БЕРЛИН, 11 июн — РИА Новости. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в понедельник прибудет в Берлин, где примет участие во встрече глав МИД "нормандского формата", куда входят ФРГ, Россия, Франция и Украина.
Накануне встречи состоялся телефонный разговор президентов России и Украины Владимира Путина и Петра Порошенко, в котором было подчеркнуто, что стороны обсуждали текущую ситуацию именно в контексте предстоящей берлинской встречи. Однако эксперты отмечают, что конкретных договоренностей вряд ли стоит ожидать, в нынешних условиях прорывом является уже то, что министры обсудят острые вопросы за одним столом.
Долгожданная встреча
Лавров и его коллеги по четверке Хайко Маас, Жан-Ив Ле Дриан и Павел Климкин соберутся 11 июня в Берлине впервые с февраля 2017 года, когда прошла последняя встреча в подобном формате. После этого стороны должны были встретиться в феврале 2018 года на полях мюнхенской конференции по безопасности, но переговоры не состоялись из-за отсутствия — по внутриполитическим причинам — главы МИД ФРГ (на тот момент Зигмара Габриэля).
По мнению Лаврова, это тот минимум, без которого министры не могут отчитаться перед лидерами о том, что они выполняют свои функции добросовестно.
Прекращение огня и "формула Штайнмайера"
Предваряя встречу, в российском МИД заявили, что центральной темой дискуссий станет ход реализации минских соглашений 2015 года, а также договоренностей, достигнутых в ходе встреч на высшем уровне в "нормандском формате" – в Париже 2 октября 2015 года и Берлине 19 октября 2016 года.
Происходит это на фоне стремительного обострения ситуации на юго-востоке Украины. После срыва так называемого "пасхального" перемирия ОБСЕ еженедельно фиксирует усиление интенсивности обстрелов вдоль линии разграничения. "ВСУ грубо нарушаются договоренности о разведении сил и средств сторон. Так и не осуществив это процесс в Станице Луганской, украинские силовики интенсивно укрепляются в населенных пунктах Золотое и Петровское, откуда ими и ополченцами Донбасса осенью 2016 года были отведены войска и техника", — заявили в этой связи в МИД РФ.
Эксперты в этой связи напоминают, что после подписания президентом Украины Петром Порошенко 30 апреля указа о завершении антитеррористической операции в Донбассе началась операция Объединенных сил, и теперь руководство военными действиями перешло от Службы безопасности Украины непосредственно к военным, что можно считать неким сигналом.
Российская сторона на встрече 11 июня намерена потребовать "безотлагательно" восстановить статус-кво, сложившийся в населенных пунктах Золотое и Петровское после осуществления там в 2016 году разведения сил и средств сторон, и завершить данный процесс в Станице Луганской, подчеркнули в дипведомстве.
Отдельное внимание будет уделено политическим аспектам урегулирования. Речь, прежде всего, идет о необходимости фиксации достигнутых на саммитах "нормандской четверки" в 2015 и 2016 годах договоренности о порядке вступления в силу закона об особом статусе Донбасса, более известной как "формула Штайнмайера".
Как отметил ранее замглавы МИД РФ Григорий Карасин, Москва рассчитывает, что предстоящая встреча министров сдвинет замерший политический процесс с мертвой точки, а также поможет продвинуться в вопросах безопасности.
Другой важной темой повестки министерской встречи станет вопрос размещения в Донбассе миротворцев ООН. Россия внесла в СБ ООН проект соответствующей резолюции еще в сентябре 2017 года. "Однако мы до сих пор не получили письменных поправок по этому документу. Вместо этого наши европейские и американские партнеры продвигают идеи силовой операции "по принуждению к миру", установлению в регионе – до проведения там местных выборов – международной военно-гражданской администрации. Такие предложения, идущие вразрез с минскими соглашениями, отвергаются Донецком и Луганском", — напомнили в российском МИД.
В этой связи подчеркивается, что любые форматы международного содействия урегулированию внутриукраинского кризиса, в том числе по линии ООН, "должны опираться на согласие самих сторон конфликта – Киева и Донбасса".
Накануне встречи в МИД РФ отметили, что стороны должны активизировать усилия по улучшению гуманитарной ситуации на территории Донбасса, а также добиться подвижек в решении вопросов обмена пленными и незаконно удерживаемыми лицами. В Киеве накануне заявили, что в приоритетном порядке намерены рассматривать именно вопрос обмена заключенных, в том числе осужденных в России украинцев.
Данный вопрос поднимался в том числе в ходе телефонного разговора Путина и Порошенко. Лидеры договорились что в ближайшее время уполномоченные по правам человека обеих стран посетят заключенных, при этом в Киеве уже сообщили, что украинский омбудсмен готова прибыть в Россию уже 11 июня.
Президенты РФ и Украины также обсудили подготовку в предстоящей встрече министров и реализацию минских соглашений. Комментируя этот разговор, российский лидер отметил: поскольку инициатива этого разговора исходила от украинской стороны, в этом уже проявляется заинтересованность в урегулировании. "Во всяком случае, я на это надеюсь", — сказал Путин.
Эксперты отмечают позитивный фон заявлений накануне берлинской встречи и сам факт проведения данной встречи спустя почти полтора года. Однако отмечается, что прорыва ждать не приходится.
"Давно не собирались, поэтому то, что договорились об обсуждении минского процесса, — это уже плюс. Я думаю, что во главу угла будет поставлен вопрос о миссии ООН, будет попытка найти общий знаменатель, где российская позиция будет преломлена через немецкий и французский подход и соответственно отторжения со стороны Украины. Если это будет преодолено, это будет очень большой успех. Будет важно, чтобы стороны договорились о прекращении военных действий. Если эти вопросы артикулированы в ходе обсуждения — это уже будет большой успех. А относительно договоренностей, я сомневаюсь, что что-то будет достигнуто", — считает Белов.
В свою очередь доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш считает, что "нет признаков того, что встреча может быть результативной".
"Нет запроса на встречу лидеров в "нормандском формате". В этом смысле по сути по одиночке Путин встречался и с Ангелой Меркель, и с Эммануэлем Макроном. Но министерская встреча в любом случае нужна, чтобы заявить позицию, чтобы сверить часы", — полагает эксперт.
По его словам "прорыв", в частности, по вопросу миротворческой миссии в Донбассе, может быть только за счет изменения российской позиции. "Если Россия согласится, что контингент будет размещаться в нарушение минских соглашений — на российско-украинской границе. Но на это — нарушение минских соглашений — Россия не пойдет", — подчеркнул эксперт.