ВАШИНГТОН, 15 июн — РИА Новости, Алексей Богдановский. Генеральный инспектор министерства юстиции Майкл Хоровиц распространил в четверг давно ожидавшийся 500-страничный доклад о возможных нарушениях в ФБР при расследовании дела Хиллари Клинтон.
Как и ожидалось, работу бывшего директора ФБР Джеймса Коми подвергли критике за "просчеты", но не стали обвинять в попытках повлиять на выборы.
Доклад лишь укрепил подозрения сторонников Клинтон и ее оппонента, нынешнего президента Дональда Трампа. Клинтон винит Коми в своем проигрыше на выборах, а Трамп считает, что Коми, напротив, действовал в интересах Клинтон, так как скоро прекратил расследование против нее.
Трамп уволил Коми вскоре после прихода к власти, мотивировав это многочисленными нарушениями при проведении расследования против Клинтон. Сам Коми воспринял итоги доклада стоически, заявив, что изложенные выводы "разумны", но он все равно не со всем согласен.
Доклад носит рекомендательный характер, его юридические последствия для фигурантов неясны.
Клинтон в бытность госсекретарем в 2009-2013 годах вела служебную переписку через личный почтовый сервер. ФБР в 2015-16 годах проводило в связи с этим расследование на предмет возможной утечки секретной информации. По итогам проверки ФБР не нашло в действиях Клинтон состава преступления. Новости о приостановке, возобновлении и повторной приостановке расследования против Клинтон оказали большое влияние на популярность Клинтон в преддверии президентских выборов-2016, которые экс-госсекретарь проиграла Трампу.
Допустил просчеты в работе
Кроме того, Коми нарушил субординацию в минюсте, в чью структуру входит ФБР, самостоятельно объявив о решении не предъявлять Клинтон обвинения летом 2016 года, говорится в 500-страничном докладе Хоровица. Экс-директор ФБР не советовался на этот счет с вышестоящим начальством в лице генпрокурора — главы минюста Лоретты Линч.
"Хотя мы не нашли свидетельств того, что заявление Коми было предвзятым или являлось попыткой повлиять на выборы, мы не считаем, что представленное им обоснование было достаточно или убедительно", — отмечается в документе.
При этом Коми попался на том же нарушении, что и Клинтон, против которой он вел расследование.
"Мы обнаружили множество случаев, в которых Коми использовал частную учетную запись электронной почты для проведения несекретной работы в ФБР. Мы заключили, что это… не соответствует политике министерства юстиции", — говорится в 500-страничном докладе.
Странная встреча
В июне 2016 года тогдашний генпрокурор — глава министерства юстиции Линч общалась с Клинтоном на взлетной полосе аэропорта в городе Финикс. Встреча Линч и Клинтон в аэропорту, по их утверждению, была совершенно случайной. Вскоре после этого подчиненный Линч директор ФБР Джеймс Коми объявил, что расследование против жены Билла Клинтона Хиллари прекращено. Это дало повод республиканцам заподозрить сговор между Клинтонами и руководством минюста.
Линч самоустранилась от расследования по Клинтон, когда стало известно о встрече, но это не рассеяло подозрения. В ходе расследования Линч утверждала, что ей и самой было неудобно, что встреча затянулась, но она никак не могла избавиться от бывшего президента.
"Мы не нашли свидетельств в пользу того, чтобы бывший президент Клинтон обсуждал расследование или вел иные неподобающие дискуссию во время встречи на взлетно-посадочной полосе. Однако, мы также сочли, что Линч не распознала проблемы, которую создал визит бывшего президента Клинтона и не предприняла шагов, чтобы сократить этот визит. Это было просчетом", — говорится в докладе.
Роковые SMS
Ранее стало известно, что агент Питер Стржок и его подруга, тоже агент ФБР Лиса Пейдж, обменивались сообщениями с крайне негативными характеристиками в адрес Трампа. При этом они участвовали в расследовании электронной переписки соперницы Трампа на выборах президента США Хиллари Клинтон. Впоследствии Пейдж также работала в команде спецпрокурора Роберта Мюллера, который расследует слухи о "российских связях" Трампа. Ругали Трампа не только Стржок и Пейдж, но и трое других сотрудников ФБР, участвовавших в расследовании по Клинтон.
"Мы сделали вывод, что поведение данных пяти сотрудников ФБР дискредитировало их самих, посеяло сомнения относительно того, как ФБР подходило к расследованию, и повлияло на репутацию ФБР", — подчеркивается в докладе.
Расследование все же не нашло прямой связи между политическими взглядами агентов и тем, как бюро расследовало дело Клинтон. Однако же авторы расследования "глубоко обеспокоены" перепиской между агентами Стржоком и Пейдж, из которой создавалась "видимость" политического влияния на расследование. Других улик, кроме "видимости", расследование не обнаружило.
После того, как стало известно об оскорблениях в адрес Трампа, агент Питер Стржок был немедленно отстранен от расследования. Второй агент, Лиса Пейдж, уже уволилась к тому времени из команды спецпрокурора Мюллера, расследующего предполагаемые "российские связи" Трампа. При этом о переписке известно лишь частично: данные с телефона Стржока отсутствовали за период между ноябрем 2016 года и июлем 2017 года. В интервью газете Wall Street Journal Трамп заявил, что действия агентов равносильны государственной измене.
Стороны остались при своих
"Президент был проинформирован об отчете генерального инспектора сегодня. Он (отчет — ред.) подтвердил подозрения президента о поведении Коми и политической предвзятости некоторых сотрудников ФБР", — сказала пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс.
На момент публикации Клинтон хранила молчание относительно доклада. Трамп также ничего не написал в Twitter о расследовании за первые три часа после его выхода, что довольно нехарактерно для нынешнего президента США.
Сам Коми признал, что генеральный инспектор пришел к "разумным" выводам, но все равно с ним не согласился.
"Я уважаю офис генерального инспектора министерства юстиции, поэтому я их и призывал провести данное расследование. Заключения вполне разумны, хотя с некоторыми я не согласен. Люди вполне добросовестно могут смотреть на беспрецедентную ситуацию иначе", — написал Коми в Twitter.
На данный момент нет данных, чтобы кто-либо из фигурантов расследования был привлечен к ответственности. Однако минюст все же может использовать расследование в качестве формального основания для дисциплинарных мер и новых расследований.