорошо живется. 

И прочее: царские генералы вас обманывают, сами у вас за спиной водку дуют и водят табуны девок», — рассказывает кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета Александр Асташов.

Но даже такого в царской армии побаивались — за распространение вражеских листовок полагался расстрел.

«Командование предположило, что германская агитация сделала свое дело, когда после поражений 1915-го участились случаи сдачи в плен. Но, на мой взгляд, сдавались скорее по психологическим причинам, вызванным военной обстановкой», — полагает Асташов.

Русские солдаты в окопах не поверили немецким сообщениям о том, что в Петрограде произошла революция. «Германцы столько раз вбрасывали, говоря современным языком, фейки о каких-то склоках в верхах, восстаниях в тылу, что в марте 1917-го над ними просто смеялись. Только получив новые приказы, поняли, что на этот раз немцы говорили правду», — добавляет историк.

Несмешной юмор

«Германская и австрийская военная пропаганда в юмористических листках все время пыталась представлять противника в смешном виде», — критиковал коллег ответственный за пропаганду начальник германской военной разведки полковник Вальтер Николаи.

Но при первой же встрече с реальным противником солдат получал о нем совершенно иное представление.

«Это приносило громадный вред. Солдат чувствовал себя обманутым, он уже не верил прессе и во всем остальном», — делал вывод военный разведчик.

Русские артиллеристы заряжают пушку во время боя с германскими войсками в Первой мировой войне
Русские артиллеристы заряжают пушку во время боя с германскими войсками в Первую мировую войну.

Немецкая философия — одно из важнейших достижений человечества. Но склонность к философии — совсем не то, что требуется пропагандистам. Вместо того чтобы «бомбить» противника яркими лозунгами, германские военные предлагали порассуждать о причинах мировой бойни.

«Огромной принципиальной ошибкой было ставить вопрос о виновниках войны так, что виновата-де не одна Германия, но и другие страны.

Нет, мы должны были неустанно пропагандировать ту мысль, что вина лежит всецело и исключительно только на противниках», — сокрушался уже после войны Николаи.

«Немцы как будто с университетской кафедры вещали: война — это ужасное бедствие, в котором виноваты все.

Немецкая политическая философия в лице, скажем, Зомбарта или Шпенглера представляла Великую войну как схватку идеи культуры с идеей наживы.

И германские Gelehrter’ы (ученые) аргументированно отстаивали свою позицию. Но эта «философия» не доходила до бессознательного, не доходила ни до воюющей армии, ни до голодающего в тылу народа», — объясняет публицист Владимир Можегов.

Сражения на внутреннем фронте

Пропагандистский термин Heimatfront —«внутренний, домашний фронт» — в Германии имел не только агитационное значение. Рейх сильно зависел от импорта продовольствия, и во время войны случались перебои с продуктами.

Очередь за хлебом в Германии во время Первой мировой войны
Очередь за хлебом в Германии во время Первой мировой войны.

Уже в 1915-м хлеб отпускали по карточкам. Затем — масло, яйца, заменитель кофе, чай, сахар. Разгневанные горожане били витрины магазинов. И это было лишь начало.

Зиму 1916-1917 годов немцы назвали брюквенной — других овощей не было.

Рацион снизился до тысячи калорий в сутки. В день взрослому полагалось 270 граммов хлеба, 35 граммов мяса с костями, 25 граммов сахара, четвертинка яйца. От недоедания и его последствий в годы Первой мировой погибли около 700 тысяч немцев.

Практически все мужчины страны были мобилизованы.

Женщины заменили мужей, отцов и братьев на производстве и в сельском хозяйстве. Немецкая пропаганда обращалась и к бойцам «домашнего фронта» — женщинам и детям. Агитационные листки призывали малышей собирать ценное сырье, например крапиву, которая шла на пряжу.

 «Собирайте плодовые косточки! Пусть дети отнесут их в школу или на ближайший пункт приема», — обращались листовки к родителям.

Несмотря на катастрофу с продовольствием внутри страны, население и армия империи продолжали верить в победу. Солдат на фронте мотивировали сражаться, показывая стойкость их близких в тылу.

 

Немецкая пропагандистская открытка времен Первой мировой войны
Немецкая пропагандистская открытка времен Первой мировой войны.

Женщина на плакате вкладывала в руки солдату гранату. «Она — на внутреннем фронте», — объясняла надпись. И даже борцы за женские права поддерживали это: то, что прекрасный пол заменил мужчин на заводах в тылу, преподносилось как достижение.

«В Германии патриотически настроены были и социал-демократы, депутаты рейхстага. Они твердо встали на сторону своего правительства, а не интернационального пролетариата», — отмечает Асташов. Лишь ярая социал-демократка Клара Цеткин занимала активную антивоенную позицию.

Учились на ошибках

Вера немцев в победу сыграла с ними злую шутку. Да, возникали проблемы с продовольствием и массовые волнения, но обстановка на фронтах складывалась для Германии не так уж плохо. Из войны выбыла Российская империя, рейх получил возможность перебросить силы на Западный фронт.

В 1918-м германская армия воевала на территории других государств. Перемирие, Ноябрьская революция в Германии и подписание унизительного Версальского договора были восприняты крайне болезненно. Отсюда и представления о том, что «непобежденной Германии» в тылу воткнули нож в спину.

Ответственность за поражение возложили на вражескую, в основном британскую агитацию.

«В начале войны казалось, что пропаганда эта просто безумна по своей наглости, затем она лишь производила несколько неприятное впечатление, и в конце концов все ей поверили», — сокрушался Николаи.

Массовые демонстрации перед зданием Рейхстаг против подписания Версальского мирного договора
Массовые демонстрации перед зданием Рейхстага против подписания Версальского мирного договора.

Разразившаяся в Германии революция почти все свои лозунги позаимствовала у военной пропаганды противников. Третий рейх, учившийся на ошибках Второго, огромное внимание уделял именно воздействию на массы. 

Печальные результаты этих усилий известны всем.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала