ВАШИНГТОН, 14 июн — РИА Новости, Татьяна Калмыкова. После выхода Соединенных Штатов из сделки с Ираном по ядерной программе и восстановления всех санкций против Ирана — как первичных, так и вторичных — перед европейскими союзниками США встал тяжелый вопрос: как защитить свои компании и сохранить при этом то, что осталось от многостороннего соглашения.
Бывшие представители администрации США, которые работали над санкциями в отношении Ирана, а также над заключением ядерной сделки, отметили в беседе с РИА Новости, что, скорее всего, большинство европейских компаний покинут Иран.
Запуск санкционного механизма
В целом, существуют две категории санкций — первичные и вторичные, которые также называют экстерриториальными. В то время как первичные санкции касаются бизнеса американских компаний с Ираном, то вторичные — бизнеса компаний других стран с Ираном. В случае продолжения ведения дел в этой стране, иностранные предприятия рискуют оказаться отрезанными от американского рынка. Весь расчет идет на то, что санкции не нужно будет вводить, поскольку компании сами осознают такой риск и просто свернут свой бизнес. Это справедливо и в отношении других стран, против которых США ввели санкции, в том числе и России.
Бывший директор по международным экономическим делам Совета нацбезопасности Белого дома, экс-заместитель координатора по санкционной политике госдепа Дэвид Мортлок рассказал в интервью РИА Новости, что после выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе стране предстоит проделать большую работу. Ее можно разделить на две части — техническую и дипломатическую. К первой относятся вопросы возвращения санкционных положений и юридических полномочий для введения санкций, а также предоставление руководств компаниям относительно того, что запустит процесс введения вторичных санкций, а что нет. Ко второй — многочисленные поездки в другие страны и встречи с официальными лицами и бизнесом для того, чтобы разъяснить проводимую политику и попытаться убедить в ее необходимости.
В этот раз, отмечает Мортлок, это будет сделать гораздо сложнее, поскольку "существует довольно фундаментальный уровень разногласий между правительствами по решению США выйти из сделки".
Гибкость по-американски
Аналогичную гибкость США хотят сохранить и с точки зрения того, какие последствия могут ждать те компании, которые решат продолжить работу с Ираном. "Вариантов санкций, которые правительство США может ввести против европейской или азиатской компании за ведение бизнеса в Иране, чрезвычайно много", — подтвердил Мортлок.
Ричард Нэфью, входивший при администрации Барака Обамы в переговорную команду США по Ирану, а также работавший над разработкой санкций в отношении этой страны, отметил в свою очередь, что в зависимости от того, кем вы являетесь — компанией или банком — есть разные виды санкции. "Если вы — банк, то вам могут отказать в установлении банковской деятельности на основе корреспондентских отношений с США. Если вы — Standard Chartered, то можете потерять отношения с JP Morgan. Если вы — компания, то исполнительным директорам может быть запрещен въезд в США, может быть введен запрет на импорт-экспорт товаров. Некоторые вещи имеют значения, некоторые — нет. И все зависит от того, что думают в госдепартаменте и министерстве финансов", — заявил он.
Над санкциями ежедневно в США трудятся сотни человек. К примеру, по словам Нэфью, в министерстве финансов на данном направлении работает около 400 человек.
"Очень много людей работают над этим ежедневно — будь то OFAC или команда по санкциям в госдепартаменте. Десятки, десятки людей работают по Ирану ежедневно. Но также нужно учитывать и тот факт, что над этим также работают посольства, послы, поскольку это является крайне важным дипломатическим вопросом. Работают правоохранительные органы — ФБР и Минюст", — подчеркнул Мортлок.
Так что человеческие ресурсы для США, по словам экспертов, не являются проблемой в осуществлении санкционной политики.
Еще одним вопросом в непростых санкционных перипетиях является то, кто и как принимает решения о введении ристрикций. По словам собеседников РИА Новости, при прошлой администрации решения о введении вторичных санкций принимались на очень высоком уровне, в особенности если речь заходила о европейских, японских, южнокорейских компаниях. "Мы всегда поднимали их по меньшей мере до уровня заместителей, глав ведомств, а иногда и до президента. Главный источник информации — это расследования, разведка, адвокаты", — сообщил Нэфью. Так, по его словам, "все санкции проходят через юристов, чтобы убедиться, чтобы это соответствовало стандартам обвинительного акта, чтобы быть точно уверенными в фактах и убедиться, что на нас не подадут в суд".
"А если на нас и подадут в суд, то мы выиграем", — резюмировал бывший дипломат.