Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Вроде бы великий китайский философ Конфуций, основоположник нынешней китайской цивилизации, должен быть последним в мире персонажем, который сегодня мог бы волновать Америку. Однако в сенате на этой неделе состоялись слушания если не лично насчет философа, то по поводу работающих на американской территории китайских Институтов Конфуция. Их устроил большой ненавистник Китая, сенатор-республиканец Марко Рубио. Тот, который довольно всерьез претендовал на пост республиканского кандидата в президенты. Общий смысл происходящего — что Институты Конфуция надо не только объявить иностранными агентами, но и попросту закрыть все до единого, поскольку они угрожают национальной безопасности США.
И так далее по всему глобусу. Но в истории с Институтами Конфуция речь идет уже не о международной, а о внутренней политике — о том, что сегодня в США появилась масса желающих увидеть китайца под каждой кроватью. Примерно так же, как в предыдущие эпохи под кроватями обнаруживали русских.
Весь список претензий к Институтам Конфуция получается довольно длинным, но сводится дело попросту к культурному влиянию Китая на американское общество.
Поэтому речь идет о том, как США способны давать отпор китайскому глобальному культурному влиянию. В том числе на своей территории.
В США их более 100, располагаются по большей части на территориях университетов. У каждого по два директора — китайский и американский. Учат языку, живописи (допустим, изобразить листья пиона акварельными мазками, причем преподаватель этого искусства — американец). Кухне, танцам, музыке… да, а в отдельных случаях и философии. В конце концов, "учитель Кун" действительно высказал множество мыслей о том, каким должно быть идеальное общество и как им следует управлять. Сегодняшняя политическая система Китая и еще ряда стран вполне "конфуцианская", хотя не все готовы это признать.
Так же, как "распространения китайской культуры", в США боятся и китайского англоязычного телевидения, которое отлично работает по всему миру, в том числе в Америке. Так же боятся научных исследований.
Итог: Институты Конфуция обвиняют в том, что они "душат академические свободы". То есть свобода — это писать об угнетенном Тибете. А если наоборот, то этого делать нельзя, свобода подавляется.
…Вообще Запад пока не решил, что делать с возросшим китайским цивилизационным влиянием — закрываться от него "идеологическим занавесом" или конкурировать по-честному.
А мы можем просто оценить иронию. Еще совсем недавно речь шла об экспорте американской идеологии в Китай. Сегодня они боятся китайского идейного импорта.