МОСКВА, 9 июн — РИА Новости. Генетики восстановили геном самой древней чумной палочки на Земле, следы которой нашли в останках людей, живших в окрестностях Самары в конце бронзового века, примерно 3,8 тысячи лет назад. Выводы ученых опубликованы в журнале Nature Communications.
Краузе, известный палеогенетик-"некромант", и его коллеги уже несколько лет изучают обстоятельства крупнейшей в истории Европы эпидемии — так называемой черной смерти, вызванной чумной палочкой, Yersinia pestis. В 2011 году группа Краузе восстановила геном этой бациллы, а чуть позже — нашла мутации, превратившие псевдотуберкулезную палочку (безобидную почвенную бактерию) в "бич божий" XIV века.
Сравнительно недавно, в феврале 2016 года, Краузе и его коллеги обнаружили, что вспышку чумы в Марселе в XVIII веке вызвал тот же штамм Yersinia pestis, что был виновником и черной смерти. Это оказалось большой неожиданностью, так как ученые считали, что эта разновидность микроба исчезла, уступив место менее заразным и смертоносным штаммам.
Пытаясь понять, как это могло произойти, команда Краузе приступила к поискам следов чумы в разных уголках Европы и Азии. На Ставрополье они обнаружили свидетельства того, что чума существовала еще в каменном веке. Эта чумная палочка, как тогда выяснилось, еще не умела распространяться через блох, и это могло сдерживать ее эпидемии.
На территории России Краузе и его коллеги наткнулись на еще более интересный пример "ископаемой" чумы, которую можно считать предтечей черной смерти и других крупных эпидемий. Эту чумную палочку генетики нашли, изучая тела двух человек, погребенных в одной могиле в кургане в окрестностях Самары.
Останки сохранились очень хорошо, так что ученые смогли понять, что один из скелетов принадлежал мужчине потенциально протославянского или просто индоевропейского происхождения. В его костях нашлось множество обрывков ДНК древней Yersinia pestis.
Скелет второго человека, чей пол и этническую принадлежность определить не удалось, тоже был покрыт следами чумной палочки, что говорит о том, что оба умерли от инфекции и были погребены вместе.
Когда команда Краузе восстановила этот микроб, чей геном им удалось прочитать несколько десятков раз, ее поджидал сюрприз — оказалось, что чумная палочка из Самары вовсе не похожа на бактерию со Ставрополья.
В ДНК самарской Yersinia pestis присутствовал ген ymt, необходимый для жизни в желудке блох. А поскольку она погубила сразу двух человек, то это говорит о том, что распространялась она от человека к человеку таким же образом, что и черная смерть, чума Юстиниана и прочие вспышки инфекции.
Более того, как показало сравнение геномов, самарскую чумную палочку можно считать "прародителем" этих эпидемий. Это подтверждает теорию Краузе о том, что быстрое расселение индоевропейских народов по Старому Свету могло быть вызвано вспышкой чумы, уничтожившей или ослабившей племена охотников-собирателей, заселивших Европу и Азию около 40-35 тысяч лет назад.