Обозреватель Sputnik Армения Ашот Сафарян, специально для РИА Новости
Лидер армянских протестов Никол Пашинян, занявший кресло премьер-министра и фактического руководителя государства, завершил формирование нового правительства.
Что стоит учесть: новый кабинет министров — лишь промежуточный этап в процессе полного переформатирования власти. Парламент Армении все еще отражает допротестную политическую ситуацию. Большинством в Национальном cобрании остается Республиканская партия, после избрания Пашиняна объявившая об уходе в оппозицию.
Это, строго говоря, политический нонсенс. Не может быть оппозицией сила, которая обладает большинством мандатов, портфелями спикера парламента и двух вице-спикеров. Следовательно, в задачи нового премьера входит проведение внеочередных выборов. В противном случае Армении угрожает двоевластие, чреватое перманентным политическим кризисом.
Для внеочередных выборов (которые могут состояться как минимум до конца текущего года) Пашиняну нужно сохранить политический капитал, приобретенный в ходе протестов. У нового премьера удачные стартовые условия — он располагает высокой легитимностью внутри страны. Однако сможет ли Пашинян сохранить ее до выборов — вопрос. Даже фамилии новых министров не были однозначно восприняты в обществе. В соцсетях можно встретить массу откликов и комментариев — как в поддержку кадровой политики нового премьера, так и резко критических.
Что побудило премьера пойти на такое резкое омоложение кабинета министров? Напрашивается несколько ответов. Во-первых, очевидно, что в нынешней ситуации Пашиняну требуются люди, максимально преданные непосредственно ему. В данном случае профессиональные качества, возможно, уходят на второй план.
Во-вторых, перед Пашиняном стоит задача сохранения своего рейтинга вплоть до внеочередных парламентских выборов. Учитывая, что объявленную им "бархатную революцию" сделала в основном молодежь — кадровые решения адресованы ей же. В конечном итоге — самому премьеру еще не исполнилось и 43. Новые назначения — это некий месседж Пашиняна о масштабном обновлении государственной системы и о том, что судьбу государства отныне вершат во всех смыслах "новые" люди, не замешанные в скандалах.
Третья возможная причина таких решений лежит на поверхности. Это элементарный кадровый голод. Нужно учесть, что победа "бархатной революции" стала для самого лидера протестного движения некоторым сюрпризом. Возможно, в расчеты Пашиняна не вписывался столь быстрый уход прежней власти. И, соответственно, сходу формировать полноценную команду профессионалов и опытных управленцев было просто невыполнимой задачей.
То же касается и оборонного ведомства. Страна, которая находится в затяжном противостоянии с Азербайджаном и в которой армия считается самым прочным государственным институтом, не может позволить себе кадровых экспериментов в Минобороны. Пашинян, понимая это, назначил министром обороны профессионального военного Давида Тонояна, в прошлом первого заместителя министра обороны, затем главы МЧС.
Назначение вчерашних программистов, востоковедов и экономистов на столь высокие должности, очевидно, призвано продемонстрировать и то, что в государстве отныне запущены "социальные лифты".
В конце концов, невозможность реализации молодежью своего потенциала и неспособность видеть для себя перспективы на родине и вывело тысячи людей на улицы в апреле.