Ежегодно 18 мая отмечается Международный день музеев. Решение об учреждении праздника было принято по инициативе советской делегации на XI Генеральной конференции Международного совета музеев (International Council of Museums, ИКОМ), проходившей в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в мае 1977 года.
ИКОМ — всемирная организация, представляющая музеи и профессионалов музейного дела. Деятельность ИКОМ направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия — прошлого и будущего, материального и нематериального.
Организация, созданная в 1946 году, насчитывает 37 тысяч членов в 141 стране мира.
До официального учреждения Международного дня музеев ИКОМ ежегодно проводил мероприятие под названием Музейный крестовый поход.
В 1992 году впервые была предложена общая тема Международного дня музеев.
В 1997 году впервые был создан официальный постер Международного дня музеев. С тех пор ежегодно ИКОМ разрабатывает фирменный стиль и готовит макеты плакатов, открыток и интернет-баннеров, размещая их в свободном доступе на более чем 10 языках. В 2011 году для организации мероприятий были привлечены институциональные партнеры и введены новые элементы бренда: слоган, официальный сайт в интернете и информационный комплект. В этот год ИКОМ также стал патроном Европейской ночи музеев, которая обычно предвосхищает Международный день музеев.
Праздничные мероприятия могут продолжаться один день, выходные или целую неделю. В этот день музеи проводят мероприятия, связанные с главной темой праздника.
В 2018 году Международный совет музеев выбрал тему "Музеи в эпоху гиперкоммуникации: новые подходы, новые аудитории".
Термин "гиперкоммуникация" был изобретен в 2001 году для обозначения многообразия средств связи, которые сегодня есть в распоряжении людей. К ним относятся личное общение, электронная почта, социальные сети, телефон, интернет и многое другое. Эта глобальная сеть коммуникации приобретает все более сложные и разнообразные взаимосвязи, участниками которых становятся и музеи.
Благодаря технологиям музеи могут выйти за рамки своей основной аудитории и привлечь новых посетителей, популяризируя свои коллекции различными способами — цифровизации культурного наследия, включение мультимедийных средств в экспозицию, а также создание хештега, который позволит вызвать дополнительный интерес публики к музею и его коллекциям в социальных сетях.
Музейная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", который был принят 24 апреля 1996 года.
В 2013 году для экспонирования произведений искусства из крупных музеев в регионах России был создан передвижной фонд ведущих российских музеев. В рамках этого проекта выставочные проекты создаются адресно каким-либо крупным федеральным музеем для одного или нескольких небольших региональных.
В середине 1990-х годов в России появились виртуальные музеи, которые с развитием интернета превратились в заметное явление музейной жизни. Виртуальный музей (от virtual — возможный, скрытый, как бы существующий) — информация на электронном носителе о музее, который существует реально (сайты музеев) или только в сетевом пространстве. Преимущество такого ресурса в том, что любой желающий, имеющий выход в интернет, сможет из любой части света посмотреть постоянную экспозицию музея, не выходя из дома, что особенно удобно людям с ограниченной возможностью передвижения. В настоящее время в России создано свыше 200 виртуальных музеев.
С апреля 2017 года стартовала платформа "Артефакт", благодаря которой все музеи в РФ имеют возможность в режиме дополненной реальности показывать выставки своим посетителям.
С 1 января 2015 года российские музеи стали бесплатными для детей, вне зависимости от их гражданства.
В 2017 году российские музеи посетило рекордное количество человек — 125 миллионов.
С 1999 года в Москве проводится фестиваль "Интермузей", который позволяет отследить тенденции в развитии музейного дела. В 2017 году на фестивале побывало более 40 тысяч посетителей. В 2018 году фестиваль объединит около 400 музеев из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Традиционно в рамках празднования Дня музеев во многих странах мира проводится акция "Ночь музеев". Главной ее целью является возможность привлечь и заинтересовать посетителей яркими, неординарными программами, посвященными культурному и историческому наследию. Основной девиз "музейной ночи" — открытость для зрителей. Все желающие могут бесплатно посетить выставки, семинары, лекции и мастер-классы на разных площадках.
В России первым для ночных посетителей свои двери распахнул Красноярский музейный центр в 2002 году, в 2007 году к акции присоединилась Москва. С 2008 года "Ночь музеев" стала в Москве ежегодной и проводится в третьи выходные мая. С 2015 года в мероприятии участвуют федеральные, ведомственные и частные площадки и музеи по всей России.
В 2018 году акция состоится в ночь с 19 на 20 мая, тема этого года — "Шедевры из запасников".